Что происходит с проектом, если в госкорпорации для него нет бизнес-заказчика и стартап не получил инвестиции?
Проект не исчезает с наших радаров. Мы даем обратную связь, подсказываем, как можно подрасти и что улучшить. После доработки проект может вернуться, и мы продолжаем коммуницировать с ним. Были случаи, когда стратапам удавалось добиться инвестиций лишь с четвертого раза.
Например, к нам пришла компания, занимающаяся восстановлением оборудования в нефтехимической отрасли. Она прошла наш акселератор, мы рекомендовали проект «Атомэнергомашу». Но в дивизионе не получилось использовать решения проекта. Пока у компании были нулевые финансовые результаты, мы не до конца понимали, насколько эффективна ее технология. Она ушла на рынок и заключила первый контракт с нефтяной компанией. Проект вырос, параллельно пришло время ремонта оборудования АЭМ, и услуги стартапа стали востребованными. Так спустя несколько лет после прохождения нашего акселератора стартап стал зарабатывать: сначала его годовая выручка составляла несколько десятков миллионов рублей, а сейчас, с учетом синергии с нами, может вырасти до сотен миллионов.
Какие подходы и методологии вы применяете в «Иннохабе» при работе со стартапами?
Их много, и все они построены на принципе гибкого управления проектами. Ко всем нашим активностям мы применяем системный подход и приемы Lean-философии — бережливого мышления и производства, — позволяющие экономить ресурсы и получать лучшие результаты. Поэтому в акселераторе мы внедрили методологию Lean startup: с помощью кастдева — исследований в формате глубинных интервью — определяем потребности заказчиков; посредством методики HADI (Hypothesis, Action, Data, Insights) формируем гипотезы, проверяем их, делаем выводы, меняем или улучшаем продукт.
В трекинге, при написании стратегий, для построения систем продаж и маркетинговых исследований мы пользуемся методиками проектного управления: SCRUM, Kanban. Мы любим системный подход к продажам, поэтому не пренебрегаем CRM-системами и ценностным подходом. Показываем клиентам, насколько продукт или услуга им нужны.
Для того чтобы команды стартапов понимали, с чем и как им предстоит работать в акселераторе, на первом же интенсиве мы рассказываем о методологиях и подходах.
Последняя методология, которую мы доработали и внедрили, — это определение уникальных технологических компетенций. Изначально ее разработали в американской компании 3 М («Три Эм»). Эксперты компании поняли: если реализовать компетенции сотрудников, получится уникальный продукт. Но сначала эти компетенции нужно выявить, а потом понять, как и где их можно использовать.
Мы опробовали эту методологию еще в 2016 году, но безрезультатно. Вернулись к ней в конце 2022 года, анализируя проблемы, с которыми сталкивались наши предприятия. Поняли, что в методологии есть два узких места. Первое — сложно быстро и качественно научить людей выявлять собственные компетенции. Второе — бывает, что специалисту, особенно работающему на закрытом предприятии и не имеющему доступа к информации, нелегко найти новые области применения продукта. Гораздо проще этим заниматься специально обученным людям. Теперь специалисты «Иннохаба» ищут компетенции и возможности расширить их применение. В таком виде методология работает.
В 2023 году мы осуществили пилотный проект с одним из предприятий ядерно-оружейного комплекса. В текущем году завершим подобные еще на трех. Сейчас ведем с двумя дивизионами переговоры об анализе уникальных технологических компетенций. Видим в этом большой потенциал: поняв эти компетенции, можно кратно увеличить выручку предприятия.
Расскажите, пожалуйста, об Акселераторе 2.0, стартовавшем в мае 2023 года. Чем он отличается от предыдущей версии?
Когда мы начинали строить первый акселератор, в России еще не существовало корпоративных акселераторов. Мы решили обобщить опыт российских и зарубежных коллег. Общались с General Electric о системе Fastwork, вели переговоры с компанией 3 М, смотрели, чем занимаются Фонд развития интернет-инициатив, «Сколково». В итоге целью первого акселератора стало строительство механизма, способного быстро проверять стартапы на бизнес-живучесть.
Проведя 11 циклов акселерации, мы увидели, что для внутренних сотрудников это еще и хорошая программа повышения квалификации. За четыре года мы вырастили пять серийных корпоративных предпринимателей. Это люди, не боящиеся работать с проектами новых бизнесов и умеющие определять, «выстрелит» бизнес-проект или нет.
Мы поняли, что, кроме проверки проектов, можем ввести в программу больше ценностей. Например, развивать команды, чтобы они могли без нашей помощи быстро отсеивать проекты у себя на предприятии. Или выявлять потенциал внешних команд: допустим, есть неудачный проект, но над ним работает хорошая команда. Почему бы не предложить ей реализацию совместного проекта в рамках госкорпорации?
Акселератор 2.0 поставил на одну ступень бизнес-результат и человеческий ресурс — развитие людей, их компетенций. Наша программа помогает сотрудникам проявить себя, а топ-менеджерам — увидеть сильных сотрудников без фильтра среднего менеджмента.