Доверительная обстановка
Теперь спустимся с уровня макроэкономики на более прикладной и попробуем понять, каково значение доверия внутри компании.
Эксперты и топ-руководители считают, что доверительная, экологичная атмосфера в компании может привести не только к повышению мотивации сотрудников и эффективности их труда, но и к снижению операционных затрат. Когда между сторонами существует доверие, снижается необходимость в излишнем контроле и мониторинге, что ведет к уменьшению транзакционных издержек. В результате высвобождаются ресурсы, которые могут быть направлены на дальнейшие инвестиции.
Взаимное доверие напрямую влияет и на увеличение инвестиций в сотрудников — один из важнейших факторов, влияющих, в свою очередь, на рост производительности и долгосрочный успех бизнеса. Работодатели вкладываются в обучение и развитие сотрудников, так как уверены, что эти инвестиции окупятся ростом квалификации и мотивации персонала. В свою очередь, работники, чувствуя поддержку и доверие, демонстрируют более высокий уровень вовлеченности в процессы.
Доверие влияет на поведение руководителей и сотрудников. Для руководства наличие доверительных отношений означает возможность сосредоточиться на стратегических вопросах, а не на микроменеджменте. Это позволяет принимать более долгосрочные инвестиционные решения и фокусироваться на развитии бизнеса, а не на решении оперативных проблем.
Сотрудникам доверие работодателя позволяет почувствовать себя значимой частью команды. В такой атмосфере они готовы брать на себя больше ответственности, самостоятельно прокачивать профессиональные навыки.
Еще один важный элемент успешной команды — доверительные, равноправные отношения между сотрудниками: работники охотно делятся друг с другом информацией и идеями, помогают в трудных случаях и т. д.
Компании, имеющие высокий уровень внутреннего доверия, могут быстрее реагировать на изменения рынка и эффективнее управлять рисками. Это возможно благодаря децентрализации: сотрудник, оказавшийся ближе всего к проблеме, берется за ее решение, а не передает автоматически «наверх», вышестоящей инстанции. Это позволяет организации быстрее адаптироваться к стремительно меняющейся бизнес-среде.