ПлатформыПо разным оценкам, в контуре Haier сейчас работают несколько десятков цифровых платформ, часть которых — это легаси ПО, а часть — комплексные решения, обеспечивающие взаимоувязку всех бизнес-процессов, начиная с создания микропредприятий и заканчивая техподдержкой продуктов.
Цифровых столпов предпринимательства (платформ) в Haier два (две): Haier Workbench (маркетплейс, позволяющий создавать микропредприятия, управлять ими и организовывать взаимодействие команд) и COSMOPlat (всё, что нужно для разработки и производства продуктов).
Что характерно, главную для компании предпринимательскую платформу Workbench Haier создала полностью самостоятельно: в 2019 году IT-команда «головного» Haier (400+ человек, из которых 50 работали только над платформой) получила задачу разработать решение, которое позволило бы свести к минимуму транзакционные издержки и ускорить взаимодействие как между работниками одного предприятия, так и между несколькими предприятиями — в первую очередь для того, чтобы у всего конгломерата микропредприятий и внутренних стартапов появилась возможность совместной разработки продуктов в экосистемной логике.
Платформа состоит из трех основных компонентов:
- цифрового маркетплейса, где сотрудники могут а) размещать заявки на создание новых микропредприятий, б) участвовать в тендерах на право войти в команды новых микропредприятий (предлагать внести вклад в достижение заявленных командами целей: рост количества продаж, прибыли и пр.), в) вести всю формальную работу (которая вдобавок практически полностью автоматизирована; например, после того, как СЕО нового предприятия одобрит состав команды и КПЭ каждого участника, платформа автоматически генерирует «умные контракты» на блокчейне с каждым из них, а потом также автоматически контролирует достижение целей и выплачивает полагающиеся деньги).
- цифрового дэшборда, позволяющего контролировать и при необходимости обновлять планы достижения целевых показателей микропредприятий и «экосистемных проектов» (продуктов, изготавливаемых несколькими предприятиями), а также всех их сотрудников; в частности, дэшборд автоматически разбивает показатели на недельные, месячные и годовые цели, заодно вычисляет долю от прибыли микропредприятия/ экосистемного проекта, которую должен получить каждый сотрудник по итогам месяца. Кроме того, в дэшборд встроена система автоматического рейтингования сотрудников в зависимости от того, выполняют ли они взятые обязательства.
- системы обмена сообщениями, в которой кто угодно может коммуницировать с кем угодно в пределах экосистемы Haier, начиная с поставщиков и заканчивая пользователями продукции.
Проще говоря, Workbench заменяет огромный штат юристов, бухгалтеров и HRов, а заодно работает как универсальный (и, надо сказать, пугающий) инструмент обеспечения прозрачности внутри корпорации.
Как и в случае с радикальным предпринимательским подходом, оценить коммерческий вклад платформы в рост прибылей Haier пока довольно сложно, но известно, что за два года с момента ее запуска (2019−2021) на платформе было создано 400+ «экосистемных» проектов (продуктов, требующих интенсивного взаимодействия микропредприятий).
В тандеме с Workbench работает платформа COSMOPlat («облачная платформа для умного производства» — Cloud of Smart Manufacturing Operation Platform), созданная на семь лет раньше маркетплейса, в 2012 году, и органично его дополнившая, в том числе после полного обновления 2017 года.
Если общую организационную конфигурацию Haier можно назвать «радикальным внутренним предпринимательством», то COSMOPlat — это «радикальное PLM/управление жизненным циклом продукта». Изначально платформа разрабатывалась как инструмент обеспечения глубокой кастомизации продукции за счет интеграции разных видов промышленного ПО; к 2024 году она превратилась в единую, бесшовную систему создания продуктов, начиная со сбора данных о потребителях (на этапе генерации идей) и заканчивая сервисным обслуживанием.
Рамочный перечень компонентов COSMOPlat включает:
а) IIoT (полноценную систему промышленного Интернета вещей от Haier: датчики/сенсоры/контроллеры, 5G передача данных, их хранение и управление ими, «тяжелый» промышленный ИИ для предиктивной аналитики и автоматического перепрограммирования производственного оборудования и пр.);
б) полный набор взаимоувязанного «продуктового» ПО: CAD/CAM/CAE, ERP, MES и PLM;
в) ПО (в том числе на базе ИИ) для управления цепочками поставок (поставщиками, субподрядчиками и пр.), интегрированное с разработческим и производственным софтом;
г) ПО для продаж, логистики, сервисного обслуживания продуктов и пр.
(Изначально COSMOPlat конечно же была разработана как чисто внутренний продукт Haier, но где-то с 2022 года компания начала продавать платформу как универсальное решение в области управления промышленным производством, жизненным циклом продукции и пр.)
И, конечно, Haier была бы не Haier, если бы не начала капитализировать свои «внутрипредпринимательские» компетенции и платформы: по итогам работы Workbench и реализации «экосистемных» продуктовых проектов компания запустила еще одну платформу — Hai Chuanghui (HCH), —позволяющую предлагать новые идеи и разрабатывать продукты командам и компаниям, не имеющим к Haier никакого отношения.
Вкратце: HCH — это акселерационная платформа, дающая командам доступ ко всей производственной экосистеме Haier, начиная с предпринимательских тренингов (на базе опыта микропредприятий) и заканчивая производственными мощностями (140+ заводов, 5000+ микропредприятий и команд, бог знает сколько поставщиков).
Проще говоря, Haier оценивает проектные/продуктовые идеи, инвестирует в команды деньги и ведет их по экосистеме, по сути превращая «входящие» стартапы в собственные микропредприятия.
(Пока платформа HCH работает только в Китае — ее представительства развернуты в 18 городах присутствия Haier, инвестиции и доступ к производственным мощностям получили около 30 внешних компаний; в самом начале 2020‑х Haier пыталась «продать» платформу западным партнерам и конкурентам, но после очередного витка санкционных обострений продажи идут не очень.)