Понятно, что сравнивать Россию и Великобританию — занятие сомнительное. Однако ясно, что ситуация с венчуром и растущей ролью нестоличных научных и предпринимательских центров — одно из следствий повсеместной суверенизации технологического развития и последовательной работы с региональными и локальными научно-технологическими (или даже потенциальными) центрами, не охваченными ни государственным вниманием, ни финансированием.
Характерный комплекс инициатив в этой части сложился в США. В стране реализуются несколько [идеологически] связанных программ, предназначенных для того, чтобы выжать из глубинного регионального научно-технологического комплекса всё, что только можно.
1. Программа «региональных инновационных двигателей» (Regional Innovation Engines) под эгидой Национального научного фонда: поддержка инновационных экосистем территорий, специализирующихся на приоритетных для страны критических и перспективных технологиях (полупроводники, новая энергетика, технологии для ВПК, климатические и пр.); на каждый «двигатель» выделяется до $ 160 млн. Основная задача экосистем — ускорение трансфера технологий; предпочтение отдается территориям и организациям, ранее не участвовавшим в программах развития Национального научного фонда.
2. Масштабная программа поддержки региональных технологических и инновационных центров (Regional Technology and Innovation Hubs), реализуемая министерством экономического развития по двум основным направлениям:
- финансирование наиболее амбициозных региональных программ и проектов развития критических технологий (начиная с инновационных экосистем и заканчивая стартапами); при этом два ключевых условия получения денег: а) за 10 лет на территории должны вырасти компании — глобальные лидеры в критических технологиях, б) все компании, лаборатории и пр. должны остаться в США (никаких релокаций, выноса производств и пр.);
- финансирование разработки/доработки региональных и локальных стратегий развития критических технологий и профильных рынков; получатели средств — консорциумы, состоящие из локальных университетов, научных центров, администраций и бизнеса.
3. Федеральная программа поддержки региональных инновационных экосистем, ориентированных на развитие технологического предпринимательства (Build to Scale) в критических технологиях и так называемых индустриях будущего, в двух частях:
- гранты на развитие экосистем (Venture Challenge, обновление акселерационных/образовательных программ, внедрение новых подходов в работе с предпринимателями, в том числе в части поддержки кросс-дисциплинарных команд, и пр.);
- «инвестиционные» гранты на создание/масштабирование малых региональных и локальных венчурных фондов, в основном допосевных и посевных, по схеме 50/50; в 2023 году объем федерального софинансирования таких фондов составил $ 150−750 тыс.
4. Программа министерства торговли США Building Back Better Regional Challenge (BBBRC) по финансированию развития региональных и локальных промышленных кластеров, так или иначе связанных с высокими технологиями: новыми технологиями для медицины и здравоохранения, транспортными технологиями/мобильностью, биотехом и пр. Основное содержание программы — поддержка новых кооперационных промышленных проектов и проектов внедрения новых технологий; система управления программой позволяет ее участникам самим выбирать спектр нужных проектов и отчетные показатели по их реализации.
Еще более прямолинейно действует Европейский Союз. В рамках Новой европейской инновационной повестки (New European Innovation Agenda, 2022) прямо прописано развитие региональных и локальных инновационных экосистем по трем направлениям:
- развитие условно-научных экосистем в рамках общеевропейской программы поддержки исследований и разработок Horizon Europe;
- развитие экосистем для глубоких технологий в рамках программы создания «региональных инновационных долин» (Regional Innovation Valleys) — 100 локальных экосистем/консорциумов по приоритетным для ЕС технологическим направлениям (снижение зависимости от ископаемых видов топлива; продовольственная безопасность; цифровая трансформация, в том числе кибербезопасность; медицина и здравоохранение; экономика замкнутого цикла);
- поддержка межрегиональных инвестиций в научно-технологическое и инновационное развитие под эгидой Европейского фонда регионального развития (European Regional and Development Fund) с фокусом на коммерциализации технологий и масштабировании деятельности стартапов.
Акцент на экосистемном компоненте регионального научного, технологического и промышленного развития не случаен.
Во-первых, только экосистемы и специализированные организации позволяют развивать стартапы / малые технологические компании; для всех остальных агентов условного развития (федеральной администрации, администраций штатов и пр.) стартап — это слишком мелко, непонятно и неуправляемо, даже в портфельной логике. А в технологическом развитии опираться только на крупные корпорации попросту невозможно.
Во-вторых, только регионы [хотелось бы верить] в полной мере знают потенциал своих резидентов — научный, технологический, продуктовый, промышленный и пр.; с общестранового уровня детали не видны. А между тем именно в деталях кроется инновационный дьявол.
И наконец, в‑третьих: только регионы могут разобраться с тем, что́ их экономике нужно для счастья и какие направления R&D, трансфера и пр. могут внести реальный вклад в экономический рост/деятельность промышленности.
Помимо здравого смысла, есть еще несколько факторов, делающих необходимым развитие региональных инновационных экосистем в принципиально новом залоге.
Первый — все критические/перспективные технологии, на которые делают ставку наши коллеги и партнеры, относятся к категории deep tech (глубоких технологий, требующих больших денег и длительных сроков разработки). И в этом смысле традиционные «акселераторы», «бизнес-инкубаторы» и пр. никому не помогут: они работают с принципиально другой группой компаний и технологий — с быстро окупаемыми IT-историями, электронной торговлей и пр.
Второй момент — необходимость расширить, углубить и ускорить трансфер технологий. То есть решить задачу, с которой, как показал опыт, университеты и научные центры справляются посредственно (конечно же, есть исключения, но их можно пересчитать по пальцам и почти все они относятся к категории «лучшие из лучших», что, прямо скажем, имеет мало отношения к региональным/локальным центрам второй-третьей руки).
Третий, похоже, — растущее понимание того, что разбрасывать деньги в духе широко известной картины «Сеятель» уже невозможно: технологическая специализация не просто нужна, она жизненно необходима (в ЕС, например, одно из условий получения денег на создание «региональной инновационной долины» — наличие у региона стратегии умной специализации). И обеспечить эту специализацию могут только агенты инновационного развития, обладающие как научной, так и технологической, и рыночной экспертизой.
(Конечно, экосистемы всё это умеют только в идеальном мире; однако наличие экосистемы дает хотя бы надежду на то, что со временем нужная экспертиза будет наработана. Нет экосистемы — нет экспертизы.)