В поисках лучшего студента
Передовые инженерные школы — это магистратуры, в которых готовят, как правило, инженеров-разработчиков для высокотехнологичных отраслей промышленности: ядерной энергетики, тяжелого машиностроения, приборо- и двигателестроения, авиационной и ракетно-космической техники, биотехнологий, производственной экологии, искусственного интеллекта, программной инженерии и др.
Каждая школа берет обязательство совместно со своими индустриальными партнерами разработать и открыть магистерские программы, по которым студенты будут учиться в течение двух лет, как правило, на бюджетной основе.
У абитуриентов, по словам руководителей школ, этот проект вызвал большой интерес: конкурс в первых открывшихся школах — 3−4 человека на место.
«Отбор лучших студентов — это отдельная методическая задача, — разъясняет Г. Тихомиров. — Что значит „лучший студент“? Он должен быть мотивированным, способным осваивать новое. Он должен иметь знания, полученные в бакалавриате или самостоятельно. Это нужно для того, чтобы он мог сразу вовлекаться в реальные проекты индустриальных партнеров. И вот тут начинаются сложности. Например, теоретик считает, что самое важное — разбираться в сложных теоретических моделях. Экспериментатор полагает, что главное — иметь навыки работы с установками и аппаратурой, расчетчик — что необходимо уметь программировать и владеть численными методами. Какие компетенции должны быть у современного инженера? Что должен знать абитуриент, чтобы обучаться в ПИШ? На эти вопросы каждая школа находит свои ответы».
В Санкт-Петербургском политехническом университете Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» открылась в первом потоке. В 2023 году туда поступило 70 человек, в нынешнем году количество мест планируется увеличить почти вдвое.
«Для нас важна хорошая физико-математическая подготовка студента, — объясняет А. Боровков. — Из программ бакалавриата нам ближе всего прикладная механика, потому что главное в инжиниринге — это машиностроение и материалы, а также механика деформируемого твердого тела, жидкости и газа, вычислительная механика и т. д. Но помимо подготовки есть и другие важнейшие составляющие — мотивация и талант».
Обучение в «Цифровом инжиниринге» отличается от привычного. Из 24 аудиторных академических часов в неделю только шесть — традиционные лекции и семинары. 12 часов занимает так называемая практико-ориентированная деятельность — студенты в командах выполняют реальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по заказам индустриальных партнеров. Студенты работают под руководством двух наставников: преподавателя университета с инженерным опытом и представителя индустриального партнера, будущего работодателя. Оставшиеся шесть часов студент может посвятить обучению на открытой онлайн-платформе. Он вместе с наставником выбирает курс, исходя из понимания того, какие знания ему сейчас необходимы для решения поставленных задач, тем самым формируя индивидуальную траекторию обучения.
В некоторых ПИШ после окончания магистратуры выпускники обязаны отработать три года на предприятиях индустриальных партнеров. В других, в частности в «Цифровом инжиниринге», решили обойтись без таких жестких условий. Выпускник может не понравиться работодателю, обстоятельства могут потребовать его переезда в другой город и так далее. В любом случае, уверены в дирекции школы, такой специалист трудоустроится в высокотехнологичной сфере промышленности и сможет принести пользу стране.
Школы не предоставлены сами себе. Операторы федерального проекта — НИЯУ МИФИ и ФГАНУ «Социоцентр» — отслеживают выполнение утвержденных программ их развития. Учитывается, сколько программ магистратуры было открыто, сколько студентов набрано, каков объем привлеченных финансовых средств индустриального партнера и т. п.
Еще одна задача оператора федерального проекта — изучение успешных практик ПИШ для того, чтобы распространить их на всё инженерное образование. Таким образом университеты, в которых нет передовых школ, смогут получить методическую помощь. «Например, вуз хочет открыть лабораторию VR или искусственного интеллекта, — объясняет Г. Тихомиров. — Мы предлагаем определенный алгоритм: купить такое-то оборудование, программное обеспечение, нанять стольких-то сотрудников. И тогда можно будет делать что-то привлекательное для промышленности, брать заказы на разработку, привлекать студентов для прохождения практики и выполнения выпускных квалификационных работ».