Что такое art&science?
Давать определения понятиям из сферы современного искусства весьма непросто: их значения мерцают, часто художники размывают понятия, сознательно используя термины в не свойственных им значениях (вы же помните, что автор «Вишневого сада» А. П. Чехов называл эту пьесу комедией?). С понятием art&science дела обстоят так же: термин встречается в СМИ, каталогах выставок, в специализированной литературе и даже в названиях университетских магистерских программ. Однако точного определения этого термина нет.
Можно сказать, что это область современного искусства, представители которой при создании произведений используют научно-исследовательские методики и технологические подходы на различных концептуальных основаниях. К art&science можно отнести произведения, в которых художественный замысел связан с передовыми научными знаниями, и его невозможно передать без использования современных технологий и научного инструментария. «В 2016 году, когда я защищала свою диссертацию, термин в русскоязычном пространстве еще не был устоявшимся. Чаще говорили science-art. Сейчас говорят art&science. Пожалуй, корректнее всего перевести этот термин на русский язык как „научно-технологическое искусство“. Однако зачастую авторы не погружаются в научную методологию и проблематику, ограничиваясь технологиями как средством выразительности, — в этом случае уместнее говорить о технологическом искусстве», — поясняет Ольга Ремнева, специалист по art&science, арт-консультант, автор телеграм-канала «Мы вернемся к красоте» и первой в России кандидатской диссертации о научно-технологическом искусстве.
Австралийский художник Стеларк дает отличный материал для понимания терминологических нюансов. В 1976—1988 годах он устроил 25 перформансов, подвешивая себя обнаженным на крюках. Акты самоистязания, как могло показаться, были призваны показать несовершенство человеческого тела, его зависимость от гравитации и других фундаментальных ограничений. Эти работы отлично вписываются в ландшафт современного искусства, но не более того. Позднее художник пришел к идее совершенствования тела и обратился к робототехнике. Так появилась работа «Экзоскелет» — машина, напоминающая паука и расширявшая возможности человека. Это уже пример технологического искусства, творческое переосмысление привычного инженерного объекта (экзоскелета). Затем был проект «Дополнительная рука», который принес художнику мировую известность. Но самая известная его работа — "Ухо".
Художник как-то заявил: «Возможно, быть человеком вовсе не означает оставаться человеком». Стеларк убежден, что человек будет совершенствовать себя, используя биологические и механические инструменты. Визионер-ученый облек бы свои прогнозы в текст с графиками и расчетами, художник же сам становится киборгом. Идея вырастить у себя третье ухо пришла ему в 1996 году, первая операция прошла в 2006-м. Сначала в левое предплечье был вставлен специальный имплант, чтобы растянуть кожу. Затем вживлен пористый полимерный каркас, повторяющий очертания уха. Постепенно в этот каркас проросли живые клетки, и ухо стало частью тела. Наконец, художник решил установить в новое ухо беспроводной микрофон, подключенный к Интернету. Правда, вскоре его пришлось удалить из-за опасной инфекции, но Стеларк надеется повторить эксперимент, объясняя свою идею так: ухо станет устройством удаленного прослушивания, например, кто-то, находясь в Венеции, сможет услышать то, что слышит ухо в Мельбурне. «Ухо» — пример научно-технологического искусства, художественное высказывание, за которым стоят передовые наработки в сфере медицины и техники. Стеларк пришел к пониманию тела как расширенной операционной системы, имеющей сознание и опыт: «Я мог бы, например, видеть глазами человека, находящегося в Лондоне, слышать ушами другого человека, идущего по Монреалю, а кто-то из Токио в это время мог бы дистанционно управлять моей левой рукой, чтобы решить какую-то задачу здесь, в Сан-Франциско. Представьте себе сенсорный опыт, не привязанный к конкретному месту, коже или ощущениям конкретного тела». Преодоление границ собственного тела — таким видит будущее Стеларк.