Объединить ветер и атом
Тенденции развития проектов ВЭУ — рост мощности установок, увеличение длины лопастей, высоты башни, ее диаметра и толщины стенки, размеров и массы основания. Напротив, реализация концепции модульности для АСММ предполагает уменьшение единичной массы и размеров микрореакторов.
Вероятно, в какой-то момент окажется возможно разместить микрореактор во внутренней полости башни ВЭУ (или основания ВЭУ, если в нем имеются полости).
При таком размещении реактора стенка башни (или основания) ВЭУ вместе с дополнительными герметизирующими элементами может обеспечить требуемую нормативами защиту реактора от внешних природных и техногенных воздействий, а также защиту окружающей среды от радиоактивных веществ. Кроме того, башня и/или основание ВЭУ смогут воспринимать механические нагрузки от реактора и прочего оборудования реакторной установки (весовые, сейсмические). Таким образом, отпадает необходимость в сооружении отдельного здания для реакторной установки с микрореактором. Это решение снизит капитальные затраты и приведенную стоимость электроэнергии (на всем жизненном цикле), что позволит повысить конкурентоспособность гибрида ВЭС + АСММ по сравнению как с существующими проектами ВЭС и АСММ, так и с источниками на органическом топливе.
Возможность создания такого гибрида подтверждается большим опытом эксплуатации судовых реакторов, которые также размещаются в ограниченном пространстве. Диаметр прочного корпуса атомной подводной лодки (АПЛ) составляет 6−9 метров. Ядерные реакторы наиболее крупных АПЛ имеют тепловую мощность более 150 МВт, что во много раз превышает требуемую мощность микрореакторов, входящих в состав рассматриваемой АСММ.
Башня ВЭУ — также металлическая труба большого диаметра, но установленная вертикально. Вертикальная ориентация более удобна для размещения реактора, чем прочный корпус АПЛ, поскольку установки с интегральной компоновкой и с развитыми возможностями для естественной циркуляции в первом контуре, как правило, имеют высоту во много раз бо́льшую, чем радиус. Кроме того, свободное пространство над реактором внутри башни ВЭУ позволяет расположить там грузоподъемные механизмы, необходимые для разборки реактора и перегрузки топлива.
Конструкции наземных оснований ВЭУ иногда предусматривают полости значительного размера. К примеру, в центре основания ВЭУ компании EnerconE‑126 есть полость, диаметр которой равен внутреннему диаметру башни.
Герметичные полости внутри плавучих оснований ВЭУ необходимы, поскольку они обеспечивают плавучесть конструкции. Плавучие основания представляют собой либо несколько соединенных поплавков (как правило, три или четыре), либо понтон, разделенный на отсеки.
Размеры внутренних полостей в поплавках или понтонах значительно больше размеров реакторных отсеков современных АПЛ. Следовательно, размещение микрореактора с ТГУ во внутренних полостях плавучих оснований ВЭУ не должно представлять особых трудностей. Стенки поплавков служат герметичным ограждением для реакторной установки. Отпадает необходимость сооружения отдельного судна для размещения оборудования ЯЭ, благодаря чему снижаются капитальные затраты на создание плавучего гибрида ВЭС + АСММ.
При размещении микрореактора во внутренней полости башни (или основания) ВЭУ к башне снаружи должны примыкать здания систем безопасности, систем нормальной эксплуатации, спецкорпус. Машинный зал может быть размещен на небольшом удалении от башни ВЭУ. Градирни для охлаждения циркуляционной воды конденсатора турбины целесообразно сделать вентиляторными, чтобы они имели небольшую высоту и не мешали работе ВЭУ.
Если возможностей маневрирования ЯЭУ в составе гибрида будет недостаточно для компенсации резких спадов генерации ВЭУ, потребуется накопитель энергии с соответствующими мощностью и емкостью, достаточными для подпитки системы в течение времени, необходимого для набора мощности реактора (т. е. нескольких минут). Это может быть, например, накопитель тепловой энергии (пара) в паросиловом контуре ЯЭУ, накопитель сжатого воздуха с компрессором и турбиной, электрохимический, маховиковый механический накопитель.
В составе АСММ должны быть предусмотрены аварийные дизель-генераторы (один или несколько) для обеспечения систем безопасности реакторов в случае потери источников питания.