Инженерная централизация
Помимо инженерных мегапрограмм и программ научно-технологического развития, в которые, как правило, включается инженерный компонент, Китай уделяет много внимания инжиниринговым центрам, выступающим основными исполнителями государственных задач в части создания технологий и продуктов.
Первая масштабная программа создания национальных инжиниринговых центров стартовала в 2016 году; в ее рамках были созданы (в том числе через слияние и укрупнение существующих центров и лабораторий) 100+ центров. В качестве основной задачи центров была заявлена разработка новых продуктов для компаний на основе результатов научных исследований китайских R&D-центров и университетов.
2022 год с его геополитическими пертурбациями повлиял не только на российскую научно-технологическую и инженерную повестку: в 2022 году Китай, то ли насмотревшись на антироссийские санкции, то ли в рамках общего крена в сторону деглобализации, полностью трансформировал сеть национальных инжиниринговых центров. В новую программу поддержки попал 191 центр (и примерно столько же не прошли отбор).
У новых национальных инжиниринговых центров КНР есть несколько особенностей, которые (предположительно) добавляют им эффективности.
Первая особенность — глубокая специализация. Инжиниринговые центры не занимаются ни «промышленным дизайном в целом», ни разработками для всех отраслей одновременно: большинство из них работают на конкретную отрасль, а где-то четверть — на решение узких отраслевых проблем и задач (например, инжиниринговые центры в Гонконгском политехническом университете работают над вопросами использования стальных конструкций в строительстве, а также над электрификацией/автоматизацией железных дорог).
Вторая особенность — ориентация деятельности центров строго на обеспечение технологической независимости Китая, а именно — на ликвидацию «технологических бутылочных горлышек» и стабилизацию цепочек поставок для китайской экономики (вместо заявленной для центров в 2016 году цели — общего усиления китайской промышленности за счет китайских же инноваций). В такой логике, например, создан и работает Национальный инженерный исследовательский центр по автоматизации дизайна электроники: как следует из названия, центр работает над программным обеспечением дизайна микроэлектроники и до конца 2025 года должен обеспечить создание «полностью импортозамещенного» ПО в этой части, а в 2030‑м — потеснить на глобальном рынке нынешних лидеров (Cadence, Synopsys).
Третья особенность — работа отдельных центров с технологиями двойного назначения в логике стратегии интеграции военного и гражданского секторов, принятой в качестве одного из подходов к научно-технологическому развитию КНР в 2015 году.
В похожей логике (специализация, решение «горящих» отраслевых задач, работа с ВПК) реализуется и китайская инициатива в сфере развития инженерного образования, ориентированного на промышленность, — программа создания так называемых современных промышленных колледжей, запущенная в 2020 году.
Современные промышленные колледжи в понимании наших китайских коллег отдаленно напоминают российские передовые инженерные школы: речь идет о высшем образовании; программы для колледжей создаются в партнерстве с промышленными компаниями и под решение их задач, — но на этом сходство и заканчивается. Начинаются отличия.
Главная особенность китайского подхода к развитию инженерного и, шире, «промышленного» образования — чисто управленческая, а именно — строгий принцип «трех ключей» при создании современных промышленных колледжей: все они создаются, по сути, как совместные предприятия университетов, компаний и региональных/местных администраций, причем все интересанты и инвесторы не просто подписывают меморандум о намерениях, а получают право управления колледжами — места в советах директоров.
Еще один интересный момент — то, что курируют создание современных промышленных колледжей не только министерство образования (департамент высшего образования), но и министерство промышленности и информационных технологий, помимо всего прочего, выступающее приемщиком результатов их работы. Что, в целом, логично, особенно в свете того, что в 2023 году программа была расширена (50 новых колледжей в дополнение к 50 уже созданным) и ориентирована на критические для китайской промышленности направления — ИИ, робототехнику и пр. Ну и в свете урезания полномочий министерства науки и технологий и передачи их отраслевым министерствам и министерству промышленности и информационных технологий.
Но самая важная история, отличающая китайский «окологосударственный» инжиниринг (мегапрограммы, центры, колледжи) от инжиниринга российского, — это, как ни странно, доминирование бизнеса в инженерной повестке.
Китайский бизнес последовательно делает повестку не столько инженерной, сколько продуктовой. Просто потому, что в крупных китайских компаниях, работающих на глобальном рынке, уже давно принят продуктовый подход. Так, например, Huawei полностью трансформировала свой инженерный блок еще в начале 2000‑х годов, начав с того, что упразднила так называемый центральный инженерный офис, подчинявшийся главному инженеру. Компания передала все продуктовые и инженерные решения в ведение кросс-функциональных команд и с нуля отстроила процесс приоритезации и управления данными в соответствии с требованиями потребителей (в том числе на основе продуктового подхода IBM Integrated Product Development).