Арктическая стратегия: хорошо, но недостаточно

ОБЗОР / #6_ИЮЛЬ_2024
Текст: Роман ЖОЛУДЬ
Фото: Ян Сильченко, ПАО «Новатэк»

Арктика — ​регион, привлекающий пристальное внимание множества стран, даже не граничащих с ним. Россия в последние годы серьезно вкладывается в его развитие. Аналитики компании «Яков и партнеры» в свежем исследовании отмечают главные вызовы и перспективы для России, связанные с Арктикой.

В апреле этого года международная консалтинговая компания «Яков и партнеры» (бывшее российское подразделение McKinsey) опубликовала доклад «Арктическая зона Российской Федерации: риски и перспективы развития». В нем анализируются — ​в контексте новых геополитических реалий — ​освоение Россией арктических территорий, возникающие угрозы и пути их преодоления. Исследование приурочено к завершению первого этапа «Стратегии развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», принятой в 2020 году и требующей, по мнению его авторов, некоторых корректировок. Поводом для высказывания этого мнения стала напряженная геополитическая обстановка в Арктике, сложившаяся в последние два года.

Арктика — ​стратегически важный регион для суверенного устойчивого развития ряда стран, в том числе России. Здесь сходятся военные, промышленные, торговые, экологические и социальные сферы их интересов. Большинство этих государств в сегодня недружественны по отношению к России. Политическое и экономическое давление с их стороны уже привело к заморозке ряда арктических проектов и разрыву международных деловых отношений. В своем докладе эксперты обозначают возникшие проблемы и пути их решения для реализации российской комплексной стратегии развития арктической зоны (АЗ) РФ.
Газгольдеры на заводе по сжижению природного газа «Ямал СПГ»
Чем привлекает Арктика
Сегодня этот регион представляет интерес не только для государств, имеющих арктические границы, — желание участвовать в его освоении высказывают, например, Великобритания и Китай.

Привлекательность Арктики, отмечают аналитики, складывается из четырех основных составляющих.
  1. Полезные ископаемые. Считается, что в регионе находятся 25−30 % неразведанных месторождений природного газа и нефти, значительные запасы металлов, в том числе драгоценных и редкоземельных.
  2. Удобная логистика. Использование Северного морского пути для транспортировки грузов позволяет сократить время их доставки из Европы в Азию и обратно на 40 % по сравнению с маршрутами через Суэцкий канал. Дополнительные выгоды — ​отсутствие ограничений по габаритам грузов и опасности нападения пиратов. Использование авиамаршрутов через Северный полюс также значительно — ​на 20 % — ​сокращает время полетов из Северной Америки на Ближний Восток.
  3. Военное присутствие. С 2022 года в регионе отмечаются рост военной активности ряда стран и соответственно — ​усиление напряженности. США планируют в ближайшее время обновить свою арктическую стратегию. В 2023 году государства Северной Европы совместно с союзниками по НАТО провели военные игры «Арктический вызов — ​2023». В них было задействовано около 3 тыс. пехотинцев и 150 самолетов. В феврале 2024 года США с военными партнерами провели на Аляске учения военнослужащих с целью их адаптации к арктическим условиям. В них приняло участие около 6 тыс. человек.
  4. Научные интересы. Россия реализует в регионе программу запуска спутников «Арктика-­М» для обеспечения беспроводной связи и наблюдений за климатическими изменениями. Первый спутник был запущен в 2021 году, второй — ​в 2023‑м, до 2031 года планируется вывести на орбиту еще два.

Напряженность в регион привносят и территориальные споры. Международное морское право и принятая в 1982 году Конвенция ООН по морскому праву [UNCLOS] — ​один из его основных источников — ​не регулируют многие правовые аспекты, особенно в отношении континентального шельфа, обладающего особым правовым режимом, отмечают эксперты «Якова и партнеров». В результате государства часто не могут договориться об исключительных правах на использование шельфа, на котором находятся значительные запасы полезных ископаемых. Так, Канада и США ведут многолетний спор по поводу моря Бофорта, где сосредоточены месторождения углеводородов. Аналогичная ситуация — ​с хребтом Ломоносова, на который претендуют Россия, Дания и Канада. Этот спорный участок также ценен запасами нефти и газа.

С 2022 года недружественные партнеры начали ограничивать участие России в международных сообществах, регулирующих регион (Арктический совет, Совет Баренцева / Евроарктического региона), при этом наша страна сохранила членство в Арктическом экономическом совете, участвует в работе Северного форума, Международного научного арктического комитета и т. п. Это позволяет поддерживать связи с иностранными партнерами. Кроме того, Россия готова сотрудничать по теме Арктики с неарктическими странами, конструктивно взаимодействующими с ней.
«Нарастающие геополитические противоречия и глобальное потепление приведут к усилению конкуренции за Арктику в ближайшие 20 лет. Помимо непосредственно арктических государств, имеющих побережье на Северном Ледовитом океане, растущую заинтересованность в Арктическом регионе демонстрируют и другие страны. Ярчайшие примеры — ​Китай, называющий себя „околоарктическим“ (near-­Arctic), и Великобритания — ​"ближайший сосед Арктики». Первым этапом освоения ими арктических территорий, на наш взгляд, станет легитимизация различных видов деятельности в Арктике".
«Яков и партнеры», доклад «Арктическая зона Российской Федерации: риски и перспективы развития»
В большинстве арктических стран приняты стратегии или иные программные документы, декларирующие планы их развития в Арктике, периодически делаются публичные заявления на эту тему.

Так, в исследовании «Якова и партнеров» отмечается, что Норвегия делает ставку на устойчивое высокотехнологичное развитие региона, выравнивание темпов развития северных и южных регионов страны, а также усиление военного союза с альянсом НАТО и другими скандинавскими странами. Страна также нуждается в наращивании добычи углеводородов в Баренцевом море (для сохранения статуса ключевого поставщика энергоресурсов в ЕС) и в открытии участков глубоководья (для добычи «зеленых» металлов). Среди ее стратегических целей также укрепление суверенитета над Шпицбергеном.

Ключевыми пунктами стратегии Дании аналитики называют укрепление оборонных связей со скандинавскими странами и США. Также отмечаются претензии страны на подводный хребет Ломоносова (проходит вблизи Северного полюса и простирается примерно на 1,8 тыс. км от Новосибирских островов до острова Элсмир), на который претендуют также Россия и Канада. В целом, отмечается в исследовании, страна стремится поддерживать свой экономический рост за счет добычи полезных ископаемых в регионе. Одной из краткосрочных стратегических целей Дании аналитики называют активные инвестиции в арктический военный потенциал.

Основными целями долгосрочной стратегии США эксперты «Якова и партнеров» называют наращивание военного, дипломатического и экономического присутствия в Арктике. «США рассматривают Арктику через призму соперничества великих держав, признавая усиление военного и экономического присутствия России и Китая и причисляя его к основным вызовам безопасности в регионе», — ​отмечается в исследовании. Одна из важнейших задач Вашингтона — ​расширение доступа к шельфу, дающее возможность добычи важнейших минералов, нефти и газа. «При этом США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, поэтому претензии страны на расширение своей части континентального шельфа в Арктике на данный момент лишены международно-­правовой основы», — ​отмечается в исследовании. Среди краткосрочных задач США аналитики называют повышение качества арктических баз, а также подготовку военных к экстремальным условиям Арктики.
Оценка планируемых инвестиций без учета военных расходов
Канада, судя по всему, сосредоточилась на решении экологических проблем в регионе: «Поскольку Канада уделяет особое внимание негативному воздействию изменений климата на северную часть страны, ее арктическая политика от 2019 года предусматривает сохранение биоразнообразия, охрану и восстановление экосистем, защиту коренных народов Севера», — ​говорится в исследовании. Также эксперты напоминают, что с 2006 года остается неурегулированным спор между США и Канадой о границах в море Бофорта, где имеются богатые месторождения нефти и газа.

Китай, не являющийся арктической страной, заявляет о себе как об «околоарктическом» государстве с 2018 года. «Сочетая инвестиционную и коммерческую деятельность, научно-­исследовательские и гуманитарные проекты, участие в развитии регионов и инициативы в вопросах управления Арктикой, Китай планомерно закрепляет собственные геополитические позиции в этом регионе, не вступая в конфронтацию с арктическими государствами», — ​отмечают аналитики. Среди стратегических целей страны они называют участие в разработке месторождений полезных ископаемых, а также сокращение протяженности основных логистических маршрутов. Краткосрочные задачи — ​формирование альтернативного Трансполярного морского пути (ТМП, Полярного шелкового пути) и/или включение СМП в проект «Один пояс — ​один путь», а также увеличение масштабов военно-­морских операций на Крайнем Севере и в Арктике.

Великобритания — ​еще одна неарктическая страна, намеренная активно наращивать свое присутствие в регионе. «Будучи „ближайшим соседом“ Арктики, Великобритания видит свои законные интересы в решении вопросов окружающей среды, безопасности и процветания региона. Она будет стремиться занять позиции ведущей нерегиональной военной силы в Арктике, что позволит ей увереннее продвигать и экономические интересы», — ​считают «Яков и партнеры».
Российская Арктика в цифрах
Как Россия развивает арктическую зону
Россия готова вложить в развитие своих арктических территорий $ 187 млрд до 2035 года. Средства будут направлены на разработку месторождений нефти, газа, металлов и угля, развитие Северного морского пути, заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ), а также на решение социальных задач. В рамках реализации этой стратегии, полагают эксперты «Якова и партнеров», Россия должна соблюдать баланс между сотрудничеством с другими странами и сохранением контроля над регионом. Авторы доклада считают также, что в связи с этим перед нашей страной стоят две главные задачи:
  • совместное развитие инвестиций в арктические проекты, научные исследования, обмен технологиями, торговые связи с сохранением контроля над ними;
  • поддержание полного национального контроля над Северным морским путем и установление правил его использования с одновременным развитием международного транзита.

Ключевой документ, посвященный развитию региона, — ​"Стратегия развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (принята в 2020 году). Основные задачи ­стратегии:
  • обеспечение суверенитета и статуса бесконфликтной зоны;
  • рациональное использование природных ресурсов для обеспечения устойчивого экономического развития региона и страны;
  • социальное развитие, направленное на повышение качества жизни, здравоохранения, образования, расширение экономических возможностей для местного населения.

Стратегия предусматривает к 2035 году:

  • увеличение доли региона в суммарном ВРП регионов России на 3,4 процентных пункта;
  • рост перевозок по Северному морскому пути до 220 млн тонн;
  • рост объема производства сжиженного природного газа как минимум до 82 млн тонн;
  • создание 200 тыс. рабочих мест;
  • снижение безработицы на 0,2 процентных пункта.
  • > 36 млн тонн

    грузов перевезено по СМП в 2023 году
Сейчас на территории АЗ РФ развиваются несколько крупных промышленных проектов. Ключевой — ​проект «Роснефти» «Восток Ойл» — ​освоение месторождений малосернистой нефти в Красноярском крае. На ресурсной базе «Восток Ойл» в 2030—2035 годах должен заработать завод «Таймыр СПГ» мощностью 35−50 млн тонн сжиженного газа в год. Второй по важности — ​проект «Арктик СПГ‑2» компании «Новатэк» по добыче природного газа и производству СПГ на Гыданском полуострове. Он состоит из двух очередей, каждая из которых будет иметь три линии производства. Первая очередь должна заработать не позднее 2026 года и давать ежегодно по 21,4 млн тонн СПГ. Вторая очередь общей мощностью в 19,8 млн тонн СПГ в год будет запущена после 2030 года. Третий проект — ​Сырадасайское месторождение каменного угля на Таймыре, принадлежащее компании «Северная звезда»; оно может давать от 5 до 12 млн тонн угольного концентрата в год. Общие запасы месторождения оцениваются в 5,7 млрд тонн угля.
Морской порт Сабетта для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути
Вызовы
Авторы доклада выделяют три основных риска для российских арктических проектов в условиях внешнего экономического давления.

1. Обеспечение рынками сбыта
В 2023 году «Арктик СПГ‑2» попал под прямые санкции США. Пришлось менять подрядчиков и технологии. Французские, китайские и японские компании — ​акционеры проекта заморозили свое участие в нем.

Эксперты видят смягчение рисков в том, чтобы прорабатывать отгрузку газа в страны Азии, Турцию, Индию, Пакистан и др. Потребность мирового рынка в СПГ в средней перспективе продолжит расти, и Россия сможет занять на этом рынке лидирующее место в случае успешной переориентации.

2. Слабая комплектация судами ледового класса
«При реализации оптимистического сценария развития СМП, подготовленного Минвостокразвития, объем перевозок к 2035 году может вырасти до 288 млн тонн в год, при этом более 70 % потока придется на семь крупных перспективных проектов по добыче полезных ископаемых», — ​отмечают авторы исследования. Но для создания такой пропускной способности на СМП России необходимы инновационные ледоколы с повышенной проходимостью и скоростью движения. Сейчас на СМП работают семь атомных ледоколов, из них три — ​проекта 22 220 («Арктика»). «Эти ледоколы — ​свидетельство высокого технологического уровня российской промышленности, которая способна выпускать уникальные суда, работающие в тяжелейших погодно-­климатических условиях Арктики», — ​отмечается в исследовании. Строятся еще два ледокола проекта «Арктика» и один — ​10 510 («Лидер», в планах — ​строительство и других ледоколов этой серии). В 2023 году был заложен пятый серийный ледокол серии «Арктика» — ​"Ленинград", в 2025 году планируется заложить еще один, шестой, такой же ледокол. Кроме того, Росатом намерен построить серию из четырех дизельных ледоколов.

Авторы доклада говорят о необходимости иметь к 2035 году около 200 судов ледового класса, чтобы обеспечить возможность перевозки добываемых углеводородов. В первую очередь для этого необходимы танкеры и газовозы. Сегодня в России налицо нехватка мощностей для производства таких судов. К тому же с 2026 года по российской Арктике, согласно постановлению правительства, нельзя будет перевозить уголь на судах зарубежного производства.

Эксперты называют три возможных варианта обеспечения России необходимым количеством арктических судов ледового класса.

Первый вариант — ​покупка судов, бывших в употреблении. Такая стратегия считается маловероятной: сейчас на рынке нет подходящих судов, владельцами которых были бы компании из дружественных стран. Ситуацию может улучшить практика перевалки грузов с ледовых на обычные там, где позволяют условия судоходства. Например, перевалку «борт в борт» уже использует «Новатэк». Также можно задействовать плавучие хранилища СПГ в Мурманской области и на Камчатке. Но эти подходы не решат логистическую проблему, которая будет обостряться по мере роста экспорта продукции.

Второй путь — ​заказы на зарубежных верфях. Суда необходимого класса способны строить прежде всего верфи Южной Кореи, Китая и Японии. При этом корейские и китайские верфи загружены заказами до 2028 года. Необходимо учитывать сроки и стоимость таких заказов, а также риски их неисполнения.

Наконец, третий вариант — ​самообеспечение. Авторы доклада полагают, что в нынешних условиях России необходимо сосредоточиться на строительстве судов своими силами. Значимые преграды — ​отсутствие свободных мощностей у крупнотоннажных верфей и необходимость импортозамещения комплектующих и материалов. Аналитики считают, что возможный выход — ​расширение мощностей верфей, в первую очередь ССК «Звезда». Однако сложно сказать, насколько это будет коммерчески эффективно.

«Судя по опыту Китая и Кореи, развитие судостроительной отрасли может занять 10−15 лет при лидирующей роли государства в данном процессе», — ​отмечается в исследовании. Среди конкретных зарубежных практик, которые могут помочь ускорить развитие судостроительной отрасли в России, аналитики ­выделяют:
  • расширение господдержки судостроительных компаний для улучшения и развития инфраструктуры, верфей и ускорения процесса строительства судов;
  • поддержку проектов, направленных на импортозамещение, создание судового комплектующего оборудования и судовых материалов;
  • поддержку и развитие кадрового потенциала отрасли.

3. Технологические риски
Оборудование для российских СПГ-проектов из недружественных стран не поставляется, а с применением отечественных технологий, по подсчетам «Якова и партнеров», производится не более 5 % российского СПГ. «При этом российское оборудование пока работает нестабильно, а западное не поставляется из-за санкций, поэтому приходится искать подходящие решения на китайском рынке», — ​отмечают аналитики.
Стратегия требует корректировок
В 2024 году завершится первый этап реализации «Стратегии». Это позволит подвести промежуточные итоги, скорректировать планы и целевые показатели. Необходим анализ результатов и препятствий к реализации стратегии, принятой в 2020 году и не учитывающей новые геополитические реалии.

Авторы доклада видят необходимость в следующих корректировках:
  • разработка дополнительных мер, направленных на повышение качества жизни в АЗ РФ;
  • дополнительное развитие восточной части АЗ РФ, менее развитой, чем западная;
  • кратное увеличение финансирования и поддержки отечественных проектов в сфере производства СПГ, судостроения и малой авиации;
  • рост производства минерального сырья (в первую очередь, лития, марганца, редкоземельных металлов).

России, по мнению авторов доклада, нужно быть готовой к дополнительным инвестициям в связи с ростом расходов на реализацию арктических проектов. Критически важно рассмотреть возможность опережающего развития отечественного судостроения.

Параллельно эксперты предлагают более интенсивно развивать сотрудничество с дружественными странами, в том числе с Китаем, для реализации совместных проектов в Арктике.
Сегодняшнее состояние минерально-сырьевой базы Арктической зоны России
Основные арктические месторождения
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ