Инженерный спецназ

ВЗГЛЯД / #1 ФЕВРАЛЬ 2024
Текст: Роман ЖОЛУДЬ / Фото: РИА Новости, ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ

Российской промышленности очень нужна инженерная элита — ​специалисты, способные работать с задачами, которых до них никто не решал. Отечественные корпорации готовы вкладываться в обучение таких кадров, а университеты — ​создавать площадки для их подготовки. Мы расскажем о том, для чего задумывались и как работают передовые инженерные школы.

В июне 2014 года на заседании Совета по науке и образованию при президенте РФ ректор Санкт-­Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской делал доклад о необходимости подготовки новых инженерных кадров. «Мы должны развивать подготовку инженеров качественно новых и взаимодополняющих типов — ​инженеров-­исследователей и разработчиков — ​так называемого инженерно-­технологического спецназа», — ​сказал он. Это заседание стало отправной точкой для нового федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Яркое определение «инженерный спецназ» оказалось метафорой его цели — ​обеспечения высокопроизводительных, ориентированных на экспорт секторов экономики страны квалифицированными кадрами.

Идея проекта ПИШ — ​не просто подготовка инженеров, отвечающих сегодняшним запросам индустрии. В этих школах должны готовить не столько линейных инженеров для современных производств, сколько тех, кто сможет модернизировать существующие технологии и продукты, а также разработать новые. Поэтому программы подготовки в таких школах должны отличаться от обычных университетских. Для них даже придумали особое название — ​"программы опережающего развития", подчеркивая, что выпускники должны смотреть в перспективу.
  • > 150
    российских компаний стали индустриальными партнерами ПИШ
Как оживить высшее образование
Власти не раз пытались помочь отечественному высшему образованию выйти на мировой уровень. Было очевидно, что в этой сфере две серьезные проблемы. Во-первых, вузам не хватало научного и образовательного потенциала. Во-вторых, связь с реальной экономикой была слабой: вузы, особенно в регионах, зачастую выпускали специалистов с невысоким уровнем подготовки, да к тому же не те кадры, в которых нуждалась индустрия.

В 2010 году Правительство России выпустило два постановления: одно было направлено на привлечение в вузы ведущих мировых ученых, второе — ​на поддержку кооперации научно-­образовательных учреждений с экономикой. В рамках последнего предоставлялись субсидии совместным проектам, направленным на создание высокотехнологичных производств.

В 2012 году был запущен государственный проект «5−100», нацеленный на адаптацию российских университетов к международным стандартам высшего образования. Вузы — ​участники проекта должны были за пять лет вой­ти в топ‑100 престижных мировых университетских рейтингов. На реализацию «5−100» государство потратило более 80 млрд руб. Однако несмотря на то что проект продлили до 2020 года, ни один вуз-участник так и не вошел в сотню лучших мировых университетов. Тем не менее некоторые смогли заметно улучшить качество образования и показатели научной деятельности, а также попасть в топ‑100 предметных рейтингов.

В 2021 году была запущена масштабная государственная программа преобразования университетов «Приоритет 2030». Ее цель — ​формирование большой группы вузов, которые станут лидерами в различных сферах науки и технологий. Университеты — ​участники программы за счет кооперации с промышленностью должны внести весомый вклад в развитие российской экономики, а также обеспечить доступное и качественное образование. За первые два года на реализацию проекта из госбюджета было выделено более 47 млрд руб. Программа рассчитана до 2030 года, так что о ее результатах говорить рано.

Оба проекта подразумевали получение вузами государственной поддержки. И несмотря на то, что в «Приоритете‑2030» прямо указывалось на важность связи университетов с экономикой страны, он тоже был чисто университетской программой.

Вячеслав Першуков
председатель наблюдательного совета ПИШ ТПУ «Интеллектуальные энергетические системы», доктор технических наук
«Рассчитываем, что объем финансирования, привлеченного ПИШ Томского политехнического университета „Интеллектуальные энергетические системы“ на исследования и разработки в интересах бизнеса, достигнет к 2030 году нарастающим итогом 2,5 млрд руб. и 50 % всех привлеченных средств будут связаны с разработками в области IT-индустрии».

Источник: интервью ТАСС 18 декабря 2023 г.
Пусть выбирает индустрия
Инициаторы федерального проекта «Передовых инженерных школ» решили подойти к решению проблемы связи университетов с реальной экономикой с другой стороны.

Во-первых, было решено сосредоточиться на конкретном и критически важном результате высшего образования -подготовке инженеров, способных решать инновационные задачи — ​того самого «инженерного спецназа».

Во-вторых, решения о том, кого и для каких целей будут готовить передовые инженерные школы, принимают не университеты и даже не правительство, а бизнес. Ключевыми элементами ПИШ стали индустриальные партнеры — ​компании, заинтересованные в подготовке инженеров для высокотехнологичного производства с компетенциями мирового уровня. Сейчас индустриальные партнеры ПИШ — ​более 150 российских компаний, среди них Росатом, Ростех, Роскосмос, «Газпром нефть», «СИБУР», «Алмаз — Антей», Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), КамАЗ и другие.

В-третьих, для того чтобы обе стороны — ​вузы и их индустриальные партнеры — ​относились к школам серьезно, проект предусматривает обязательное софинансирование. Это означает, что предприятия, соглашающиеся поддерживать создание и развитие конкретной ПИШ, гарантируют выделение определенной суммы на реализацию ее программы. Государство, в свою очередь, финансирует школу в течение двух лет. За это время ПИШ должна научиться зарабатывать деньги, получая от компаний-­партнеров заказы на решение фронтирных инженерных задач, организуя курсы дополнительного профессионального образования для работников предприятий и т. д.

«Сейчас средства на развитие имеют только те университеты, которым индустриальные партнеры дают заказы, покупают оборудование, строят или ремонтируют аудитории. Подготовка современной инженерной элиты стоит больших денег. Выделять всем вузам подряд такие средства при нынешней результативности — ​это расточительство. Поэтому наша задача — ​тратить деньги эффективно, готовить по-настоящему элитные кадры, которые смогут держать нашу промышленность на конкурентоспособном уровне», — ​поясняет Георгий Тихомиров, заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, директор экспертно-­методического и методологического оператора федерального проекта «Передовые инженерные школы».

Проект «Передовые инженерные школы» стартовал в июне 2022 года. На первом этапе на конкурсной основе было отобрано 30 ПИШ в нескольких вузах страны. В декабре 2023 года прошел второй этап конкурса — ​выбрали еще 20 школ. Это неудивительно — ​новая геополитическая реальность показала острую необходимость собственных инженерных технологий и разработок.

«Из-за санкций предприятие не может, как раньше, купить лучшее оборудование в мире, — ​констатирует проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ „Цифровой инжиниринг“ Алексей Боровков. — ​С одной стороны, возникают сложности в высокотехнологичных наукоемких отраслях: в двигателестроении, атомной энергетике и атомном машиностроении, в нефтегазовом машиностроении, ракетно-­космической отрасли. С другой стороны, появляется вызов: нужно научиться проектировать и изготавливать такое оборудование самим. Но мы должны думать не только об импортозамещении. Нужно ориентироваться на импортоопережение, идти к импортонезависимости и в итоге — ​к технологическому суверенитету страны».
Научно-технологическое образовательное пространство Топливной компании «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом» в передовой инженерной школе «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ)
В поисках лучшего студента
Передовые инженерные школы — ​это магистратуры, в которых готовят, как правило, инженеров-­разработчиков для высокотехнологичных отраслей промышленности: ядерной энергетики, тяжелого машиностроения, приборо- и двигателестроения, авиационной и ракетно-­космической техники, биотехнологий, производственной экологии, искусственного интеллекта, программной инженерии и др.

Каждая школа берет обязательство совместно со своими индустриальными партнерами разработать и открыть магистерские программы, по которым студенты будут учиться в течение двух лет, как правило, на бюджетной основе.

У абитуриентов, по словам руководителей школ, этот проект вызвал большой интерес: конкурс в первых открывшихся школах — ​3−4 человека на место.

«Отбор лучших студентов — ​это отдельная методическая задача, — ​разъясняет Г. Тихомиров. — ​Что значит „лучший студент“? Он должен быть мотивированным, способным осваивать новое. Он должен иметь знания, полученные в бакалавриате или самостоятельно. Это нужно для того, чтобы он мог сразу вовлекаться в реальные проекты индустриальных партнеров. И вот тут начинаются сложности. Например, теоретик считает, что самое важное — ​разбираться в сложных теоретических моделях. Экспериментатор полагает, что главное — ​иметь навыки работы с установками и аппаратурой, расчетчик — ​что необходимо уметь программировать и владеть численными методами. Какие компетенции должны быть у современного инженера? Что должен знать абитуриент, чтобы обучаться в ПИШ? На эти вопросы каждая школа находит свои ответы».

В Санкт-­Петербургском политехническом университете Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» открылась в первом потоке. В 2023 году туда поступило 70 человек, в нынешнем году количество мест планируется увеличить почти вдвое.

«Для нас важна хорошая физико-­математическая подготовка студента, — ​объясняет А. Боровков. — ​Из программ бакалавриата нам ближе всего прикладная механика, потому что главное в инжиниринге — ​это машиностроение и материалы, а также механика деформируемого твердого тела, жидкости и газа, вычислительная механика и т. д. Но помимо подготовки есть и другие важнейшие составляющие — ​мотивация и талант».

Обучение в «Цифровом инжиниринге» отличается от привычного. Из 24 аудиторных академических часов в неделю только шесть — ​традиционные лекции и семинары. 12 часов занимает так называемая практико-­ориентированная деятельность — ​студенты в командах выполняют реальные научно-­исследовательские и опытно-­конструкторские работы (НИОКР) по заказам индустриальных партнеров. Студенты работают под руководством двух наставников: преподавателя университета с инженерным опытом и представителя индустриального партнера, будущего работодателя. Оставшиеся шесть часов студент может посвятить обучению на открытой онлайн-­платформе. Он вместе с наставником выбирает курс, исходя из понимания того, какие знания ему сейчас необходимы для решения поставленных задач, тем самым формируя индивидуальную траекторию обучения.

В некоторых ПИШ после окончания магистратуры выпускники обязаны отработать три года на предприятиях индустриальных партнеров. В других, в частности в «Цифровом инжиниринге», решили обойтись без таких жестких условий. Выпускник может не понравиться работодателю, обстоятельства могут потребовать его переезда в другой город и так далее. В любом случае, уверены в дирекции школы, такой специалист трудоустроится в высокотехнологичной сфере промышленности и сможет принести пользу стране.

Школы не предоставлены сами себе. Операторы федерального проекта — ​НИЯУ МИФИ и ФГАНУ «Социоцентр» — ​отслеживают выполнение утвержденных программ их развития. Учитывается, сколько программ магистратуры было открыто, сколько студентов набрано, каков объем привлеченных финансовых средств индустриального партнера и т. п.

Еще одна задача оператора федерального проекта — ​изучение успешных практик ПИШ для того, чтобы распространить их на всё инженерное образование. Таким образом университеты, в которых нет передовых школ, смогут получить методическую помощь. «Например, вуз хочет открыть лабораторию VR или искусственного интеллекта, — ​объясняет Г. Тихомиров. — ​Мы предлагаем определенный алгоритм: купить ­такое-то оборудование, программное обеспечение, нанять ­стольких-то сотрудников. И тогда можно будет делать ­что-то привлекательное для промышленности, брать заказы на разработку, привлекать студентов для прохождения практики и выполнения выпускных квалификационных работ».

Георгий Тихомиров
заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ
«Одним из главных показателей успешности проекта будет то, что школы привлекут финан­сы своих индустриальных партнеров. Это докажет, что индустриалы готовы передавать в ПИШ заказы на разработку продуктов».
Связь с индустрией на каждом этапе
Индустриальные партнеры в этом проекте, по сути, главные гаранты успешного развития ПИШ на всех этапах их существования.

Сначала, для того чтобы заявка университета на создание инженерной школы была одобрена, вуз должен найти индустриальных партнеров будущей ПИШ и получить от них гарантии на финансирование до 2030 года. Без такого подтверждения у университетов нет шанса пройти конкурсный отбор. Так становится понятно, в каких школах нуждается бизнес.

Далее индустриальные партнеры участвуют в разработке образовательных программ школы. Они формулируют списки фронтирных инженерных задач, важных для отрасли. Разумеется, эти задачи должны находиться в сфере компетенций университета. «Так как эти задачи — фронтирные, это означает, что сам заказчик их еще не решал», — ​объясняет А. Боровков.

На следующем этапе индустриальный партнер получает право участвовать в формировании учебного плана. Он согласовывает с университетом требования к студентам, перечень дисциплин, изучаемых в ПИШ, — ​еще одно отличие от классического подхода: вуз составляет учебный план, отталкиваясь от компетенций преподавателей. «А тут индустриальный партнер говорит нам, какие курсы нужны, что именно студенты должны знать, — ​делится опытом А. Боровков. — ​Может оказаться, что у университета даже преподавателей таких нет. Тогда он должен или сам воспитать их, или ­где-то найти, или подобрать нужные дисциплины на открытой онлайн-­платформе, где их ведут преподаватели других вузов».
Показатели федерального проекта ПИШ (к началу 2024 г.)
  • 30
    школ работают в стране
  • > 500
    программ опережающего обучения в них запущено
  • 12,7 млрд руб.
    выделили компании-­партнеры для софинансирования школ
Еще одна сфера, в которой задействованы предприятия-­партнеры, — ​стажировки студентов. Под них зарезервированы средства, существуют договоренности о том, что обучающиеся в школах смогут побывать на производстве, ознакомиться с его особенностями. Студенты СПбПУ ездили в структурные подразделения ОДК, Росатома, Северстали; студенты Южного федерального университета — ​в концерн «Радиоэлектронные технологии»; обучающиеся в ПИШ Томского политехнического университета стажировались на предприятиях «Газпром нефти» и Росатома и т. д.

Кроме того, передовые инженерные школы — ​это площадки для программ дополнительного образования уже действующих сотрудников индустриальных партнеров. Наличие программ ДПО (дополнительного профессионального образования), интересных промышленности, — ​еще одна обязательная составляющая проектов ПИШ. Эти программы могут быть как эксклюзивными, так и массовыми. По словам А. Боровкова, в 2023 году такие курсы прошли свыше 4 тыс. руководителей и инженеров из таких компаний, как ПАО «Интер РАО», ПАО «Т Плюс», ПАО «ОАК», ПАО «ОДК», ПАО «Северсталь».
Разработка архитектуры цифрового двой­ника печи остекловывания высокоактивных РАО. Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» Санкт-­Петербургского политехнического университета Петра Великого
Глядя в будущее
Уже к началу 2024 года у федерального проекта ПИШ неплохие показатели: в стране работают 30 школ, в них запущено более 500 программ опережающего обучения. Компании-­партнеры выделили 12,7 млрд руб. для софинансирования школ. Участники проекта осознают его риски, но настроены оптимистично.

«Главная задача ПИШ — ​выполнить программу своего развития, — ​объясняет Г. Тихомиров. — ​Но индустриальный партнер может пообещать деньги, а потом разочароваться в проекте или даже обанкротиться. Однако если школа встала на ноги, если она имеет уникальные компетенции, интересна бизнесу, то на смену ушедшему придет кто-то еще».

А. Боровков опасается другого: производство не будет успевать за «инженерным спецназом». «Допустим, мы очень хорошо подготовили кадры, — ​говорит он. — ​Но работодатель не развивался за это время настолько быстро, чтобы их заинтересовать. И тогда ему будет сложно удержать эти кадры. Значит, предприятиям нужно меняться, чтобы оставаться привлекательными для высококлассных работников». Есть риск, что часть школ не успеет выйти на полное финансирование со стороны компаний-­партнеров. В конце 2024 года ПИШ, открывшиеся раньше других, перестанут получать деньги от государства. Сейчас в Минобрнауки обсуждается, каким образом государство сможет продолжать поддерживать эти школы. Возможно, будут выделяться отдельные гранты на оборудование, программное обеспечение и т. п. Участники федерального проекта предполагают: самостоятельности смогут добиться не все школы. Некоторые участники проекта со стороны вузов с опаской смотрят на новые требования Минобрнауки. Так, недавно перед ПИШ поставили новую задачу — ​работать со старшеклассниками в рамках профориентации. «Это не очень логично, -- жалуется руководитель одной из инженерных школ, попросивший не указывать его имя. — ​У нас программы магистратуры, к нам приходят учиться выпускники бакалавриатов. А мы тратим силы на школьников, которые, если вообще придут к нам, то только через четыре года».

Свои ожидания есть и у представителей индустрии. Скоро на производство придут около 2,5 тыс. выпускников ПИШ из разных уголков России — ​не так уж много в масштабах страны. Предприятия ждут от этих специалистов заявленной эффективности. И от полученного эффекта будет зависеть, угаснет ли у бизнеса энтузиазм по поводу «инженерного спецназа» или выстроится очередь из желающих финансировать передовые школы.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ