Инфраструктурный избыток или дефицит?
Российские пользователи и операторы ЭЗС по-разному оценивают отечественную электрозарядную инфраструктуру. Так, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин пожаловался, что на трассе Москва — Санкт-Петербург быстро зарядиться — проблема, приходится долго ждать в очереди. Дорога между этими городами на автомобиле с ДВС заняла у него меньше шести часов, на электромобиле — более девяти.
Между тем Владимир Хлебников, учредитель и заместитель гендиректора компании «Парус электро», крупнейшего в России производителя зарядных станций, считает: строительство зарядной инфраструктуры в нашей стране опережает развитие электротранспорта. Это тоже проблема: средняя загруженность ЭЗС составляет 5 %. При такой загрузке инвестору неинтересно вкладываться в строительство сети даже при субсидиях в 60 %, которые сейчас предлагаются в России.
Причина столь низкой загруженности электрозарядок, по мнению В. Хлебникова, в том, что рынок электромобилей перестал расти из-за заградительных мер, защищающих российских производителей. Утильсбор и таможенные платежи повышают цену зарубежных моделей с 3 до 5 млн руб., привел пример В. Хлебников. Такие цены неподъемны для потенциальных пользователей: таксопарков, каршерингов и служб доставки.
Для того чтобы решить проблему недостаточного роста рынка, ассоциация производителей и операторов электрозарядных станций обратилась в правительство с предложением сбалансировать акцизы, таможенные пошлины и утильсбор. «Понятно, они были введены, чтобы поддержать отечественных производителей. Но они пока (наверное, требуется время) рынку не предложили качественный электромобиль по 2 млн руб. Да, "Эволюты» (электромобили, которые собирает компания «Моторинвест» в Липецкой области. — Прим. ред.) в эту категорию попадают, но к ним есть замечания. Идея же в том, чтобы сбалансировать рынок, автомобили ценой выше 2,5 млн руб. освободить от пошлин и все же позволить китайскому автопрому к нам прийти, пока наш не подтянулся. Дискуссия идет", — сообщил В. Хлебников.
Он также считает, что выходом для развития как электромобильного, так и зарядного рынков может стать комплексная сервисная модель инвестиций, реализуемая при поддержке государства, например, в виде концессий. Модель предполагает взаимные инвестиции и может оказаться взаимовыгодной.