В Азиатско-Тихоокеанском регионе страны — лидеры в области CCUS-проектов — Австралия, Китай и Япония.
В Австралии в 2019 году был запущен проект улавливания СО2 на заводе СПГ Gorgon, расположенном на острове Барроу, в 50 км к северо-западу от штата Западная Австралия. Двуокись углерода, получаемая в ходе подготовки газа для сжижения, улавливается и затем закачивается в формации песчаников. Этот проект должен стать одним из крупнейших в мире — на «полке» объемы улавливания и хранения СО2 составят 4 млн тонн в год.
В Китае CCUS развиваются уже больше 20 лет, здесь действует много проектов в сферах производства метанола, переработки природного газа, электроэнергетики. Есть и несколько коммерческих проектов, цель которых — увеличение нефтеотдачи пластов: на нефтяном месторождении в провинции Цзилинь, а также на метанольном заводе в Карамае. В 2021 году одна из крупнейших китайских нефтегазовых компаний Sinopec запустила самыйо крупный в стране проект по улавливанию СO2 мощностью 1 млн тонн в год: газ будет закачиваться в нефтяное месторождение Шэнли.
В Японии уже семь лет работает пилотный проект Osaki CoolGen: сжигание угля на угольной ТЭЦ производится в кислородной среде с последующим улавливанием СО2.
Два «крепких орешка» для декарбонизации — сталелитейная и цементная промышленность. Первые проекты CCUS в этих отраслях уже запущены: в Абу-Даби (ОАЭ) с 2016 года действует коммерческий проект по захвату СО2 на сталелитейном заводе мощностью 0,8 млн тонн СО2 в год. Газ отправляется на нефтепромышленные объекты для повышения эффективности нефтеотдачи пластов. А на острове Тайвань, на цементном заводе, уже больше 10 лет работает мощная демонстрационная установка по улавливанию СО2.
Для упрощения логистики во многих странах реализуются модели хабов: выбирается регион с высокой концентрацией промышленных предприятий, на которых можно улавливать СО2; затем газ транспортируется по специально созданному СО2‑проводу к месту закачки. Такая модель наиболее экономически выгодна.
Транспортные хабы по CCUS-проектам работают в Канаде, на Ближнем Востоке и в Северной Европе (с дальнейшим хранением СО2 в шельфе Норвегии).
В России углекислый газ пока не улавливается и не используется. Планы развития CCUS были у «НОВАТЭКа», «Лукойла», металлургических предприятий. Есть интересный отечественный кейс: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева разработал технологию CCUS, на ее основе компания «Реал-Инвест» изготовила оборудование. Установка заработала в 2019 году на одной из электростанций Нижнего Новгорода. В компании заявили, что установка превосходит импортные аналоги как по дешевизне, так и по производительности. Себестоимость удалось снизить за счет уменьшения металлоемкости. Однако информации пока недостаточно для того, чтобы нпзвать этот проект успешным.
А между тем в России есть множество предпосылок для реализации подобных проектов. Во-первых, можно применить технологию аминовой очистки. В нашей стране уже накоплен значительный опыт ее использования в газоперерабатывающей промышленности. Основное оборудование для аминовой очистки можно производить на российских предприятиях. Во-вторых, в России развита научно-исследовательская база в области химической технологии.
Во-третьих, в России много истощенных нефтяных месторождений, и нефтяным компаниям было бы выгодно вернуть CO2 в пласт. Кроме того, использование технологий CCUS позволит таким компаниям диверсифицировать бизнес, интегрироваться в климатическую повестку и расширить портфель проектов. В нашей стране есть и перспективные регионы для создания крупных кластеров по улавливанию и хранению СО2, в первую очередь — Поволжье, где много как промышленных предприятий, так и истощенных месторождений. Западная Сибирь, несмотря на наличие истощенных коллекторов, менее перспективна из-за больших расстояний, на которые придется транспортировать СО2.