В стиле милитари
Вопреки видимости, крен национальных научно-технологических комплексов в сторону национальной безопасности — история не столько ситуационная (как то, что прямо сейчас происходит с научной политикой в США), сколько стратегическая/долгосрочная. И связана она с несколькими современными особенностями технологического развития.
Во-первых, на протяжении последних 30 лет многие, если не все, технологии двойного назначения возникают и развиваются в гражданском секторе. В первую очередь, конечно, речь идет о цифровых решениях (ИИ, компьютерное зрение, автономные системы, квантовые вычисления и пр.), биотехнологиях, технологиях, связанных с новыми материалами, и пр. При этом военно-промышленный комплекс, как и почти любая отрасль промышленности, не может позволить себе разрабатывать все это с нуля и вынужден работать с гражданскими разработчиками и вендорами. И не все в ВПК этому рады. Не говоря уже о том, что интенсивное развитие технологий в гражданском секторе привело к появлению так называемых гибридных угроз, работать с которыми умеют далеко не все.
Во-вторых, интенсивное развитие гражданского технологического сектора сильно затрудняет как государственную поддержку двойных технологий, так и их регулирование: с нынешней скоростью развития технологий крайне сложно предсказать, какая из новых разработок получит военное применение. Соответственно, затруднены как целевые инвестиции в компании/технологии, так и экспортный контроль, вынужденно происходящий ad hoc.
В-третьих, концентрация рынка признанных критическими (для ВПК) новых технологий крайне высока: лидерами по абсолютному большинству направлений, начиная с гиперзвуковой авиации и заканчивая сенсорами и датчиками, являются США или Китай. Все остальные вынуждены либо дружить домами, либо использовать серый/черный импорт, либо пытаться строить технологический суверенитет в военно-промышленной сфере.
(Есть еще и «в-четвертых», конечно же: как показали последние три года, производственные мощности для ВПК важнее, чем абстрактные [и чудовищно дорогие] новые технологии, поэтому в 2024 году и ЕС, и США, и НАТО приняли и начали реализовывать отраслевые стратегии развития производственной базы в ВПК; но вкладываться в R&D и инновации это им пока не мешает.)
Самый характерный пример в этом плане — Европейский Союз: технологии двойного назначения — пожалуй, единственное направление R&D, в котором ЕС движется уверенно и последовательно. И в 2024 году он дошел до полной учености: Еврокомиссия опубликовала «Белую книгу» — специализированный документ, описывающий возможные форматы и направления поддержки технологий двойного назначения, по мотивам которого должны быть приняты политические решения и созданы соответствующие институты.