Хроники атома: возвращение

В МИРЕ / #7_АВГУСТ — СЕНТЯБРЬ_2024
Текст: Екатерина ЧИСТОВА
Фото: МАГАТЭ, Wikipedia.org, Axpo Holding, EPZ, parlamento.it, OKG
На фото: Саммит по ядерной энергии в Брюсселе. Март, 2024 г.

Страны Европы в последние месяцы пересматривают в положительную сторону свое отношение к атомной энергетике. Среди них даже те, кто десятилетия назад категорически отказались от использования мирного атома. К смене позиции их подталкивают стремление обеспечить собственную энергобезопасность, снизить выбросы СО2, а также поддержка атомных технологий на законодательном уровне.

После аварии на АЭС «Три-­Майл-­Айленд» (1979 год), а также на Чернобыльской АЭС (1986 год) многие страны отказались от развития атомной энергетики из соображений ядерной безопасности. Италия первой закрыла все свои АЭС; Бельгия, Германия, Испания, Швейцария, Нидерланды и Швеция продолжили эксплуатировать АЭС, но объявили о планах отказаться от атомной энергетики. Польша остановила атомную программу и свернула строительство своей первой АЭС — ​"Жарновец". Аналогичный шаг чуть ранее предприняла Австрия (Цвентендорфская АЭС) под давлением настроений общественности. Дания, Латвия, Норвегия, Португалия, не имевшие на тот момент АЭС, решили и не начинать атомные стройки. И вот спустя десятилетия страны пересматривают ранее принятые решения.
Как менялось отношение чиновников ЕС к мирному атому
Все началось с инициативы Еврокомиссии включить в «зеленую» Таксономию Е С атомную и газовую энергетику. (Таксономия — ​это система классификации, определяющая, какую экономическую деятельность считать благоприятной с точки зрения влияния на климат. Она была разработана для поддержки перехода к более устойчивой экономике посредством направления инвестиций в «зеленые» и ESG-проекты.) Летом 2022 года ЕС окончательно одобрил это предложение. Отказ признать атомную энергетику «зеленой» серьезно усложнил бы получение разрешений на строительство новых АЭС и привлечение финансирования этих проектов.

Затем ЕС включил атомную энергетику (наряду с альтернативными видами топлива) в список стратегических технологий с нулевыми выбросами. Это решение было принято в несколько этапов. В марте 2023 года Еврокомиссия составила проект так называемого Закона об индустрии с нулевыми выбросами углерода. Законодательная инициатива направлена на форсирование внедрения технологий, способствующих достижению целевых показателей ЕС в области климата, в том числе за счет ускорения выдачи разрешений на строительство промышленных производств, занимающихся изготовлением компонентов для технологий возобновляемой энергии, а также для атомной энергетики.

В предложении Европейской комиссии было определено восемь стратегических технологий с нулевыми выбросами, для которых следует установить ускоренные сроки выдачи разрешений и в которые следует инвестировать. В список вошли: солнечные фотоэлектрические и тепловые технологии; ветровые технологии на суше и на море; аккумуляторы и накопители энергии; тепловые насосы и геотермальная энергия; водородные электролизеры и топливные элементы; биогаз и биометан; захват и хранение CO2; сетевые технологии. Обсуждая эти предложения, совет ЕС в конце 2023 года расширил список технологий до 10, включив в него атомную энергетику и альтернативные виды топлива. На окончательное утверждение этого решения потребовалось несколько месяцев, и в феврале 2024 года Совет государств — ​членов ЕС и Европейский парламент причислили атомную энергетику к стратегическим технологиям для декарбонизации ЕС.

Переговорщики из парламента, совета и Еврокомиссии подтвердили стратегический характер проектов, связанных с атомной энергетикой и включенных в перечень технологий с нулевыми выбросами. Соглашение охватывает как проверенные атомные технологии, так и инновационные проекты: малые (SMR, ММР) и усовершенствованные модульные реакторы (AMR).

Наконец, в марте в Брюсселе прошел первый в истории Саммит по атомной энергетике, в котором приняли участие делегации более чем 30 стран. Страны-­участницы подчеркнули роль атомной энергии в снижении использования ископаемого топлива, повышении энергетической безопасности и стимулировании экономического развития. Сопредседателями мероприятия выступили премьер-­министр (на тот момент) Бельгии Александр Де Кроо и генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Мариано Гросси, его посетили также президент Европейского совета Шарль Мишель и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Бельгия, Болгария, Хорватия, Чехия, Финляндия, Франция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Польша и Швеция подписали декларацию, призывающую регуляторов обеспечить условия финансирования, необходимые для продления срока службы ядерных реакторов.

Лидеры ЕС заявили, что энергетический кризис и зависимость от зарубежных источников топлива продемонстрировали необходимость развития ядерной энергии, имеющей потенциал как для декарбонизации энергетических систем, так и для обеспечения людей доступным электричеством. У. фон дер Ляйен подчеркнула, что интерес к атомной энергии возрождается в решающий момент для достижения климатических целей ЕС.
Бельгия: закрыть нельзя продлить
АЭС «Тианж», Бельгия
Первый коммерческий атомный реактор в стране заработал в 1974 году. С тех пор построили две АЭС: «Тианж» и «Дул» — ​в составе семи энергоблоков. В 2022—2023 годах по одному блоку каждой станции было выведено из эксплуатации из-за обнаруженных ранее трещин и дефектов в корпусах реакторов (оба имели одинаковую конструкцию). Сейчас в работе пять энергоблоков, которые обеспечивают почти половину энергобаланса страны. Обе электростанции эксплуатируются компанией ENGIE Electrabel.

Планы отказа от атомной энергетики были декларированы еще в 1999 году, но даты и сроки с тех пор постоянно менялись. С 2003 года государство почти не поддерживало ядерную энергетику и выработку электроэнергии на АЭС. В 2009 году бельгийское правительство решило продлить срок службы трех атомных энергоблоков до 2025 года.

Но и решение закрыть все атомные электростанции к 2025 году было отложено в марте 2022 года как минимум на 10 лет на фоне энергетического кризиса из-за резкого снижения поставок российского газа в Европу. Начались переговоры с ENGIE Electrabel о продлении эксплуатации третьего блока АЭС «Тианж» и четвертого — ​"Дул", что позволит стране сохранить 2 ГВт мощности до 2035 года. На обсуждение всех условий ушло 19 месяцев, и в конце концов стороны пришли к соглашению.

Работы по продлению эксплуатации обойдутся в € 1,6−2 млрд, предполагаемая дата повторного пуска энергоблоков — ​ноябрь 2025 года. Еще € 15 млрд ENGIE выплатит за обращение с ядерными отходами. Эксплуатировать обновленные энергоблоки будет вновь созданное юрлицо, принадлежащее ENGIE и бельгийскому государству. Электроэнергия, полученная на этих реакторах, будет оплачиваться через механизм контракта на разницу, обеспечивающий гарантированную минимальную цену. Рассчитанная на основе фактических расходов, эта цена будет установлена в 2025 году и скорректирована в 2028 году.

Что дальше? Вопрос, сохранит Бельгия свои атомные реакторы или выведет их из эксплуатации, отдав предпочтение возобновляемым источникам энергии, остается одной из самых горячих политических тем последних 20 лет. Ответ на него также зависит от политической воли. До июньских выборов пост федерального министра энергетики занимала никогда не скрывавшая своего неприятия атома Тинне Ван дер Стратен — ​член фламандской «зеленой» партии Groen. Но даже она, пообещавшая положить конец атомной энергетике в Бельгии, была вынуждена изменить позицию, когда стало ясно, что страна не может позволить себе потерять этот ценный компонент энергобаланса.
Бельгия
Результаты недавних выборов в парламент благоприятны для перспектив атомной энергетики Бельгии: она, вероятно, будет сохранена и даже расширена. Но даже при скоординированной политической воле сохранение АЭС в качестве основы энергобаланса страны потребует ускоренных переговоров с ENGIE Electrabel (строительство новых АЭС займет около 10 лет) и госгарантий на миллиарды евро.

В публичной плоскости обсуждается несколько предложений по увеличению атомной мощности Бельгии и обеспечению страны доступной, безуглеродной энергией. Один из самых популярных вариантов — ​продление срока службы реакторов, которые должны быть закрыты в 2025 году. Если это будет сделано, наиболее вероятным кандидатом для модернизации станет первый блок АЭС «Тианж» — ​его можно переоснастить современным оборудованием, и он сможет работать до 2035 года. (Впрочем, критики этого плана утверждают, что переоснащение обойдется очень дорого и потребует значительных усилий для обеспечения соответствия станции международным стандартам безопасности.) Еще одна опция — ​продление срока эксплуатации реакторов «Доель‑4» и «Тианж‑3» на 20 лет, а не на 10. Однако это предмет для новых переговоров с ENGIE, и расходы государства на оплату долгосрочных переменных затрат возрастут.

Обсуждается также строительство новых реакторов. Одна из крупных политических партий, Reformist Movement, выступала за ввод 8 ГВт новых блоков; если это произойдет, ядерный парк Бельгии станет больше, чем когда-либо. Еще одна партия, Les Engagés, предложила ввести два или четыре новых энергоблока в 2035 году. Однако атомное строительство занимает около 10 лет. Это означает, что решения о вводе в строй новых блоков должны приниматься очень быстро, иначе к 2035 году атомная энергетика исчезнет из бельгийской энергокорзины.

Еще один перспективный вариант — ​строительство ММР. В конце 2023 года Бельгия присоединилась к международному консорциуму с США, Италией и Румынией для разработки ММР со свинцовым охлаждением. Участники уже вложили € 100 млн в исследования и хотят вывести эту технологию на рынок к 2040 году.
Швейцария: ничего личного, просто энергобезопасность
АЭС «Бецнау», Швейцария
Первые энергоблоки АЭС «Бецнау» были введены в эксплуатацию еще в 1969—1971 годах, последний, на АЭС «Лайбштадт», — ​в 1984 году. После Чернобыля правительство Швейцарии решило остановить строительство еще одной АЭС в городе Кайзераугст. АЭС «Мюлеберг» (372 МВт) была закрыта в 2019 году и сейчас проходит процесс вывода из эксплуатации.

Вопросы развития атомной энергетики в Швейцарии несколько раз выносились на общенациональные референдумы. В 1990 году, например, по итогам референдума был введен 10‑летний мораторий на строительство новых АЭС. Но в 2003 году швейцарцы отказались продлевать его.

После «Фукусимы» тогдашний министр энергетики и охраны окружающей среды Швейцарии Дорис Лойтхард заявила о намерении правительства полностью отказаться от атомной энергетики в среднесрочной перспективе. В 2011 году Федеральный совет Швейцарии принял решение о постепенном закрытии всех АЭС страны, что было подтверждено на референдуме в 2017 году. Согласно решению правительства, атомные электростанции должны были эксплуатироваться до конца срока их службы, а новые — ​не возводиться.
Швейцария
Однако в ноябре 2023 года стало известно, что Швейцария планирует использовать свои атомные электростанции дольше, чем ожидалось. Федеральное управление энергетики отметило, что швейцарские АЭС могут работать до тех пор, пока это безопасно. Операторы станций Axpo Holding AG и Alpiq Holding AG уже продлили срок эксплуатации своих станций до 60 лет — ​это оказалось экономически целесообразным для энергокомпаний без дополнительной финансовой поддержки государства. А в марте 2024 года Axpo начала проверку своей АЭС «Бецнау», самой старой в мире атомной станции, с целью продлить ее эксплуатацию до 2040 года (ранее планировалось закрыть АЭС в 2030 году). Начавшая работать в 1969 году атомная станция включает два почти идентичных блока с реакторами на легкой воде. Axpo заявила, что «Бецнау» соответствует действующим требованиям безопасности, что и было подтверждено Федеральной инспекцией ядерной безопасности. В свою очередь Alpiq заявила, что она выясняет, как продление срока службы ее объектов до 80 лет повлияет на их безопасность и прибыльность.
Установка резервного дизельного генератора на АЭС «Бецнау»
На этом фоне в 2024 году правоцентристские партии в Швейцарии запустили инициативу «Электричество для всех в любое время (остановим блэкаут)», бросающую вызов запрету на строительство новых атомных электростанций. Инициатива направлена на внесение поправок в швейцарскую конституцию с целью разрешить все формы производства электроэнергии, благоприятные для климатических целей, закрепить право на выработку энергии с использованием любых технологий, кроме ископаемого топлива. По мнению комитета инициативы, эти меры необходимы, поскольку атомная энергия имеет большое значение для энергобезопасности Швейцарии и ее стратегии в борьбе с глобальным потеплением.
Нидерланды: атом вместо газа
АЭС «Борсселе», Нидерланды
Вот уже 30 лет идут споры вокруг использования атомной энергии в стране. Первая коммерческая АЭС в Нидерландах — ​"Додевард" — ​была остановлена в 1997 году после всего лишь 28 лет эксплуатации. Это было политическое решение. В 1994 году правительство и парламент решили остановить также АЭС «Борсселе», введенную в 1973 году. Однако на защиту станции встали ее владельцы и работники, обратившиеся в суд. Затем политический флюгер повернулся в другую сторону, и в 2002 году власти разрешили доработать АЭС, покрывающей 3 % энергопотребления страны. Заявленный срок ее эксплуатации составлял 40 лет (то есть заканчивался в 2013 году). В 2006 году этот срок был продлен до 2033 года.

В декабре 2021 года правительство заявило, что атомная энергетика должна играть заметную роль в энергетической и климатической повестке страны, озвучив предварительные планы построить в Борсселе как минимум два новых реактора мощностью не менее 1 ГВт к 2035 году (цель — ​обеспечивать за счет атомной энергетики до 13 % энергобаланса страны). Нидерланды ищут новые источники энергии, чтобы снизить зависимость от природного газа. Месторождение Гронинген на северо-­востоке страны в течение многих лет обеспечивало ее газом, но добыча на нем была прекращена в октябре 2023 года. На ВИЭ уже приходится около 40 % энергопотребления в стране. И атомная энергетика теперь рассматривается как один из путей решения климатических проблем.

В 2023 году правительство выделило более $ 350 млн на ее развитие. В проект климатического бюджета включили средства на продление срока эксплуатации АЭС «Борсселе», подготовку исследования возможности строительства двух более мощных реакторов, плана развития ММР и наращивание кадрового потенциала для ядерной отрасли.
Нидерланды
Министр по вопросам климата и энергетической политики Роб Йеттен в письме законодателям о новых мерах, которые страна должна принять в отношении климата, сообщил, что правительство планирует достичь безуглеродного производства электроэнергии к 2035 году. И добавил, что строительство новых реакторов «сыграет большую роль в энергосистеме без выбросов CO2».

$ 128 млн будут направлены на изучение возможных моделей финансирования новых энергоблоков АЭС, организацию тендера, подготовку технико-­экономического обоснования и ОВОС, выстраивание системы управления компанией, которая займется строительством и эксплуатацией АЭС. $ 72 млн планируется направить на поддержку ММР, а именно на ее завершающую фазу — ​от проектирования реакторов к их внедрению в промышленность. Нидерландская компания ULC-Energy уже подписала с британским Rolls-­Royce соглашение о сотрудничестве в развертывании ММР в Нидерландах. В ближайшем будущем планируется выбрать площадку для реализации проекта, подать заявку на лицензию (в 2025 году) и начать строительство ММР (в 2027 году). ULC-Energy предполагает начать коммерческую эксплуатацию ММР в течение следующего десятилетия.

В июне новое правительство Нидерландов заявило, что поддержит строительство как минимум четырех новых ядерных энергоблоков большой мощности (по двум первым уже запланирован тендер), а госпрограмма для финансирования атомных проектов будет увеличена более чем в три раза — ​до $ 15 млрд. И голландский пенсионный фонд PME, под управлением которого находится более € 50 млрд, уже выразил желание инвестировать в эти проекты. Условия вложений — ​соучастие государства в проектах и применение модели RAB. Президент PME Эрик Уйен заявил, что энергетический переход в Нидерландах без атомной энергии не будет завершен.
Австралия: атомный оксюморон
Наш обзор посвящен европейским странам, но хотя бы вкратце рассказать о политике Австралии в отношении атома необходимо. Хотя страна обладает крупнейшими в мире запасами урана и входит в топ‑5 в мире по его добыче, в ней нет ни одной атомной электростанции (действует только один реактор для наработки изотопов). Более того, федеральные и государственные законы запрещают их строительство. С 1950‑х годов атомная энергетика является предметом дебатов в обществе и пунктом предвыборных программ у политиков (сторонники индустрии, как правило, представляют Либеральную партию, а противники — ​Лейбористскую). За это время возникало не меньше пяти предложений построить АЭС на той или иной площадке — ​и отказов от этих предложений.

Австралия обладает значительными запасами угля и газа и делала ставку на электростанции с ископаемым топливом. Однако в 2006 году премьер-­министр Джон Говард инициировал исследование, результатом которого стал отчет о положительном потенциале атомной энергетики в стране, и предложил рассмотреть на национальном уровне вопрос о создании отрасли. Один из самых ярых сторонников атомной энергии в новейшей истории — ​Тони Эбботт, занимавший пост премьер-­министра страны с 2013 по 2015 год, выступал за изменение законодательства с целью снять запрет на строительство АЭС. Его поддержали другие политики и члены правительства, а также ученые и журналисты.

В 2019 году федеральное правительство рекомендовало снять запрет на использование современных ядерных реакторов.
Новая эпоха — ​новый лидер. С 2022 года Либеральную партию возглавляет Питер Даттон, опытный политик. Следующие федеральные выборы в Австралии пройдут в сентябре 2025 года. А пока П. Даттон набирает очки, в том числе громкими заявлениями о планах развития атомной энергетики. Так, на следующий день после того, как 18 июня Сенат США принял законопроект о разработке передовых ядерных технологий, П. Даттон пообещал, что в случае избрания построит семь атомных электростанций вдоль побережья континента.

Его план предусматривает сооружение энергоблоков на площадках выводимых из эксплуатации угольных электростанций, в том числе в Таронге, Каллиде, Лидделле, Маунт-­Пайпере, Порт-­Огасте, Лой-­Янге и Мудже, причем первые две станции будут введены в эксплуатацию между 2035 и 2037 годами. Речь идет как о небольших модульных реакторах, так и более крупных установках. По плану П. Даттона, правительство Содружества должно финансировать строительство реакторов и взять на себя полную ответственность за их ввод в эксплуатацию.

Предложение П. Даттона вызвало споры в правительстве, среди энергетических экспертов и сторонников «зеленой» энергетики. Кроме того, региональные правительства пяти штатов, которые П. Даттон наметил для строительства атомных станций, уже отвергли этот план. Несколько лидеров штатов указали на высокие затраты, необходимые для создания ядерной программы с нуля, заявив, что это повысит счета за электроэнергию, а не снизит их. Критики плана П. Даттона также утверждают, что переключение внимания на атомную энергию с ВИЭ, которые уже активно внедряются, затормозит процесс отказа от угля.

Однако солнце и ветер — ​нерегулярные источники энергии, и хотя в Австралии как нигде активно внедряются технологии хранения, аккумуляторов пока недостаточно для полной замены угольных станций с учетом их роли в энергосистеме, возражают сторонники плана П. Даттона. В долгосрочной перспективе ядерная энергия может рассматриваться как многообещающее решение благодаря низким выбросам углерода и способности обеспечивать надежную базовую мощность. Основное преимущество представленного плана (по сравнению с идеей лейбористов построить десятки тысяч километров электросетей, необходимых для эксплуатации ВИЭ) — ​использовать площадки угольных электростанций, срок службы которых подходит к концу, для размещения новых атомных электростанций. Площадки уже подключены к электросетям и также могут служить местами хранения РАО.

Выборы нескоро, поддержка П. Даттона растет, а действующего премьер-­министра — ​падает. Тем временем отношение австралийцев к атомной энергетике меняется. Если 10 лет назад 62 % населения выступало резко против АЭС, то в 2024 году 61 % поддерживает атомные станции в качестве части энергобаланса страны, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Институтом Лоуи, независимым аналитическим центром.

К тому же Австралия, похоже, в ближайшем будущем так или иначе обзаведется атомным реактором — ​только не для энергетических, а для оборонных нужд. Еще в сентябре 2021 года страна подписала соглашение с Великобританией и США. Документ позволит странам обмениваться технологиями в атомной сфере, а Австралии — ​обзавестись атомными подводными лодками. Этот шаг приведет к необходимости создавать инфраструктуру по обращению с РАО в стране, что делает запрет на использование ядерной энергетики еще менее оправданным.
Италия: ставка на Ferrari
Италия располагала парком из четырех АЭС, однако в 1987 году, после «Чернобыля», провела референдум о целесообразности использования атомной энергетики. Большинство граждан высказались за отказ от мирного атома. Последняя АЭС Италии была остановлена в 1990 году.

В 2000‑х годах правительство Сильвио Берлускони предпринимало попытки развернуть новую ядерную программу — ​это предусматривал специальный закон. Однако на референдуме 2011 года 94 % принявших в нем участие граждан высказались за аннулирование закона. До остановки последних трех АЭС в Германии в апреле 2023 года Италия на протяжении более 30 лет была единственной страной из G7, не эксплуатировавшей атомные станции.

Поворот в энергетической политике страны наметился в конце 2023 года, когда был пересмотрен Интегрированный национальный план по энергетике и климату и выделены средства на исследования в области атомной энергетики. Стоимость трехлетней программы — ​€ 502 млн, в том числе € 135 млн в 2024 году, ее фокус — ​на ММР и усовершенствованных реакторах вместо обычных установок, а также на ядерном синтезе в долгосрочной перспективе.

Более того, в 2024 году Палата депутатов Италии решила инициировать масштабное исследование на тему: как атомная энергия может помочь стране достичь целей энергетического перехода — ​декарбонизации к 2030 году и климатической нейтральности к 2050 году. Однако в парламенте нет единства по этому вопросу: члены проправительственного большинства проголосовали «за», а представители Демократической партии, Движения пяти звезд и Альянса «зеленых» и левых воздержались.

Италия решила не подписывать декларацию по атомной энергетике с 22 другими странами на Конференции ООН по изменению климата COP28 в Дубае. Впрочем, она все же присоединилась к Саммиту по ядерной энергии, прошедшему в Брюсселе — ​пока в качестве наблюдателя.
Выступление Д. Пичетто-Фратина в Парламенте Италии
Возврат к атомной энергетике, по оценке министра окружающей среды и энергетической безопасности Джильберто Пичетто-­Фратина, мог бы принести € 45 млрд итальянской экономике и создать 52 тыс. рабочих мест. Национальное агентство Италии по новым технологиям, энергетике и устойчивому экономическому развитию (ENEA) уже подписало меморандум о взаимопонимании с итальянской атомной инжиниринговой компанией Ansaldo Nucleare, румынской исследовательской организацией RATEN, бельгийским R&D центром SCK CEN и американской Westinghouse Electric Company: стороны намерены совместно развивать технологии ММР.

Д. Пичетто-­Фратин призвал итальянскую общественность к диалогу и консенсусу по вопросу развития атомной энергетики. Он сравнил разрабатываемые инновационные решения с гоночным Ferrari, а старые итальянские реакторы — ​с Микки Маусом. Эту забавную аналогию министр никак не объяснил, но, возможно, имелось в виду, что диснеевский персонаж — ​это устаревшие технологии, а болид — ​супер-­передовые.

По словам Д. Пичетто-­Фратина, правительство не будет участвовать в строительстве атомных электростанций, его задачи — ​регулировать и выдавать разрешения. Давид Табарелли, президент исследовательской компании Nomisma Energia, раскритиковал правительственную позицию: «При существующих серьезных климатических вызовах мы должны немедленно использовать передовые реакторные технологии третьего поколения, а не ждать четвертого, или пятого, или даже ядерного синтеза, остающегося пока лишь мечтой».

Внедрение атомной энергетики в стране подразумевает развитие цепочки поставок, наличие высококвалифицированных кадров и решение других вопросов. Итальянские университеты, институты и крупные энергетические компании уже участвуют в атомных проектах по всему миру. Например, итальянская Enel контролирует 33 % Slovenské Elektrárne — ​словацкой компании, эксплуатирующей АЭС «Моховце», на которой недавно ввели в строй третий энергоблок.
Швеция: лучше поздно, чем никогда
АЭС «Оскарсхамн», Швеция
Атомная энергетика Швеции возникла в 1960‑х годах, когда в стране началась добыча урана. Конструкцию промышленных ядерных реакторов для АЭС — ​кипящего типа — ​шведские специалисты разработали самостоятельно. Всего было введено в эксплуатацию 15 блоков на пяти АЭС (строились в 1964—1980 годах), что позволило увеличить долю мирного атома в энергобалансе страны до 40 %.

На следующий год после аварии на АЭС «Три-­Майл-­Айленд» в Швеции прошел референдум, на котором жители высказались за постепенный отказ от атомной энергетики. В 2005 году были остановлены оба реактора АЭС «Барсебек». В 2010 году был принят закон, запретивший строить реакторы в любых других местах, кроме тех, где они уже есть, и ограничивал число энергоблоков 10 (то есть новый реактор мог быть построен только вместо демонтированного).

Однако в 2010 году, после глубокого анализа энергобаланса страны, шведское правительство инициировало отмену закона 1980 года. Началась разработка программы развития атомных станций. Ее не смогла остановить авария на японской «Фукусиме», но затормозил приход партии «зеленых» к руководству страной. Они провели через парламент налог на экологию в размере 33 % от себестоимости производимой на АЭС электроэнергии, что сделало ее производство нерентабельным. В 2015 году владелица АЭС «Оскарсхамн», компания Uniper, закрыла на ней два энергоблока. Швеция стала импортером электроэнергии. Госкомпания Vattenfall в начале 2016 года заявила о намерении закрыть пять оставшихся АЭС (две уже объявлены досрочно закрытыми). Сейчас в Швеции работают шесть энергоблоков на трех АЭС.

Но в 2022 году после парламентских выборов и, как следствие, обновления правительства государственный курс сменился вновь. Швеция планирует удвоить производство электроэнергии в течение 25 лет, и с учетом декарборнизации экономики, а также высокой доли АЭС в энергобалансе атомной энергетике отводится большая роль в реализации этих планов. Правительство Швеции высказало намерение развивать атомную энергетику и построить два новых энергоблока АЭС суммарной мощностью не менее 2500 МВт до 2035 года. В долгосрочной перспективе — ​на горизонте 2045 года — ​Швеция собралась возвести 10 новых реакторов, мощность и тип которых станут известны позже. Государство намерено частично финансировать строительство новых ядерных объектов.
Швеция
В декабре 2023 года Парламент Швеции поддержал корректировку закона об атомной энергетике. Предложенные правительством изменения означают, что строительство станций допускается и что одновременно можно эксплуатировать более 10 реакторов. «Парламент разделяет мнение правительства о том, что атомная энергетика, не использующая ископаемое топливо, должна играть центральную роль в энергетическом балансе Швеции. Основная причина этого — ​ожидаемый рост спроса на электроэнергию в сочетании с необходимостью постепенного отказа от ископаемого топлива, не в последнюю очередь по климатическим причинам. Атомная энергетика также способствует стабильному и предсказуемому функционированию шведской энергосистемы», — ​отмечалось в пресс-­релизе по итогам решения. Изменения вступили в силу 1 января 2024 года.

Получив законодательную основу, Vattenfall приступила к выбору поставщиков ММР для площадки рядом с АЭС «Рингхальс», в частности, включила в шорт-лист британскую Rolls-­Royce и американскую GE Hitachi Nuclear Energy. На следующем этапе компания проанализирует предложения, а затем совместно с поставщиками разработает график строительства. Параллельно Vattenfall продолжает изучать условия для строительства более мощных реакторов на этой площадке. Предварительно она отобрала американскую Westinghouse, французскую EDF и южнокорейскую KHNP.

«Мы пока не выбрали реакторную технологию. Независимо от того, выберем ли мы малые модульные или крупномасштабные реакторы, инвестиционное решение, помимо прочего, потребует разумной модели разделения рисков с государством. Это необходимо для снижения затрат на финансирование и, таким образом, обеспечения разумной стоимости производства электроэнергии, которую готовы покрыть потребители», — ​сказала Дезире Комстедт, глава атомного подразделения Vattenfall. Временной ориентир для компании, независимо от типа реактора, — ​ввод в эксплуатацию нового реактора не ранее первой половины 2030‑х годов.

В августе специальная комиссия, созданная правительством для поиска оптимальных способов финансирования, вынесла свои рекомендации, предложив построить парк из четырех или пяти новых АЭС установленной мощностью 4−6 тыс. МВт и оценив их в $ 38 млрд. По ее мнению, государству следует предоставить атомным компаниям кредит в размере 75 % от стоимости строительства электростанций. Перерасход средств должен финансироваться в тех же пропорциях. Комиссия заявила, что правительство должно гарантировать инвесторам цену на электроэнергию в размере около $ 0,076/кВт·ч в течение 40 лет.

Параллельно правительство Швеции договорилось о стратегическом партнерстве в области атомной энергетики с США, подписав меморандум о взаимопонимании. Документ касается совместной разработки современных атомных реакторов, а именно ММР, и совершенствования обращения с РАО.
Другие страны: да, нет, не знаю
Непримиримой противницей АЭС остается Австрия, которая когда-то затевала собственную атомную программу. Так, планировалось построить шесть АЭС, сооружение первой — ​Цвентендорфской — ​даже было завершено, но она так и не заработала. В ноябре 1978 года на референдуме 50,47 % принявших в нем участие граждан высказались против эксплуатации АЭС. Этот результат положил конец атомным амбициям страны, которая с тех пор ни разу — ​вне зависимости от политического курса — ​не отступала от своего решения. Более того, Австрия запрещает импортировать электричество, произведенное на АЭС других стран, а последние общеевропейские тренды, судя по новостям, не оказывают влияния на позицию страны.

Германия, некогда располагавшая одной из самых сильных атомных индустрий в мире, в последние несколько лет проводит политику отказа от атомной энергетики в пользу ВИЭ и, несмотря на задержки, 15 апреля 2023 года вывела из эксплуатации три последних АЭС. Спустя год сторонники этого решения констатируют, что остановка АЭС не привела к коллапсу в энергосистеме.

Не передумала и Испания, которая в конце 2010‑х объявила о намерении постепенно вывести из эксплуатации все свои пять АЭС, на которые сейчас приходится около 20 % выработки. Вывод начнется в 2027 году и должен завершиться к 2035 году. Стоимость работ по закрытию оценивается в € 20,2 млрд — ​эти средства будут взяты из фонда, финансируемого операторами АЭС. Страна решила сделать ставку на ВИЭ и оказывает господдержку этому сектору. Атомной энергетике просто не повезло — ​как и во многих других странах, тема перспектив АЭС летом 2023 года стала частью предвыборной кампании оппозиции, которой не удалось получить большинство в парламенте.
Протестная акция антиядерного движения, 1979 г.
С другой стороны, на фоне общеевропейской поддержки атома целый ряд европейских стран, ранее не имевших АЭС, начали проявлять интерес к ядерной индустрии и даже предпринимать активные действия в этом направлении. Рассматривают планы по строительству АЭС, в частности, Эстония, Польша, Сербия и Норвегия.

В Эстонии с соответствующим предложением выступила рабочая группа при министерстве климата. В отчете комиссии отмечается, что использование атомной энергии обеспечит дополнительную поддержку ВИЭ, а также поспособствует достижению климатических целей страны. Эстония планирует строить ММР мощностью менее 400 МВт, рассчитывая, что создание атомной отрасли принесет стране дополнительный доход в виде налогов и активизации экономической активности. Однако до строительства АЭС стране предстоит пройти еще большой путь: подготовить правовую базу, создать госучреждение, которое займется регулированием безопасности ядерной энергетики, подготовить кадры и развить их компетенции.

Польша в конце 2023 года подтвердила, что инвестиции в первую в стране АЭС соответствуют общественным интересам и политике государства. Это дало возможность Polskie Elektrownie Jądrowe активизировать подготовку к строительству АЭС. Предполагается, что она будет построена в Поморье на основе американской реакторной технологии AP1000. Строительство электростанции должно начаться в 2026 году, первый реактор появится в 2033‑м. Польша уже «делала подход» к атомной энергетике более 40 лет назад. Сооружение АЭС «Жарновец» под Гданьском началось в 1983 году и продолжалось до 1989 года, но было остановлено.

Сербия решила сделать ставку на ММР (для этого правительству необходимо отменить запрет на строительство АЭС и установок по производству и переработке ядерного топлива, действующий с 1989 года). Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики страны уже объявило тендер на подготовку пред-­ТЭО мирного использования атомной энергии в Сербии, результатом которого должен стать анализ технологий, предлагаемых на рынке, и рекомендации по их развитию. Исследование должно охватить атомные электростанции поколения III+, а также более продвинутые технологии, такие как ММР. Консультанту будет поручено рассчитать затраты на единицу продукции, подробно разобрать цепочку поставок и оценить потенциальных партнеров.

Драйвером развития атомной энергетики в Норвегии выступает не правительство, а энергокомпания Norsk Kjernekraft. Хотя в стране существует законодательная база для лицензирования, строительства и эксплуатации атомных станций, а также функционируют четыре исследовательских реактора, ни одна АЭС не была построена. С 2023 года Norsk Kjernekraft предпринимает активные действия в направлении строительства ММР: договаривается с партнерами, включая энергокомпании и потенциальных поставщиков, с муниципалитетами, подает заявки в министерство энергетики и т. д.

В августе 2024 года Norsk Kjernekraft представила Минэнерго Норвегии предложение по оценке строительства АЭС на основе пяти ММР по 300 МВт каждый в муниципалитете Эйгарден округа Вестланд — ​это регион с самыми высокими выбросами парниковых газов в стране. На площадке можно использовать существующую и планируемую электросетевую инфраструктуру. Новая АЭС сможет покрывать почти 10 % от текущего электропотребления Норвегии.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ