«Думать о немыслимом»
В связи с интенсивным технологическим прогрессом постоянно растет сложность инженерных объектов, а также мер по обеспечению их безопасности и управлению ими. Это приводит к повышению уровня рисков, носящих в сфере атомной энергетики глобальный характер. В связи с этим критически важными становятся заблаговременное выявление рисков и управление ими.
Более того, как показали уроки аварии на АЭС «Фукусима‑1», нужно придерживаться принципа «думать о немыслимом» (англ. thinking the unthinkable). Все возникающие и потенциальные сложности и проблемы должны выявляться, анализироваться и преодолеваться/решаться безотлагательно. Найденным и апробированным решениям должны быть определены функциональные места в существующей или обновленной системе управления, чтобы не допускать ее дальнейшего усложнения. Такая конструктивная работа возможна в условиях специально организованной системы обращения знаний между всеми участниками деятельности (включая регуляторов) и на всех уровнях управления — от АЭС до энергосистемы в целом.
Уже сменилось несколько поколений систем обращения знаний, начиная с достижений в области использования экспертных систем. Но в МАГАТЭ продолжается продвижение технологий предыдущих поколений (knowledge management, knowledge engineering), направленных на сохранение и накопление знаний, развитие личных компетенций. В то время как масштаб и сложность проблем, возникающих сегодня, требуют их коллективного анализа, сетевого взаимодействия специалистов для выработки согласованных решений, совместного мониторинга хода работ, а также освоения платформенных технологий управления, основанного на знаниях.
Еще в докладе INSAG‑4 1991 года был заявлен наивысший приоритет проблем безопасности АЭС, в том числе на уровне деятельности организации. В докладе INSAG‑10 1996 года были определены основные требования к эксплуатирующей организации. В их основе — представления о потоках информации, средствах внутреннего обмена информацией и обратной связи, но не было требований к знаниям сотрудников. Между тем знающий работник, в отличие от хорошо информированного, способен в самой сложной ситуации находить выверенные решения.
Управление на основе знаний эффективно потому, что использует фундаментальные модельные представления о деятельности и управлении: любая проблемная ситуация рассматривается посредством критического междисциплинарного анализа используемых моделей, их доработки и апробирования специалистами разных предметных областей. Последствия предлагаемых решений моделируются, поэтому можно формулировать требования к безопасности, работая на опережение. Такая работа требует партнерской организационной культуры и коллективного взаимодействия.