Зеленый свет сменился на красный

В МИРЕ / #3_2025
Текст: Людмила ПОДОБЕДОВА / Фото: Unsplash

В день вступления в должность президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе страны из Парижского соглашения по климату. Лидер США неоднократно высказывал сомнения в научной обоснованности концепции глобального потепления. Попробуем понять, чем обернется выход США из Парижского соглашения для экономики страны и глобальной климатической повестки.

Цели сокращения выбросов СО2 для каждой страны — ​участницы Парижского соглашения были согласованы отдельно, следование им — ​дело добровольное. Это позволило США не рассматривать Парижское соглашение как юридически обязывающий договор и устранило необходимость его ратификации Конгрессом США. Таким образом, оспорить выход из него сторонние организации, например, климатические активисты или власти штатов, не могут, пояснил Михаил Юлкин, эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, основатель и генеральный директор ООО "КарбонЛаб".
Парижское соглашение по климату
Дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Согласовано 195 странами, присутствовавшими на Конференции ООН по изменению климата в декабре 2015 года, включая США. Основная цель — ​удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5−2 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем, в основном за счет сокращения выбросов парниковых газов.
Не первая попытка
Выход США из Парижского соглашения — ​уже второй за последние несколько лет. Первый случился в 2017 году, во время первого президентства Д. Трампа. Однако тогда процесс выхода занял несколько лет из-за юридических нюансов.

«В соответствии со статьей 28 Парижского соглашения страна не может уведомить о выходе из него в течение первых трех лет с даты его вступления в силу для соответствующей страны. Официально США стали частью Парижского соглашения 4 ноября 2016 года. И хотя Д. Трамп объявил о выходе из него в 2017 году, страна должна была соблюсти четырехлетний процесс выхода.

4 ноября 2019 года администрация направила официальное уведомление о намерении выйти из соглашения, которое вступило в силу через 12 месяцев, то есть 4 ноября 2020 года. Таким образом это произошло через день после президентских выборов в США, на которых победил Джо Байден. При этом даже после выхода из соглашения США остались обязаны сообщать о своих выбросах парниковых газов, поскольку остались участником РКИК ООН", — ​поясняет Сергей Рогинко, руководитель Центра экологии и развития Отдела экономических исследований ИЕ РАН. Эксперт напоминает, что после вступления в должность Д. Байдена, в январе 2021 года, США вернулись в Парижское соглашение.

Теперь процесс будет проще. Вашингтон заявил, что считает свой выход из соглашения вступившим в силу сразу после направления официального письменного уведомления о об этом факте от лица Постоянного представителя США при ООН в адрес генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Однако де-юре, как пояснил М. Юлкин, решение в мировом масштабе становится вступившим в силу через год после его объявления — ​это прописано в условиях Парижского соглашения.
Похороны «зеленых инициатив»
Президент США ввел мораторий на создание офшорных ветровых электростанций. Одним из первых его распоряжений стал меморандум «Временный отказ от аренды ветровых электростанций на всех участках Внешнего континентального шельфа и пересмотр практики федерального правительства в области аренды и выдачи разрешений для ветровых проектов». Запрет касается выдачи разрешений как на наземные, так и на морские ветровые проекты до завершения пересмотра действующих норм и правил. «Большие уродливые ветряные мельницы вредят китам, разрушают ландшафты и убивают птиц», — ​утверждал Д. Трамп, мотивируя это решение.

Еще одна инициатива Д. Трампа — ​отмена квот на продажи электромобилей в США и ограничения продаж авто с бензиновым двигателем. (При Д. Байдене было издано распоряжение, согласно которому к 2030 году 50 % продаваемых в США машин должны быть электрокарами.) Еще одна атака на рынок электрокаров — ​отмена субсидирования зарядной инфраструктуры для электромобилей, на развитие которой прежняя администрация Белого дома выделила $ 7,5 млрд. Ее целью было создание 500 тыс. зарядных станций в США в 2021−2030 годах.

Д.Трамп, в отличие от своего предшественника, делает ставку на развитие проектов в области ископаемого топлива. Лидер США первым делом объявил чрезвычайное положение в энергетике, собрал руководителей крупных нефтяных компаний и предложил совместно выработать политику доминирования США на мировом рынке нефти и газа. Своим знаменитым слоганом: «Бури, детка, бури" — Д. Трамп призывает американских нефтяников наращивать добычу черного золота, что должно привести не только к увеличению доли США на мировом рынке, но и к падению цен на сырье. В предвыборных обещаниях Д. Трампа звучала цена $ 50 за баррель нефти (пока далекая от реальности).

Частные владельцы нефтяных компаний, получившие рекордные прибыли в годы энергокризиса, не спешат следовать призыву президента США. И хотя добыча нефти в США растет, среднегодовые мировые цены на нефть марки Brent ниже $ 70−80 за баррель — ​это перспектива работы ниже себестоимости, что не устраивает владельцев бизнеса. На встрече с Д. Трампом в марте руководители нефтяных компаний настаивали на снижении административных барьеров, ускорении выдачи разрешений на разведку и освоение месторождений нефти и газа, продлении срока их действия.

«Процесс получения разрешений в нашей стране занимает больше времени, чем строительство критически важной инфраструктуры», — ​отметил министр энергетики Крис Райт. Он добавил, что администрация Д. Трампа уже приступила к реализации программы дерегулирования, которая может увеличить спрос на нефть и газ при одновременном снижении затрат на их добычу.

В первый же день своего президентства Д. Трамп распорядился снять запрет на выдачу новых разрешений на бурение на нефтегазовых месторождениях континентального шельфа в 2 529 285 км2 федеральных вод (его установил Д. Байден в начале 2025 года).

Администрация Д. Трампа разрешила экспортировать СПГ как на азиатский, так и на европейский рынки. Еще одна инициатива в пользу ископаемого топлива — ​возобновление выдачи разрешений на возведение нефте- и газопроводов, строительство которых было заблокировано при Д. Байдене из-за угроз экологии.

Д. Трамп заявил, что он разрешил своей администрации начать производство энергии с использованием угля в качестве топлива.

«После многих лет плена у экологических экстремистов, сумасшедших, радикалов и бандитов, когда другим странам, в частности Китаю, было позволено получить огромное экономическое преимущество над нами в результате открытия сотен электростанций, работающих на сжигании угля, я уполномочиваю свою администрацию немедленно начать производство энергии из прекрасного, чистого угля», — ​написал он в собственной соцсети Truth Social.

Основная причина такого поведения Д. Трампа — ​желание удовлетворить растущий спрос со стороны центров обучения и использования искусственного интеллекта. В стране работает около 30 % мировых центров обработки данных, и их количество продолжает расти, что стимулирует спрос на равномерную выработку электричества, которой ВИЭ обеспечить не могут, говорится в журнале «Энергетическая политика».

США обладают крупнейшими в мире подтвержденными запасами всех видов угля. Суммарные угольные резервы страны оценивают в 3,6 трлн тонн, в том числе 461 млрд тонн, которые можно добыть современными методами. США удерживают лидерство по фактическим запасам угля (более 25 % от мировых запасов).

Добыча угля американскими компаниями продолжает снижаться с 2010 года, тогда как Россия и Китай, наоборот, наращивают ее, приводит данные издание Overclockers.ru.
Отказ от международных обязательств
Будучи участниками Парижского соглашения, США не обязаны были напрямую платить фиксированные взносы. Однако участие предполагало выполнение обязательств по сокращению выбросов парниковых газов и переходу к более устойчивой экономике. А это означало крупные инвестиции в "зеленые" технологии, в том числе в развитие возобновляемых источников энергии, электротранспорт, модернизацию энергетического сектора и поддержку экологических программ.

Международные обязательства включали вклад в Зеленый климатический фонд (Green Climate Fund, GCF), поддерживающий проекты по адаптации к изменению климата и снижению выбросов в развивающихся странах. GCF инвестирует в ряд секторов, включая инфраструктуру, устойчивую к изменению климата, и программы повторного использования воды.

Фонд был создан в 2010 году на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (UNFCCC). Основной источник финансирования — ​добровольные взносы развитых стран. По словам главы Зеленого климатического фонда Мафальды Дуарте, сейчас он насчитывает $ 17 млрд. Основная часть финансирования — ​заслуга европейских стран, отметила Дуарте. В 2025 году запланировано еще $ 3 млрд инвестиций, а к 2030 году — ​$ 50 млрд. Будущее финансирование может поступать за счет сборов с секторов с высоким уровнем выбросов, таких как авиация, а также налогов на выбросы углерода.

При администрации Барака Обамы США пообещали инвестировать в фонд $ 3 млрд, еще $ 3 млрд — ​при президенстве Д. Байдена. Однако по факту Вашингтон перечислил лишь $ 2 из $ 6 млрд обещанных средств. После подписания Д. Трампом указа о выходе из Парижского соглашения администрация президента отозвала выделение в фонд $ 4 млрд.

«Правительство Соединенных Штатов аннулирует все невыполненные обязательства перед Зеленым климатическим фондом», — ​написал государственный секретарь США Марко Рубио А. Гутерришу в ноте от 27 января.

«Это первый случай, когда страна отменила предоставление выделенных ранее средств», — ​отметили представители климатического фонда. В GCF добавили, что такое решение не приведет к немедленным изменениям в его балансе, однако ограничит способность поддерживать климатические амбиции развивающихся стран.

Остановка финансирования со стороны США создает сложную ситуацию, заявила М. Дуарте. Она считает, что теперь Китай и Индия (крупнейший и третий по величине источники выбросов парниковых газов и крупнейшие экономики) должны активизировать свое участие в фонде. США — ​второй по величине источник выбросов в мире. Пренебрежительное отношение администрации Д. Трампа к климатическому финансированию и возобновляемым источникам энергии затормозит глобальные усилия, направленные на замедление глобального потепления, при том что оно и так идет быстрее, чем предполагалось, считает М. Дуарте.

Администрация Д. Трампа прекратила также финансирование проекта по сокращению утечек метана при добыче природного газа в рамках участия США в Глобальной инициативе по метану (созданной на Конференции ООН по климату в Глазго в ноябре 2021 года).

Но одной из самых громких мер Д. Трампа и миллиардера Илона Маска стал роспуск Агентства США по международному развитию (USAID) — ​структуры с бюджетом в $ 43 млрд (по данным за 2023 год), немалая часть которого шла на поддержку климатических инициатив, отмечает С. Рогинко в статье «Выход США из Парижского соглашения: интересы России», опубликованной в журнале «Аналитические записки Института Европы РАН» в 2025 году. USAID финансировало учебные и грантовые программы в области климата, выделяло средства на некоммерческие климатические организации. Также известны такие проекты USAID, как инвестиционная сеть климатического финансирования, окно финансирования адаптации; акселератор финансирования климатического развития; Амазонский фонд гендерного равенства в области изменения климата (только в него планировалось направить $ 500 млн с 2023 по 2028 год). Целью климатической политики при прежней администрации Белого дома было объявлено привлечение $ 150 млрд на борьбу с изменением климата к 2030 году за счет государства и бизнеса.
Плюсы и минусы
«Разворот в противоположную от "зеленой» повестки сторону позволит США перераспределить ресурсы, ранее направлявшиеся на поддержку международных климатических инициатив, в пользу внутреннего развития. Ослабление климатического регулирования в США — ​одна из мер упрощения работы нефтегазовых компаний с целью увеличения производства углеводородов как для обеспечения растущего внутреннего спроса, так и для увеличения доли в мировой торговле", — ​утверждают Виктория Трифонова и Геннадий Масаков, эксперты аналитического центра «Яков и партнеры», в "Независимой газете".
Пребывание вне Парижского соглашения ограничивает влияние США на развитие рынка чистой энергетики.
По мнению Михаила Акима, профессора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, Д. Трамп пытается выиграть время. «У США большие запасы углеводородов, и промежуток времени, когда можно это сырье использовать, невелик, — ​считает эксперт. — ​Все предыдущие обязательства по Парижскому соглашению, которые ограничивали использование углеводородов, будут мешать реализации потенциала американского сырья».

Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на нефть может достичь пика — ​102 млн баррелей в сутки — ​уже к 2030 году, а затем будет постепенно снижаться и к 2035 году опустится до 99 млн баррелей в сутки.

Помимо этого, подчеркивает М. Аким, у Америки есть проблемы с торговым балансом, паритета в котором можно достигнуть за счет наращивания продаж ископаемого топлива.

Стоит учесть и огромную потребность в энергии внутри страны, что связано с растущими рынком недвижимости и количеством автомобилей. Для того чтобы строить, обогревать, энергоснабжать каждый квадратный метр, нужно огромное количество энергии, а чтобы ее удешевить, необходимо наращивать добычу нефти и газа.

Однако минусы выхода из Парижского соглашения тоже немалые. Главный из них — ​репутационный. «Соратники» США — ​страны, не подписавшие соглашение, — ​Ливия, Йемен и Иран.

Пребывание вне Парижского соглашения ограничивает влияние США на развитие рынка чистой энергетики. Рано или поздно, по мнению М. Акима, альтернативные источники энергии станут дешевле и выгоднее использования ископаемого топлива.

Развитие солнечной и ветровой энергии, а также электромобилей продолжает определять мировой экономический ландшафт, создает рабочие места и экспортный потенциал для экономики. И США рискуют остаться в стороне от этого процесса. Даже подписав Парижское соглашение, США по инвестициям в "зеленые" технологии отставали от Китая и ЕС. По данным Bloomberg, в 2023 году на развитие возобновляемых источников энергии в США было потрачено около $ 92 млрд, более половины — ​на солнечную энергетику. Китай остается лидером по инвестициям в ВИЭ с инвестициями около $ 273 млрд в том же году. На втором месте — ​ЕС с $ 101 млрд.

Наконец, очевидно: выход из климатического соглашения одного из крупнейших загрязнителей означает, что выбросы США с наращиванием энергопотребления от источников ископаемого топлива будут расти. Это ставит под сомнение достижение целей углеродной нейтральности к 2050 году для страны, равно как и реалистичность глобальных климатических целей.
«Фатальный сигнал для мира»
Пока никто из стран — ​членов Парижского соглашения не покинул его вслед за США. Такие перспективы всерьез обсуждаются только в Аргентине, поскольку ее президент Хавьер Милей — ​сторонник политики Д. Трампа, а также намерен получить экономическую выгоду для страны от этого шага. Об этом в феврале сообщил официальный представитель президента Аргентины Мануэль Адорни.

«Обязательства по сокращению выбросов парниковых газов ставят под угрозу одну из основных экспортных ниш Аргентины — ​экспорт мясной продукции. Производство говядины — ​это огромный углеродный след. Отсутствие обязательств по выбросам поддержит эту отрасль», — ​полагает М. Аким.

Большинство стран — ​участниц Парижского соглашения осудили демарш Д. Трампа, выразив обеспокоенность этим шагом.

Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Го Цякунь заявил, что изменение климата — ​общая проблема человечества, и ни одна страна не может оставаться в стороне и безразлично относиться к его последствиям. «Решимость Китая эффективно реагировать на изменение климата осталась прежней. Мы готовы сотрудничать со всеми сторонами в решении этих проблем и содействовать глобальным „зеленым“ и низкоуглеродным преобразованиям», заверил он.

Вице-канцлер ФРГ и министр экономики страны от партии «Зеленые» Роберт Хабек назвал выход Соединенных Штатов из Парижского соглашения по климату «фатальным сигналом» для мира. Происходящее в США Р. Хабек охарактеризовал как «начало исторического провала», поскольку климатическая политика имеет первостепенное значение.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России, заявила: «Единственным фактором предсказуемости США является их непредсказуемость. Выход из Парижского соглашения был предсказуем. Это происходит уже во второй раз. Из-за выхода США соглашение не перестанет существовать, мы продолжаем опираться на ООН».
Возможности для России
Еще в декабре прошлого года крупный бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей выдвигал инициативу вывода России из Парижского соглашения. Как сообщает «Интерфакс», в письме министру экономического развития (МЭР) Максиму Решетникову глава союза Александр Шохин мотивировал это так: за 10 лет действия Парижского соглашения его важные элементы, такие, как глобальный углеродный рынок, климатическое финансирование, трансфер технологий, так и не заработали в полную силу. При этом некоторые страны используют соглашение для продвижения собственных экономических и политических интересов. Все больше развивающихся стран указывают на их явную дискриминацию в рамках механизмов Парижского соглашения и отказ развитых стран от выполнения взятых ими на себя обязательств.

Инициатива представителей РСПП не была поддержана в правительстве.

«Климатическая повестка Российской Федерации всегда исходила из интересов социально-­экономического развития нашей страны. Мы формировали прагматические подходы. Я не вижу оснований для существенного пересмотра тех подходов и позиций, которые мы все эти годы прорабатывали», — ​заявил М. Решетников на сессии Климатического форума РСПП в феврале 2025 года.

«Россия подчеркнула свою приверженность климатической проблематике и намерена продолжать участие в международном диалоге по борьбе с изменением климата вне зависимости от меняющегося курса других стран. В общей сложности России уже удалось сократить выбросы почти на 70 % по сравнению с уровнем 1990 года — ​это абсолютный рекорд среди всех стран, участвующих в международной климатической повестке», — ​отметил вице-премьер Александр Новак в ходе февральской встречи со специальным представителем по вопросам изменения климата президента Кении, председателем Африканской группы переговорщиков в рамках процесса Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) Али Даудом Мохамедом.
«Оставаясь участницей Парижского соглашения, Россия вместе с единомышленниками из других стран, в том числе БРИКс, сможет проводить более сбалансированный подход к использованию углеводородов для обеспечения справедливого перехода».
Ирина Гайда, заместитель директора Проектного центра по энергопереходу Сколковского института науки и технологий
А. Новак подчеркнул, что переходить к экономике с нулевыми выбросами нужно плавно и при этом пользоваться всеми современными технологиями, учитывать национальные климатические особенности и приоритеты развития. «Необходимо гармоничное сосуществование как „зеленой“, так и традиционной энергетики, которые могут дополнять друг друга. Переход от ископаемого топлива не единственный, а один из возможных способов снижения выбросов. Запрет на инвестиции в проекты, связанные с использованием ископаемого топлива, не может быть основой для справедливого перехода», — ​считает А. Новак.

Сохранение России в составе участников Парижского соглашения даст возможность воспользоваться изменением баланса сил на глобальных климатических переговорах, чтобы сменить их вектор, сформированный ЕС при поддержке США и направленный на борьбу с ископаемым топливом, считает С. Рогинко. «Постоянному ужесточению формулировок, задающему всему миру линию на отказ от традиционных энергоносителей, нужно положить конец», — ​пишет эксперт в статье «Выход США из Парижского соглашения: интересы России».

Позиции США в климатической повестке теперь будут ослаблены — ​с этим согласна заместитель директора Проектного центра по энергопереходу Сколковского института науки и технологий Ирина Гайда. «Сокращение влияния США на ход климатических переговоров оставит ЕС в качестве единственного драйвера полного отказа от углеводородов. В ходе СОР 28−29 именно делегации США и ЕС настаивали на наиболее жестких формулировках по этому поводу. Оставаясь участницей Парижского соглашения, Россия вместе с единомышленниками из других стран, в том числе БРИКс, сможет проводить более сбалансированный подход к использованию углеводородов для обеспечения справедливого перехода», — ​подчеркнула И. Гайда.
«Разворот в противоположную от „зеленой“ повестки сторону позволит США перераспределить ресурсы, ранее направлявшиеся на поддержку международных климатических инициатив, в пользу внутреннего развития».
Эксперты аналитического центра «Яков и партнеры»
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ