Экономика доверия

БИЗНЕС / #9_НОЯБРЬ–ДЕКАБРЬ_2024
Текст: Лиза Майер, Надежда Фетисова / Фото: Unsplash

Доверие — ​важнейший фактор успешного ведения бизнеса и процветания экономики. Как же измерить доверие, какие факторы влияют на доверительные отношения внутри компании и в обществе, как можно на это повлиять? Попробуем разобраться.

«Один из главных уроков изучения экономической жизни — ​то, что благополучие страны, а также ее состязательная способность на фоне других стран определяются одной универсальной культурной характеристикой — ​присущим ее обществу уровнем доверия».
Фрэнсис Фукуяма, американский социолог, профессор, автор книги «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию»
Кеннет Эрроу, лауреат Нобелевской премии по экономике 1972 года, отметил: «Практически каждая коммерческая сделка содержит элемент доверия». Недоверие, по его словам, обходится чрезвычайно дорого: ведет к увеличению числа государственных надзорных органов, предписаний и проверяющих инстанций, негативно сказывается на экономической активности и значительно повышает транзакционные издержки.

В аналитическом докладе «Доверие в экономике: количественная оценка», сделанном аудиторско-­консалтинговой компанией ФБК еще в 2005 году, исследователи приходят к выводу, что доверие — ​крайне важный фактор с точки зрения экономики, и его по праву можно считать фундаментальной экономической категорией.

Авторы доклада определяют термин «доверие» так: «Количественная динамическая характеристика взаимоотношений различных экономических субъектов, которые основаны на выгодности экономических результатов взаимодействия и на уверенности в добросовестности (лояльности, искренности и пр.) друг друга».

По мнению авторов исследования, в рыночной экономической системе доверие — ​модель многофакторная, и принципиальное значение имеют доверительные отношения между всеми субъектами рынка. «На макроуровне по степени восприятия доверия можно выделить три категории экономических субъектов: Население — ​Бизнес — ​Власть. Каждая из этих групп приобретает или теряет доверие, основываясь на определенном наборе индикаторов, которые этой группе кажутся наиболее значимыми», — ​отмечается в докладе.
«Доверие — ​это количественная динамическая характеристика взаимоотношений различных экономических субъектов, которые основаны на выгодности экономических результатов взаимодействия и на уверенности в добросовестности (лояльности, искренности и пр.) друг друга».
Из доклада ФБК «Доверие в экономике: количественная оценка»
Доверие и его влияние на экономику — ​предмет пристального интереса во всем мире. Так, в январе 2004 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил аналитический материал, в котором утверждается, что доверие и этика критически важны для построения экономического сотрудничества во всех его формах. Авторы приводят такие примеры влияния доверия на общество и экономику:
  • социальная сплоченность (неформальные методы соглашений преобладают над формальными, в результате снижаются транзакционные издержки);
  • правительство в условиях доверия может эффективнее проводить государственную политику;
  • доверительные отношения позволяют эффективнее выстраивать международное сотрудничество (внешняя политика), а также сотрудничество бизнеса и государства (внутренняя политика);
  • доверие к финансовым рынкам и системам привлекает больше инвестиций.

Более того, данные других исследований показывают, что доверительные отношения между обществом, бизнесом и государством способствуют развитию инноваций, а также дают толчок росту предпринимательства. Так, Deloitte в своем ежегодном отчете «Технологические тенденции 2023» в 2022 году назвала доверие главной силой, которая будет влиять на трансформацию бизнеса в течение ближайших лет. Причем речь идет о доверии на всех уровнях: начиная от отношений работодателей и сотрудников и заканчивая уровнем доверия инновационным технологическим решениям (блокчейн, искусственный интеллект и пр.).
Уроки истории
«Именно недостаток доверия явился в советской экономике причиной общего кризиса всей системы. Плановая экономика — это дефицитная экономика. Государство в ней не доверяет производителям, не доверяет рыночной системе хозяйствования. Производители в плановой экономике, в свою очередь, также не доверяют государству.

В результате всего этого накапливались колоссальные диспропорции, существенно ослаблялись стимулы к высокопроизводительному труду. Конечный итог известен — разрушение существовавшей экономической системы.

(…) Финансовый кризис 1998 года можно классифицировать как классический кризис доверия. Кризис разразился как раз из-за того, что держатели государственных ценных бумаг утратили доверие к действиям финансовых властей".

Из доклада ФБК «Доверие в экономике: количественная оценка», 2005 год
Мерить в градусах?
Измерение доверия — ​это сложный процесс, включающий множество показателей: общественные опросы, статистические данные и качественные исследования.

Измерение экономики доверия — ​важная часть научных и прикладных исследований. В мировой практике используются различные подходы и критерии для измерения доверия.

Барометр доверия Эдельмана (Edelman Trust Barometer) — ​ежегодное глобальное исследование международного агентства по связям с общественностью и стратегическим коммуникациям Edelman, которое проводится в форме социологических опросов и определяет уровень доверия граждан разных стран к основным ключевым институтам: правительству, бизнесу, медиа и НКО.

В 2024 году исследование Edelman Trust Barometer проводилось в 28 странах, было опрошено в общей сложности более 32 тыс. респондентов. Результаты любопытны. Граждане развивающихся стран демонстрируют более высокий уровень доверия к бизнесу, правительству, медиа и НКО, чем граждане развитых стран.
Индекс доверия 2024
Максимального доверия во всех странах заслуживает бизнес (63 %), минимального — ​медиа (50 %) и правительство (51 %). Например, респонденты считают, что информации об инновациях и технологиях вполне можно доверять, если ее сообщают ученые или эксперты профильных компаний, но в гораздо меньшей степени — ​если она исходит от СМИ или представителей власти.

Также, по мнению респондентов, внедрение инноваций в общество лучше всего доверить бизнесу (59 %).

Респонденты демонстрируют настороженное отношение к инновациям, объясняя его недостаточным регулированием этой области со стороны государства и недостатком доверия к политическим лидерам, а также сомнениями относительно независимости науки от лоббирования. 53 % респондентов всего мира утверждают, что наука в их странах стала политизированной.

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) также проводит исследования по теме доверия, включив его в свою систему измерения социального капитала. Используются, например, такие критерии, как взаимное общественное доверие, доверие к политическим и правовым институтам, взаимопомощь и волонтерство как индикаторы доверительных отношений.

В целом данные исследований показывают: доверие между государством, бизнесом и обществом способствует ускорению бизнес-­процессов, снижению бюрократических барьеров и увеличению прозрачности.

В последние годы в России активно обсуждается концепция «экономики доверия». На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2018 году экономика доверия называлась ключевым элементом успешного сотрудничества бизнеса и государств. Участники форума подчеркивали, что без укрепления доверительных отношений невозможно быстро преодолеть вызовы, связанные с экономическим восстановлением.

Эта тема стала одной из ключевых и на ПМЭФ‑2024. Спикеры обсудили связь доверия с другими характеристиками развития общества: уровнем экономического благосостояния и культуры, развитием цивилизации — ​и дискутировали о последствиях высокого и низкого уровня доверия в экономике и общественной жизни.
Доверять, чтобы привлечь инвестиции
Доверие — ​это реальный экономический инструмент, способный оказывать значительное влияние на инвестиционную привлекательность компании.

В России один из ярких примеров того, как доверие способствует росту экономических показателей, — ​развитие программы государственно-­частного партнерства (ГЧП), особенно в секторе инфраструктурных проектов. Успех таких проектов напрямую связан со взаимным доверием государственных органов и частных бизнесов, а также с доверием инвесторов к стабильности и прозрачности условий реализации этих проектов.

Один из показательных примеров — ​проект строительства платной магистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в Санкт-­Петербурге. Этот проект стал крупнейшим примером ГЧП в России и был реализован благодаря успешному сотрудничеству между государством и частными инвесторами.

Стоимость проекта — ​212,7 млрд руб., из которых 108 млрд — ​средства инвесторов, 71,2 млрд — ​инвестиционного фонда.

Государство обеспечило четкие и прозрачные правила для инвесторов, что повысило доверие частного сектора к проекту и позволило привлечь более 200 млрд руб. частных инвестиций, необходимых для реализации проекта.
Сингапур — ​яркий пример того, как общественные взаимоотношения, построенные на доверии, могут стать основой для экономического роста и привлечения инвестиций. С момента своего основания в 1965 году Сингапур сделал ставку на создание прозрачной и предсказуемой правовой системы, обеспечившей высокое доверие к ней как со стороны граждан, так и со стороны международного бизнеса.

Ключевые факторы успеха Сингапура — ​низкий уровень коррупции и строгий контроль за соблюдением законодательства. В стране разработаны четкие правила ведения бизнеса, что снижает риски для инвесторов и повышает эффективность работы компаний. В результате Сингапур стал одним из крупнейших мировых финансовых центров и притягивает огромное количество иностранных инвестиций.

Благодаря снижению издержек, связанных с рисками и неопределенностью, Сингапур смог высвободить значительные ресурсы для инвестиций в инновации, образование и инфраструктуру. Это позволило стране стать одним из лидеров в области высоких технологий и создать сильную экономику.
Доверительная обстановка
Теперь спустимся с уровня макроэкономики на более прикладной и попробуем понять, каково значение доверия внутри компании.

Эксперты и топ-руководители считают, что доверительная, экологичная атмосфера в компании может привести не только к повышению мотивации сотрудников и эффективности их труда, но и к снижению операционных затрат. Когда между сторонами существует доверие, снижается необходимость в излишнем контроле и мониторинге, что ведет к уменьшению транзакционных издержек. В результате высвобождаются ресурсы, которые могут быть направлены на дальнейшие инвестиции.

Взаимное доверие напрямую влияет и на увеличение инвестиций в сотрудников — ​один из важнейших факторов, влияющих, в свою очередь, на рост производительности и долгосрочный успех бизнеса. Работодатели вкладываются в обучение и развитие сотрудников, так как уверены, что эти инвестиции окупятся ростом квалификации и мотивации персонала. В свою очередь, работники, чувствуя поддержку и доверие, демонстрируют более высокий уровень вовлеченности в процессы.

Доверие влияет на поведение руководителей и сотрудников. Для руководства наличие доверительных отношений означает возможность сосредоточиться на стратегических вопросах, а не на микроменеджменте. Это позволяет принимать более долгосрочные инвестиционные решения и фокусироваться на развитии бизнеса, а не на решении оперативных проблем.

Сотрудникам доверие работодателя позволяет почувствовать себя значимой частью команды. В такой атмосфере они готовы брать на себя больше ответственности, самостоятельно прокачивать профессиональные навыки.

Еще один важный элемент успешной команды — ​доверительные, равноправные отношения между сотрудниками: работники охотно делятся друг с другом информацией и идеями, помогают в трудных случаях и т. д.

Компании, имеющие высокий уровень внутреннего доверия, могут быстрее реагировать на изменения рынка и эффективнее управлять рисками. Это возможно благодаря децентрализации: сотрудник, оказавшийся ближе всего к проблеме, берется за ее решение, а не передает автоматически «наверх», вышестоящей инстанции. Это позволяет организации быстрее адаптироваться к стремительно меняющейся бизнес-­среде.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ