Но не у всех же получится стать дистрибьютерами. Есть какие-то другие варианты?
Естественно. Главное — убедиться, что вы хорошо знаете своего клиента, и поставить во главу угла его потребности, а не свои амбиции. Не бегите сразу строить завод за 100 млн руб., пользуйтесь принципом MVP — тестируйте свои идеи на прототипе. Дам несколько советов.
Во-первых, как можно быстрее сделайте как можно более дешевую первую версию продукта. Для этого иногда подходят нестандартные решения. Пример из практики «Иннохаба»: к нам пришел стартап с проектом создания циркониевого концентрата. Для его наработки требовалось создать опытную установку — это стоило бы около 10 млн руб. и заняло бы полтора года. Исследование рынка показало, что в санкт-петербургском Институте химии силикатов есть подходящая установка. На ней мы наработали первые опытные образцы, необходимые для отработки технологии и для того, чтобы клиент смог их протестировать и определиться, нужен ли потенциальный продукт. В результате получили существенный выигрыш и по времени, и по деньгам.
Во-вторых, не спешите с масштабированием. «Иннохаб» работал с проектом по производству порошков для 3D-принтеров. Они хотели сразу создать установку, производительность которой превышала бы совокупную емкость рынка. Но мы решили собрать более миниатюрную конструкцию, исходя из реалий рынка, сэкономив как время, так и деньги.
В-третьих, уменьшите количество функций прототипа до основных, несущих непосредственную ценность. Например, у нас был проект — система передачи буровых данных. Команда нащупала свою нишу на рынке и хотела проверить технологию на практике. Для создания полноценного опытного образца требовалось два года и 60 млн руб. при самом оптимистичном прогнозе. Это была довольно сложная система, включавшая комплекс оборудования: наземные антенны, модуль передачи данных, аппаратуру для их анализа и так далее. Выяснилось, что основная ценность системы — инновационный модуль, позволяющий передавать данные с большой глубины, независимо от геологических особенностей скважины. Выходило, что совсем не обязательно разрабатывать всю систему целиком. Мы нашли партнера, у которого имелась похожая система передачи данных, встроили в существующую инфраструктуру свой модуль и протестировали его возможности. Уровень инвестиций при этом снизился до 1 млн руб., плюс мы получили значительный выигрыш во времени.
Как стартапу понять запрос клиента? Есть ли у «Иннохаба» собственная методология?
Да, есть. У нас действует большой учебный модуль: мы рассказываем, как работать с потенциальным потребителем на всех этапах запуска проекта. Если вкратце, то советы такие. Как можно быстрее выходите на общение с вашим потенциальным клиентом, потому что вам нужна «инъекция реальностью». Зачем галлюцинировать о том, что́ нужно клиенту, если можно просто спросить? Звучит как очевидность, но на деле это довольно сложно, и у нас есть собственная методология правильного общения с клиентом, позволяющего узнать всё необходимое. Нужно задавать открытые, а не наводящие вопросы. Не рассказывать о себе, не навязывать свой продукт. Узнайте, чем живет клиент, какие у него проблемы. Так вы завоюете доверие клиента и поймете, чем сможете ему помочь.