Нормативно-правовая база (НПБ) и международная безопасностьВ феврале 2024 года нидерландская консалтинговая компания ULC-Energy BV, специализирующаяся на исследованиях для атомной индустрии, завершила оценку целесообразности создания коммерческих морских судов с атомными источниками энергии, сообщается на сайте компании.
Работа была выполнена по заказу компании BHP Billiton. Это крупнейшая в мире горнодобывающая компания, в ней занято около 80 тыс. сотрудников, ее предприятия работают в Австралии, Великобритании и ряде стран Южной Америки. BHP осуществляет поставки ресурсов по всему миру, в числе прочего она торгует железной рудой, медью, никелем, углем и др. В связи с этим компания является крупным фрахтователем морских судов.
В исследовании ULC-Energy BV сравнила основные характеристики различных конструкций гражданских реакторов с требованиями к их потенциальному использованию в морском коммерческом судоходстве и проанализировала ряд нормативных, эксплуатационных и коммерческих проблем: доступ в порт, лицензирование и классификация судов, капитальные затраты, обучение и сертификация экипажа. Аналитики пришли к выводу, что создание системы коммерческих морских грузоперевозок на атомной энергии перспективно, но потребует комплексной выработки необходимых технических решений и, главное, принципиальных изменений в нормативной базе.
Такого мнения придерживаются и специалисты из Шанхайского университета. В упомянутой выше статье они пришли к выводу, что развитие НПБ не поспевает за внедрением ядерных технологий в морском судоходстве. Для эффективного регулирования эксплуатации торговых судов с ядерными двигателями и управления рисками для морской окружающей среды необходимо создать всеобъемлющую многостороннюю структуру, обеспечивающую:
- институциональное руководство по навигационной безопасности этих судов;
- предотвращение и контроль загрязнения ими морской среды;
- оперативную, эффективную и адекватную компенсацию в случаях радиационных аварий.
Проанализировав существующую НПБ, авторы предлагают:- провести модернизацию правовых инструментов, касающихся безопасности мореплавания атомных торговых судов, дабы снизить риски загрязнения окружающей среды вследствие кораблекрушений;
- учитывая, что причиной большинства морских аварий являются человеческие ошибки, разработать специальные правила подготовки экипажей атомных торговых судов;
- уточнить обязанности и права государств флага, прибрежных государств и портов, дабы скоординировать их правила. Это облегчит навигацию атомных торговых судов и позволит обеспечить их доступ к портам и к морским поисково-спасательным операциям в чрезвычайных случаях;
- установить для атомных торговых судов особый режим ответственности и компенсаций. Сейчас, согласно правилам МАГАТЭ для наземных АЭС, ответственность за объекты использования атомной энергетики несут эксплуатирующие организации. Однако такой подход освобождает от ответственности судовладельцев и поставщиков. Кроме того, необходимо принять обязательные страховые требования и механизмы для обеспечения компенсации пострадавшим от аварий;
- принять соглашения, специфичные для судов, предполагающих одновременное использование различных видов топлива;
- разработать процедуры уведомления об авариях, поиске и спасательных операциях на море, мониторинге диффузии радионуклидов в океане и очистке от радиоактивного загрязнения.
Сейчас IMO разрабатывает международные правила использования альтернативного судового топлива и энергии. Уже установлены правила для газовых видов топлива (сжиженный природный газ, топливо на основе метилового/этилового спирта, водород, аммиак и т. д). Правила, применимые к атомным торговым судам, также могут быть сформулированы под эгидой IMO совместно с МАГАТЭ, что позволило бы решить проблему фрагментации и непоследовательности при составлении такого рода документов. Также IMO намерена ограничить выбросы углекислого газа, введя обязательный глобальный сбор за выбросы парниковых газов к 2027 году.
Российские эксперты считают, что существующая НПБ частично применима и для атомных торговых судов — иначе не были бы реализованы проекты атомных ледоколов или, к примеру, лихтеровоза «Севморпуть» и даже ПАТЭС «Академик Ломоносов». Однако основные сложности возникнут при пересечении судами государственных границ. Сегодня каждый факт пересечения границы транспортной или мобильной установкой с ядерными энергетическими источниками фиксируется в отдельном межправсоглашении. Также необходимо будет разграничить зоны ответственности региональных эксплуатирующих организаций ядерных морских судов.
Эксперты считают, что при обращении с отработавшим ядерным топливом можно использовать опыт эксплуатации атомного ледокольного флота. Перегрузка топлива ледоколов происходит на базе судов в Мурманске, отработавшее ядерное топливо вывозится на предприятия, осуществляющие его переработку, или на длительное хранение. При кратном увеличении количества атомных судов могут быть созданы специализированные сервисные или технические центры, которые займутся перезагрузкой топлива в реакторы и обращением с ОЯТ.
В портах потребуется создать дополнительную инфраструктуру, позволяющую оперативно реагировать на нештатные ситуации. Все это повлечет дополнительные финансовые затраты для портов, а в конечном счете они лягут на логистические компании, которые будут фрахтовать суда или которым они будут принадлежать.
В целом все отраслевые эксперты сходятся во мнении, что ключевой вопрос — совершенствование нормативно-правовой базы. В идеале нужна конвенция, к которой присоединятся страны, намеренные впускать атомные суда в свои порты. Разработку НПБ можно провести под эгидой МАГАТЭ. Однако потребуется также создание специализированного международного регулятора, который установит общие правила как для ограниченного количества территориальных вод, так и для экстерриториальных вод в целом. К сожалению, для создания такого регулятора должно достичь консенсуса огромное количества сторон. А значит, разработка НПБ будет происходить экстремально медленно. Эксперты считают, что именно этот фактор, а не технологическая готовность будет сдерживать развитие атомного судоходства.
З. С. Устинова и С. А. Устинов (ПАО «Центральное конструкторское бюро „Айсберг“», Санкт-Петербург) в статье, опубликованной в журнале «Труды Крыловского государственного научного центра» (Т. 2. № 392. 2020), придерживаются схожего мнения. По мнению авторов, соображения ядерной безопасности определяют требования не только к судам рассматриваемого типа, но и к береговой инфраструктуре; эти требования значительно отличаются от тех, которые сейчас применяются при обслуживании традиционных торговых судов.
Морские суда ходят между портами и через территориальные воды разных стран, так что процессы взаимного урегулирования и признания сертификатов безопасности становятся важнейшими при планировании эксплуатации судов с атомной энергетической установкой. Этот процесс усложняется тем, что национальные регуляторы разных стран применяют различные подходы к подтверждению принципов безопасности и международным требованиям в процессе сертификации. Власти государств полагаются на свои национальные законы.
По мнению Федора Веселова, заместителя директора Института энергетических исследований РАН, коммерческие суда потенциально намного доступнее для террористов и других желающих получить ядерные материалы, чем АПЛ и ледоколы. И это намного серьезнее, чем стоимость реализации проекта.
Эксперты сходятся во мнении, что возможность похищения топлива с судна должна быть полностью исключена мерами служб безопасности или технологически. Каким образом? Очевидно, что сопровождение каждого судна военным кораблем не целесообразно. Значит, его путь должен быть проложен так, чтобы секьюрити могли прибыть к нему в течение двух часов. Технологические же меры требуют соответствующих конструкционных особенностей реакторных установок.