Проблема, которая многих волнует, — пожароопасность литийионных аккумуляторов. Насколько легко они возгораются?
Возгорание литийионного аккумулятора может произойти, если изделие неправильно заряжается, нарушаются условия его работы или произошло механическое повреждение. При корректной эксплуатации ЛИА — будь то автомобиль, грузовая техника или электронное устройство — вероятность его возгорания ничтожно мала.
Кстати, горящие ЛИА в заряженном состоянии нельзя тушить водой. Основная задача — ограничить доступ кислорода к нему. Для этого подходят песок и негорючие материалы: брезент, асбестовые покрытия.
Каковы основные тренды технологического развития накопителей?
Ключевой тренд — повышение энергоемкости. Это необходимо для уменьшения массы и размера портативных электроприборов, беспроводного инструмента, электротранспорта.
Однако при увеличении энергоемкости, к сожалению, как правило, снижается безопасность ЛИА. За энергоемкость в батарее отвечает в первую очередь катодный материал, емкость которого примерно вдвое ниже, чем анода, соответственно, его доля в массе аккумулятора гораздо больше. Так что производители батарей ищут как можно более эффективные катоды.
Изначально в качестве катода в ЛИА, как уже было сказано, использовался кобальтат лития — в нем кобальт при заряде переходил в четырехвалентное состояние. Но диоксид кобальта термодинамически нестабилен и в чистом виде разлагается с большим тепловыделением. Поэтому такой аккумулятор нельзя было зарядить больше чем наполовину из-за угрозы самовозгорания. При быстром заряде оно могло произойти из-за образования диоксида кобальта на поверхности. Поэтому производители перешли к смешанным оксидам никеля, марганца и кобальта (NMC): такая система обеспечивает бо́льшие безопасность и производительность. Правда, из трех элементов только марганец стабилен в четырехвалентном состоянии, а NiО2 — нестабильный материал. Основной путь к увеличению энергоемкости сегодня — повышение содержания никеля в NMC: от 33 % перешли к 60 %, в современных батареях оно составляет 80 % и движется к 90 %. Но главная проблема материалов с 90 % содержанием никеля в том, что они небезопасны. При перегреве или в процессе заряда такой аккумулятор может загореться. Поэтому для них нужны системы охлаждения и контроля.
Существуют и альтернативные варианты, например, китайские производители в большинстве своих аккумуляторов возвращаются к катодам из феррофосфата лития (LiFePO4 — LFP): такие батареи обладают существенно меньшей энергоемкостью, зато гораздо более безопасны и дешевы.
Скорее всего, аккумуляторы с различными типами катодов будут применяться в разных нишах, например, LFP — для стационарных накопителей энергии и бюджетного электротранспорта, NMC — для портативных электроприборов и некоторых транспортных средств.
Однако высокая энергоемкость — не единственное требование к современным аккумуляторам. Важна также скорость заряда. Особенно критично это для электротранспорта: ни один владелец автомобиля не готов часами пить кофе на заправочной станции. В этом плане перспективны аккумуляторы с наноматериалами — в случае частиц меньшего размера путь ионов лития от периферии до центра частицы оказывается существенно короче. Это сокращает время заряда — уже существуют аккумуляторы, способные зарядиться за 10−15 минут.
Есть и более долгосрочный технологический тренд — возращение к очень компактным литиевым анодам, от которых в какой-то момент отказались, так как при использовании жидких электролитов такой аккумулятор становится небезопасным. Однако при замене жидкого электролита на твердый (полимерный, композиционный или даже неорганический, обладающие высокой ионной проводимостью) такой аккумулятор вновь станет безопасным.
Если эта технология так привлекательна, почему она не получила широкого распространения?
Масштабное производство твердотельных аккумуляторов — сложный технологический процесс, для оптимизации которого требуется время. Представьте себе контакт между твердым катодом или анодом и твердым электролитом. Даже после шлифовки их поверхности останутся шероховатыми, а значит, контакт будет осуществляться точечно. Это создаст дополнительное сопротивление, понижающее мощность аккумуляторов. Отдельная непростая задача — получение тонких беспористых пластин электролита; на этом направлении исследователи уделяют основное внимание полимерным и композиционным электролитам.
Разработки твердотельных аккумуляторов ведутся как научными группами, так и производственными компаниями, однако до масштабного промышленного производства полностью твердотельных ЛИА дело пока еще не дошло. Отдельные успешные примеры использования таких батарей уже есть, например, автомобили с аккумуляторами на основе полимерных электролитов, содержащих соли лития с крупными анионами.
Твердотельные ЛИА разрабатываются и в России. Ученые «Росатома» изготавливают экспериментальные образцы таких батарей, аналогичные работы ведутся в МГУ, в ИОНХ РАН и в других научных организациях.
Какие страны лидируют в области производства накопителей?
Производство ЛИА — сложная технологическая цепочка, создать которую с нуля достаточно сложно. Крупнейшие производители литийионных аккумуляторов, занимающие до 90 % рынка, — это Китай, Япония и Южная Корея. Правительство Китая делает в развитие этой отрасли очень крупные дотации и приняло решение об ограничении экспорта технологий в другие страны.
Как и где добывают литий?
Первая тройка стран по добыче лития — это Чили, Аргентина и Боливия, так называемый литиевый треугольник. В соленых водах их водоемов концентрация лития может достигать 1 %. Однако в природных источниках литий всегда содержится в смеси с другими щелочными металлами — натрием и калием. Для того чтобы отделить от них литий, используют карбонат натрия. Этот метод основан на уникальном свойстве карбоната лития — в отличие от соединений других щелочных металлов, он имеет низкую растворимость и выпадает в осадок, что позволяет получить относительно чистый продукт. Рассматривается также возможность извлечения лития из морских и шахтных вод.
Альтернативный источник лития — алюмосиликатные горные породы. Их переработка требует несколько более сложной технологии — первоначальной кислотной обработки для «вскрытия» породы с последующим выделением карбоната лития по аналогичной схеме. В дальнейшем из полученного карбоната производят различные литийсодержащие соединения.