Наука создания искусства
Принципы оригами оказались эффективны в инжиниринге, а затем выяснилось, что инжиниринг, в свою очередь, может помочь в моделировании оригами. Многие века фигурки рождались путем проб и ошибок в руках людей. Такое спонтанное проектирование существует и сегодня, но более плодотворными стали новые методы.
«Самый простой из них — боксплитинг, он заключается в том, чтобы „раскидать“ по листу в определенном порядке квадраты или прямоугольники, соответствующие откидным клапанам и расстояниям между ними, — объясняет Виктория Серова, мастер оригами из Санкт-Петербурга, чьи работы можно найти в музеях оригами Уругвая и Японии. — Именно так я создала герб России. Предварительно рисуется так называемый граф (на схеме помещен в левом верхнем углу. — Прим. ред.). На нем определяется, какой длины должны быть клапаны и на каком расстоянии друг от друга располагаться. Вторая „научная“ методика заключается в распределении по листу шестиугольников. Наиболее сложная и требующая серьезных расчетов методика предполагает распределение на листе кругов. Так поступает Роберт Лэнг».
Это далеко не полный список современных методов моделирования оригами. Они ознаменовали собой настоящий переворот и вывели древнюю традицию на новый уровень. Работы усложнились, и теперь оригами по праву можно назвать искусством.
Проводится даже мировой конкурс оригами, названный в честь французского мастера Эрика Жуазеля — The Joisel Award. Принимая заявки конкурсантов, организаторы просят их ответить самим себе на несколько вопросов, один из которых: «Стану ли я считать эту работу произведением искусства, если она будет создана не из бумаги? Сама фигура создает художественный эффект или тот факт, что скульптура сделана из сложенной бумаги?» Бумажная скульптура достигла того уровня, когда можно не делать скидку на ограничения материала. Работы таких художников, как Эрик Жуазель, Хоанг Тьен Къет, Роберт Лэнг, Роман Диас, Сатоши Камия, Имай Кота, регулярно выставляются в музеях и галереях по всему миру.
«В России тоже много достойных мастеров. Мне, например, очень нравятся работы Павла Никульшина, Мадияра Амеркешева, Николая Куприянова и многих других. Когда смотришь на их скульптуры, видишь не только мастерство, но и идею. Есть компьютерные программы, помогающие проектировать фигуры, но они не решают главную задачу художника — понять, что́ именно ты хочешь сделать, какую историю рассказать. Даже если оставить в стороне высокое искусство, мой опыт преподавания оригами подсказывает, что складывание бумаги — своего рода медитативный процесс, помогающий людям испытать радость от созидания и открыть в себе что-то новое», — делится В. Серова.
Акира Есидзава в одной из книг написал: «Когда вы складываете бумагу, ритуал и акт творения важнее, чем результат. Когда ваши руки заняты, ваше сердце безмятежно». Мне кажется, что 11 ноября — прекрасный день для того, чтобы найти инструкцию и сложить из бумаги какую-нибудь фигуру. Безмятежность сегодня дорого стоит, а бумага — такой дешевый материал! Почему бы не попробовать?