От истории страны — к корпоративной истории
Корпоративная история — неотъемлемая составляющая образа и культуры корпорации. Она включает материальные и нематериальные свидетельства деятельности корпорации и ее руководителей в прошлом.
«Молодые» корпорации не всегда понимают, с какого момента отсчитывать собственную историю: с даты создания юридического лица и организационной единицы или с начала деятельности первых профильных предприятий и ведомств? Например, ГК «Ростех» была создана в 2007 году, однако в ее составе — крупные машиностроительные заводы, имеющие славную и длительную историю. За плечами ГК «Росатом», организованной в том же 2007 году, — огромная история советской атомной промышленности, неотъемлемо связанной с госкорпорацией. В ней есть значимые вехи: бурные сороковые, мощные пятидесятые годы, когда закладывалась ресурсная, промышленная, научная и производственная база отрасли. ГК «Росатом» смогла сохранить и приумножить весь этот огромный потенциал, поэтому прошлое отечественного атома органично входит в историю госкорпорации.
Видимая материальная часть корпоративной истории представлена в музеях; всё большее значение приобретает цифровое отображение прошлого компаний на онлайн-платформах. Эксперты отмечают тенденцию к распространения современных технологий и интерактивных инструментов при работе с корпоративными музеями — переход от «музея памяти» к «музею эффекта», вызывающему сильные эмоции и производящему яркое впечатление.
Интересный пример — демонстрационный центр ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, расположенный в подмосковном Жуковском. Этот центр с 2020 года развивается как многопрофильное экспозиционное пространство с центральной исторической частью. Одновременно он стал объединяющей площадкой для сообществ коллекционеров, сложившихся в институте -филокартистов и фалеристов, чьи интересы связаны с историей ЦАГИ, российской и мировой авиации.
«Одна из тем экспозиции — "Пионеры авиации». Коллекционные почтовые конверты располагаются в таймлайне и демонстрируют основные вехи истории отрасли, типы летательных аппаратов. Эти коллекции также включают самостоятельные художественные произведения", — рассказывает руководитель центра Екатерина Ростовцева.
Для нее важно, что центр стал «живым пространством», куда приходят сотрудники ЦАГИ, жители города, школьники. Сегодня многие компании следуют этому примеру, делая свою историю элементом коммуникации с различными аудиториями. Павильон «Атом» — яркий пример такого подхода.