Автокомпонентный бизнес
В недавних публикациях говорилось, что «Автотор» будет строить 12 заводов по производству автокомпонентов, причем не только для электромобилей, но и для обычных авто. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Немного истории. После 24 февраля из страны ушли все партнеры и автопроизводители: General Motors, немцы, корейцы. И стало понятно: остается только Китай. На тот момент у нас уже были налажены контакты, поэтому мы очень быстро, в течение года, договорились и перенастроили производство. Но тогда же выяснилось, что в России очень многих компонентов нет, и никто нам их поставлять не собирается.
Список длинный. Кое-что импортозаместили. Например, московская «ИТЭЛМА» достаточно быстро разработала и начала производить электронные системы управления. Но подушек и ремней безопасности нет, компрессоров кондиционеров тоже нет. Поэтому российские автомобили предлагаются без кондиционеров, ремней, подушек и многого другого. Были приняты поправки к правилам, теперь до 2025 года можно производить автомобили без этих вещей. Для организации собственных производств необходимо время.
Когда выяснилось, что нет электродвигателей средних размеров — делали только маленькие и большие, для железной дороги и метро, — мы приняли решение изготавливать их сами. Но оказалось, что в стране уже нет многого: специальных ниток для обмотки статора, изоляционной бумаги, высокоскоростных подшипников, редукторов для передачи крутящего момента, смазок. Это я еще не все назвал. Было… очень интересно, но мы все компоненты подобрали и начнем изготавливать электродвигатели, надеюсь, уже через пару месяцев. Идет монтаж оборудования.
Кроме электродвигателя и маленького двигателя для гибридов, мы будем производить автоматические трансмиссии. Раньше мы покупали их у немцев и японцев. Две японские компании поставляют трансмиссии на весь мир. Когда случилась авария на «Фукусиме», мировое автомобилестроение застопорилось, потому что АЭС расположена вблизи завода по производству трансмиссий. Так вот, мы будем делать трансмиссии для классических двигателей. Мы продолжим их производить, так как не планируем полностью переходить на электропривод. А для электромобилей будем делать редукторы.
Для рулевого управления в автомобиле планируем изготавливать рулевые механизмы.
Для этого нам надо создать литейное производство, черное и цветное. Мы его еще не наладили, а к нам уже обратились производители тормозных систем. Они увидели наш проект, оборудование и предложили себя в качестве покупателей. Литейку будем также использовать для производства других компонентов, например компрессоров. Они нужны всем — сегодня автомобиль без компрессора не продается вообще.
Будем изготавливать платы для электронных систем управления, многие корпусные детали.
Вы будете их изготавливать методом литья?
Корпус электродвигателя будет экструдированный. Условно, алюминиевая труба режется на куски разной длины, из которых изготавливаются корпуса одного сечения для двигателей мощностью от 23 до 140 кВт. Крышки, естественно, отливаем. Статор тоже делаем сами — пока классический, с круглым проводом. А хотим делать харпиновские статоры. «Харпиновские» — от английского hair pin, «шпилька», это плоский провод. С ним плотность энергии сразу увеличивается, габариты двигателя уменьшаются, мощность и крутящий момент повышаются. Чтобы повысить окупаемость, хотим на одной линии делать как синхронные двигатели для автомобилистов (мы уже договорились о поставках), так и асинхронные для станкостроителей.
Мы одновременно строим, выбираем оборудование, ищем потребителей и просчитываем экономику. Это неправильно, так не делают, обычно сначала занимаются экономикой. Но если мы будем делать всё по правилам, то перестанем существовать раньше, чем просчитаем и подготовим проект, и технико-экономическое обоснование потеряет всякий смысл. Вот почему мы бежим впереди паровоза. Мы всё продумываем и реализуем, что-то раньше, что-то позже. Всё одновременно делать сложно, подготовленных специалистов не хватает.
А денег?
Тоже не хватает. Но нам помогает правительство. Мы подписали соглашение с Минпромторгом: обязались организовать производство автокомпонентов — и получили поддержку Фонда развития промышленности. Конечно, мы инвестируем и немалые собственные средства.
Компоненты будете производить только для себя?
Нет, ни в коем случае. Минпромторг провел серию совещаний, чтобы выяснить, какие компоненты нужны и кто из производителей что будет делать. Это очень трудно скоординировать, потому что многие хотят делать для себя всё. А это возврат к советской системе производства, тупиковый вариант, мы его уже проходили. Всё самим делать одинаково хорошо невозможно, нужна специализация. Вот сейчас мы этим и занялись.
Какие компоненты вы не будете делать?
Например, прессовое штамповое производство деталей кузова очень дорогое. Для него нужны большие объемы загрузки, а в России и так простаивают несколько прессовых заводов, например, в Калуге и Санкт-Петербурге. Не будем заниматься ковкой, потому что она требует колоссальных капитальных затрат. Пришлось бы строить пресс высотой с трехэтажный дом и закладывать под него семиметровый фундамент. Проще брать кованые детали у тех, у кого такое производство уже есть, — это «КамАЗ» и «ВАЗ». А мы им, в свою очередь, будем поставлять свою продукцию.
Ремни и подушки тоже не будете делать?
Нет. Подушка — это, прежде всего, пиропатрон, генерирующий газ. Пиропатрон должен не взрываться, он должен сгорать достаточно быстро для того, чтобы газ наполнил подушку. Лидером на рынке была японская компания Takata. Но они применили новый материал для изготовления пиропатрона, и однажды при ерундовом столкновении он взорвался — "прострелил" водителю голову, пробил крышу. При расследовании выяснилось, что пиропатрон адсорбирует воду, горит и взрывается. Takata всё знала, но все равно использовала новый материал.
После этой трагедии ее купили американцы, потом у них — китайцы. Производство подушек — очень серьезное дело. Ремни в России производят — это те же парашютные стропы. Но имеющиеся предприятия не рассчитаны на массовое производство.
Еще одна проблема — отсутствие нитей для ткани, из которой шьют подушки. Их покупают в Юго-Восточной Азии: во Вьетнаме, Малайзии, Индии. Поэтому, когда мы пытаемся куда-то войти и выясняется, что чего-то где-то не хватает, это очень тяжело.
Что же делать? Продолжать?
Да.
Тогда мы тоже продолжаем. На какой стадии сейчас создание ваших производств?
Оборудование для литья цветными металлами уже закуплено, идет доставка, надеемся запустить линию в этом году. Запуск производства компрессоров для кондиционеров запланирован на более поздний срок, но мы над этим будем работать в ближайшее время.
Сейчас в связи с переходом на электропривод можно купить за вменяемые деньги автоматические линии для разлива стали и чугуна. На этих линиях изготавливались детали для автомобилей с ДВС, их производство упало, поэтому спрос и, как следствие, цена тоже снизились. Черное литье необходимо, например, для производства корпусов дифференциалов, распределяющих крутящий момент на левое и правое колеса при поворотах.