— Что представляет собой ИИКС?
— Сегодня это большое структурное подразделение университета с шестью кафедрами. Две из них прежде входили в состав классического факультета кибернетики, четыре — факультета информационной безопасности.
— На московской площадке НИЯУ МИФИ студентов обучают несколько образовательных структур, тесно связанных с проблематикой кибернетики, электронно-вычислительных процессов и защиты информации. Это, например, Институт финансовых технологий и экономической безопасности, факультет бизнес-информатики и управления комплексными системами. Какое место ИИКС занимает среди них?
— Как для абитуриентов, так и для внешних партнеров мы позиционируем себя как основной IT-институт в университете. Сегодня мы обучаем студентов на всех образовательных уровнях. Больше всего направлений — по четыре — открыто на бакалавриате и в магистратуре. Называются они одинаково: «Прикладная математика и информатика», «Информатика и вычислительная техника», «Программная инженерия», «Информационная безопасность». Конкурс стабильно высокий. Для примера: проходной балл ЕГЭ на бакалавриат по информационной безопасности в позапрошлом году составлял 278, в прошлом — 277 (и это при том, что контрольные цифры приема — то есть количество бюджетных мест — выросли с 63 до 85). К слову, еще пять лет назад обучающихся в магистратуре ИИКС было больше, чем на бакалавриате. Сегодня этот перекос устранен, а в нынешней приемной кампании контрольные цифры приема на бакалавриат подросли еще больше.
— Это запрос НИЯУ МИФИ или инициативу проявило государство?
— Сочетаются оба фактора. На фоне острой нехватки IT-специалистов стали относительно доступны многочисленные курсы, позволяющие освоить минимально востребованные навыки за два-три месяца. На рынке сегодня их много. Но дальнейший качественный профессиональный рост для окончивших такие курсы сложен. Поэтому позиция государства такова: подготовку IT-специалистов в технических университетах надо наращивать.
— У ИИКС контрольные цифры приема как на бакалавриат, так и в магистратуру общие с некоторыми другими входящими в МИФИ институтами. Что это означает на практике?
— Поступившие могут выбрать образовательные программы в одном из институтов (они существенно различаются), на специальность в дипломе это не повлияет. Внутри университета здоровая конкуренция за самых талантливых новичков. А еще в ИИКС в течение первых двух курсов бакалавриата различия в учебных программах для разных специальностей минимальны. Сделано это для того, чтобы при наличии свободных мест студент-бюджетник мог после четвертого семестра поменять направление подготовки, досдав экзамены по нескольким дисциплинам.
— Собираются ли в институте обучать новым IT-специальностям?
— Сегодня мы готовим специалистов в трех больших IT-областях: информационная безопасность, искусственный интеллект и разработка программно-аппаратных решений. Стратегия на перспективу (а в этих сферах горизонт планирования слишком протяженным быть не может) — оставаться в них, но постоянно следить за инновациями и новыми технологиями, гибко подстраивать под них образовательную программу. Конкретных планов по обучению новым специальностям у нас пока нет, но учебные программы постоянно пересматриваются. Сейчас мы видоизменяем учебные курсы программирования, которые читаются бакалаврам на первых четырех семестрах: очень важно сформировать базовый «скелет» знаний, на который затем нанизываются специфические компетенции.
Также по поручению ректора НИЯУ МИФИ мы пересматриваем линейку курса общей физики. Студенты ИИКС часто спрашивают: «Зачем мне физика?» И ответом: «Таково наследие МИФИ», — уже не обойдешься: за сильных абитуриентов мы боремся, к конкурентам отпускать их не хочется. Замечу, что даже в МФТИ для студентов IT-специальностей общую физику сделали курсом по выбору.
Наша принципиальная позиция: этот предмет остается в обязательном учебном процессе. Прежде всего, студентов важно обучить культуре проведения эксперимента — к примеру, они должны знать, что такое доверительный интервал, как рассчитать и оценить ошибки по результатам экспериментов. Кроме того, мы изучили мировой опыт: посмотрели, преподается ли физика на IT-направлениях ведущих технологических университетов мира. Общий вывод: преподается, причем все разделы без исключения. А вот количество лекций по физическим предметам сейчас обсуждается. Пока нам представляется, что курс общей физики нашим бакалаврам будет преподаваться со второго по четвертый семестр, а на первом семестре мы в режиме факультатива станем подтягивать первокурсников, чьи знания по этому предмету не очень нас устраивают. Модернизировать собираемся и содержание курса, сделав акцент на связи физики с информационными технологиями. Например, в физическом практикуме можно сначала поставить классический лабораторный эксперимент, а затем смоделировать его на компьютере, сравнить алгоритмы и результаты.
— По направлению бакалавриата «Программная инженерия» ИИКС третий год набирает студентов на программу экстремального программирования. Что это такое?
— Это эксперимент, и пока он вполне себя оправдывает. Мы растим ребят, нацеленных на успех в соревнованиях по спортивному программированию. Конечно, спортивные достижения для нашего университета — не самоцель, но мы уделяем этой образовательной программе внимание. Обучающиеся по ней студенты быстро набирают профессиональные компетенции. Пока, правда, самые старшие из них перешли на третий курс, но многие уже трудятся лаборантами, а на втором курсе помогали стажировать первокурсников. Речь идет об одной-двух учебных группах, активно участвующих в спортивных сборах и состязаниях. Студентов туда мы обычно набираем непосредственно перед Днем знаний из числа только что поступивших. Вот у них академических часов по общей физике меньше.