Симбиоз науки и образования
В 1970−1971 годах Политбюро и ЦК КПСС неоднократно поднимали вопросы поддержки научно-технического прогресса как основы повышения экономической эффективности и обороноспособности страны. Этими сигналами сверху как поводом воспользовался заместитель директора Физического института им. П. Н. Лебедева АН СССР (ФИАН), нобелевский лауреат, академик Николай Басов. Он был уверен: необходима централизованная подготовка руководителей научных групп. Нужно было соединить передовую науку и образование. Выбор пал на ФИАН и МИФИ. В результате 20 мая 1971 года приказом министра высшего и специального образования СССР и распоряжением президента АН СССР Мстислава Келдыша была создана Высшая школа физиков МИФИ-ФИАН в форме Специального факультета физики.
«Целью создания спецфакультета, как он и тогда, и сейчас называется внутри МИФИ, была подготовка высококвалифицированных кадров по самым перспективным и наукоемким направлениям, которые тогда существовали. Но — и это очень важно — не просто специалистов, а тех людей, которые в регионах РСФСР и особенно в республиках СССР станут создавать или развивать кафедры и научно-исследовательские лаборатории. То есть Школа готовила лидеров научных групп, людей, которые сами будут готовить кадры или руководить научно-исследовательскими и научно-педагогическими коллективами», — объясняет Александр Шеляков, доцент кафедры физики твердого тела и наносистем МИФИ, член координационного совета по возобновлению работы ВШФ.
Именно этими целями была продиктована уникальная образовательная модель Школы, включающая три ключевых компонента.
1. Целевой набор. Региональные университеты и институты заключали со Школой договоры о подготовке кадров. По сути, это был целевой заказ на научно-педагогические кадры. Студенты заранее знали, где они будут работать. За годы существования спецфакультета такие договоры заключили более 70 вузов в России, Казахстане, Украине, Киргизии, Беларуси, Армении и т. д.
2. Жесткий отбор. Учебные заведения сами решали, сколько человек им нужно, и подбирали кандидатов из числа своих студентов по итогам пяти семестров. Предполагалось, что этого вполне достаточно для того, чтобы студенты доказали свою профпригодность и могли осознанно выбрать специализацию. Однако окончательное решение о том, кто будет учиться на спецфаке, принимала комиссия Школы: сотрудники МИФИ и ФИАН ездили по городам и выбирали, как правило, одного-двух из предложенных кандидатов. Набор был небольшой — до 35 человек в год.
3. Фундаментальная подготовка. Обучение в Школе начиналось с шестого семестра. Первый год (шестой и седьмой семестры) уходил на выравнивание уровня подготовки отобранных студентов. Статистика показывает, что на этом этапе средняя успеваемость на сессиях снижалась на 1−1,5 балла. Это объяснялось как разным уровнем подготовки в родных вузах, так и высокими требованиями преподавателей МИФИ, и стрессом от переезда в столицу. «Главные задачи данного этапа — это усвоение фундаментальных дисциплин на новом уровне, выработка у студентов навыков углубленной самостоятельной работы, культуры мышления, овладение методами получения и трансформации знаний, т. е. всё, что в совокупности подготавливает к творческой деятельности. Это самый жесткий и самый контролируемый со стороны преподавателей этап обучения», — писали декан спецфака профессор Юрий Быковский с соавторами в статье «Целевая подготовка и развитие исследовательского творчества».
Учебные программы восьмого и девятого семестров строились с учетом специализации, они включали индивидуальные планы и исследовательские проекты на базе кафедр и лабораторий МИФИ и ФИАН; на этом этапе один-два дня в неделю студенты проводили не в учебных аудиториях, а в лабораториях. Десятый и 11‑й семестры целиком проходили в лабораториях — это было время производственной практики и дипломного исследования.
Цели Школы были достигнуты: из примерно 1200 выпускников около 40 % защитили кандидатские диссертации, более 10 % — докторские, восемь человек стали членами-корреспондентами и действительными членами зарубежных и Российской академий наук, в их числе академик Юрий Кульчин, вице-президент РАН, председатель ее Дальневосточного отделения.
«Неизменно, до своих последних дней, государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) по защите дипломных работ возглавлял Николай Геннадьевич Басов. Со стороны могло показаться, что ему совсем не интересны студенческие работы. Но когда приходило время вопросов, он всегда спрашивал про самое важное, но скрытое — смотрел в суть и хотел понять, насколько хорошо сами студенты видят проблему и ее решение. И еще один любопытный факт: долгое время членом ГЭК был только один кандидат наук — по экономической части, остальные — доктора наук, члены-корреспонденты или академики. Далеко не каждый диссертационный совет по присуждению ученых степеней кандидата и доктора наук мог похвастаться таким составом! Вот такой был уровень научно-педагогических кадров в Школе!" — с гордостью добавляет А. Шеляков.