Северный завоз
Важная тема, связанная со внутрироссийскими рейсами, — северный завоз. Как сообщил на ВЭФ Г. Гусейнов, федеральный закон по северному завозу, который готовили около года, принят, как и практически все подзаконные акты, за исключением регулирующих деятельность единого морского оператора. В ближайшее время будут приняты и они. Функцию единого морского оператора взял на себя Росатом.
Также в рамках северного завоза запланировано создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС), в рамках которой участники смогут получить транспортно-логистические услуги, планировать и выполнять закупки и пр. Одна из задач ФГИС — отслеживать выполнение контрактов и соответствие планов реальности. Правда, как сообщил Г. Гусейнов, на запуск ФГИС потребуется не один год.
Объем северного завоза составляет около 4 млн тонн, номенклатура его выросла. В список добавили лекарства, расширили следующие группы: продовольственную, непродовольственную и горюче-смазочных материалов (ГСМ). Теперь, как отметил Г. Гусейнов, перечень соответствует понятию товаров первой необходимости.
Пилотный рейс по новым правилам запланирован на 2025 год на Чукотку, так как на этот регион приходится около 30 % объема северного завоза. Как пояснил, выступая на ВЭФ, губернатор Чукотки Владислав Кузнецов, территория большая, на ней живут 48 тыс. человек, им нужны продукты питания, ГСМ, топливо, стройматериалы. 90 % из этих товаров попадают в регион морским путем. Росатом для Чукотки — понятный надежный контрагент, с которым регион давно работает над различными проектами. Губернатор выразил надежду, что госкорпорация сможет не только доставлять грузы, но и выгружать их на необорудованный берег и перемещать по рекам. (К сожалению, пока непонятно, как она выполнит две последние задачи.)
Работа через единого морского оператора позволит сделать цену фрахта предсказуемой на несколько лет. «Морские перевозки контрактуются на год, и динамика показывает, что ставка фрахта за год может увеличиваться до 50 %. Годовой контракт не позволяет судоходной компании сформировать инвестиционный цикл, построить новое судно. Нужна надежность в доставке: регионам надо, чтобы тарифы оставались на прежнем уровне, а в идеале еще и снижались. Поэтому нужен связующий элемент, который даст гарантии всем участникам: судоходная компания получает фрахт на 3−5 лет, регион — надежного поставщика, и все могут планировать распоряжение финансами», — заявил В. Панов на форуме «Арктика — регионы».
С 2026 года единый морской оператор должен начать работу по всем регионам, участвующим в северном завозе. «Мы видим большую заинтересованность других регионах в такой схеме», — сказал В. Панов на ВЭФ.