Развитие «быстрой» тематики
Работы по «быстрой» программе стартовали в 1968 году. В 1971 году был создан Центр атомных исследований им. Индиры Ганди в Калпаккаме (IGCAR), штат Тамилнад. Уже в 1972 году IGCAR совместно с центром BARC начали строить исследовательский натриевый FBTR (Fast Breeder Test Reactor). Через шесть лет было решено переориентировать FBTR на карбидное топливо. Осенью 1985 года первый индийский быстрый реактор достиг критичности. Таким образом Индия стала седьмой страной, владеющей технологиями строительства реакторов-размножителей (после США, Великобритании, Франции, Японии, Германии и России). Хотя реактор имеет проектные 40 МВт тепловой мощности и 13,2 МВт электрической, на этих параметрах он почти не работал. С 1987 по 1989 год FBTR простаивал из-за технических проблем. С 1989 по 1992 год он работал на мощности всего 1 МВт. В 1993 году мощность реактора была повышена до 10,5 МВт. В 2002 году выгорание топлива в FBTR впервые достигло отметки 100 тыс МВт-дней на метрическую тонну урана (МВт-день/МТЕ). Это считается важной технологической вехой. И наконец, в марте 2022 года он достиг проектного уровня мощности 40 МВт и до сих пор работает. В 2011 году срок службы FBTR продлили до 2030 года, рассматривается возможность его продления до 2034−2035 годов.
FBTR стал настоящим локомотивом развития атомной науки в Индии. В Калпаккаме прошли практику и подготовку свыше 100 инженеров и почти 30 научных сотрудников. В реакторе испытали различные типы топлива: карбидное, металлическое, оксидное и даже TRISO. Были проведены реакторные испытания различных конструкционных материалов под облучением.
Используя опыт, полученный в ходе эксплуатации FBTR, индийские атомщики разработали проект реактора-размножителя на быстрых нейтронах мощностью 500 МВт (PFBR). Это усовершенствованный реактор поколения III с пассивными функциями безопасности, обеспечивающими быстрое отключение станции в чрезвычайной ситуации.
Строить реактор PFBR начали еще в 2004 году там же, в Калпаккаме. Первоначально его пуск планировался на 2011 год, сроки неоднократно сдвигались. Сейчас PFBR находится на завершающей стадии строительства. В июле Национальный атомный регулятор выдал разрешение на загрузку ядерного топлива и запуск управляемой цепной реакции. Ввод PFBR в эксплуатацию запланирован до конца 2024 года. Когда это произойдет, Индия станет второй страной после России, имеющей коммерчески эксплуатируемый реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем.
Замыкание топливного цикла стало возможным в Индии после запуска 2 января 2024 года демонстрационного завода по переработке ОЯТ быстрых атомных реакторов (Demonstration Fast Reactor Fuel Reprocessing Plant, DFRP). Завод находится в Калпаккаме. По информации департамента атомной энергии Индии, проект стоимостью около $ 48 млн — первый в мире завод промышленного масштаба по переработке как карбидного, так и оксидного отработавшего топлива реакторов на быстрых нейтронах. DFRP — пилотный проект в программе возведения в стране крупномасштабных коммерческих заводов по переработке топлива быстрых реакторов.
Следующий этап «быстрой» программы Индии — коммерциализация технологий замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) и эксплуатации реакторов-бридеров. Он продлится с 2030 по 2047 год. За 17 лет на АЭС «Калпаккам» будут построены еще два блока с быстрыми натриевыми реакторами мощностью по 500 МВт (э) каждый, работающими на MOX-топливе. Кроме того, пуск нового исследовательского реактора, условного FBTR‑2, намечен на горизонте 2040 года.
Индия осваивает технологию получения и эксплуатации металлического топлива и пиропроцессинга. В стране изготовлены опытные стержни из металлического топлива (уран или смесь урана и плутония) в циркониевой матрице (6 %). Сейчас они проходят облучение в FBTR. Новое металлическое топливо загрузят в новый исследовательский реактор FBTR‑2 и испытают; планируется, что после 2050 года серийные энергетические быстрые реакторы перейдут на этот тип топлива. Применение металлического топлива решит ряд технических проблем, связанных с эксплуатацией оксидного керамического и карбидного топлива в быстрых реакторах.