Элита на заказ

НАУКА / #6_2025
Текст: Максим ГРЕВЦЕВ / Фото: МИФИ, РИА Новости, École Polytechnique, Max Planck Schools
На фото: Лауреат Нобелевской премии по физике Николай Басов со студентами

НИЯУ МИФИ возрождает Высшую школу физиков им. Н. Г. Басова. Специальный факультет физики, родившийся в 1971 году и сделавший последний набор в привычном формате в 2011‑м, последние 14 лет работал по нестандартной модели. В чем ее суть и как проходит элитная подготовка физиков в разных странах — ​об этом вы узнаете из нашего материала.

29 мая 2025 года. В НИЯУ МИФИ собираются ученые из Самары, Москвы, Владивостока, Перми, Еревана, Иркутска, Алматы и даже Дублина. Обсуждают певатроны и телемониторинг кардиологических больных, синтетические алмазы и оптическую манипуляцию, веб-систему распознавания текстов и вязкоупругие жидкости. Со стороны может показаться, что у семинара нет темы, ученых ничто не объединяет, слишком разные у них интересы. Но кое-что общее у них все же есть: в зале собрались одногруппники, первые выпускники Высшей школы физиков — ​Специального факультета физики МИФИ. И собрались они по случаю 50‑летия первого выпуска.

На юбилейной встрече ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко заявил, что в университете идет работа по возрождению Школы: «Возрождаемый спецфакультет предназначен для мотивированных молодых людей, готовых со временем взять на себя ответственность за развитие крупных научно-­исследовательских проектов в регионах нашей страны. Высшая школа физиков даст будущим лидерам научных проектов и новое качество образования, и горизонтальные связи — ​профессиональные и человеческие контакты с коллегами», — ​пояснил В. Шевченко.

Чем же Высшая школа физиков отличается от других факультетов МИФИ и каким образом будут достигаться обозначенные цели?
Симбиоз науки и образования
В 1970−1971 годах Политбюро и ЦК КПСС неоднократно поднимали вопросы поддержки научно-­технического прогресса как основы повышения экономической эффективности и обороноспособности страны. Этими сигналами сверху как поводом воспользовался заместитель директора Физического института им. П. Н. Лебедева АН СССР (ФИАН), нобелевский лауреат, академик Николай Басов. Он был уверен: необходима централизованная подготовка руководителей научных групп. Нужно было соединить передовую науку и образование. Выбор пал на ФИАН и МИФИ. В результате 20 мая 1971 года приказом министра высшего и специального образования СССР и распоряжением президента АН СССР Мстислава Келдыша была создана Высшая школа физиков МИФИ-ФИАН в форме Специального факультета физики.

«Целью создания спецфакультета, как он и тогда, и сейчас называется внутри МИФИ, была подготовка высококвалифицированных кадров по самым перспективным и наукоемким направлениям, которые тогда существовали. Но — ​и это очень важно — ​не просто специалистов, а тех людей, которые в регионах РСФСР и особенно в республиках СССР станут создавать или развивать кафедры и научно-­исследовательские лаборатории. То есть Школа готовила лидеров научных групп, людей, которые сами будут готовить кадры или руководить научно-­исследовательскими и научно-­педагогическими коллективами», — ​объясняет Александр Шеляков, доцент кафедры физики твердого тела и наносистем МИФИ, член координационного совета по возобновлению работы ВШФ.

Именно этими целями была продиктована уникальная образовательная модель Школы, включающая три ключевых компонента.

1. Целевой набор. Региональные университеты и институты заключали со Школой договоры о подготовке кадров. По сути, это был целевой заказ на научно-­педагогические кадры. Студенты заранее знали, где они будут работать. За годы существования спецфакультета такие договоры заключили более 70 вузов в России, Казахстане, Украине, Киргизии, Беларуси, Армении и т. д.

2. Жесткий отбор. Учебные заведения сами решали, сколько человек им нужно, и подбирали кандидатов из числа своих студентов по итогам пяти семестров. Предполагалось, что этого вполне достаточно для того, чтобы студенты доказали свою профпригодность и могли осознанно выбрать специализацию. Однако окончательное решение о том, кто будет учиться на спецфаке, принимала комиссия Школы: сотрудники МИФИ и ФИАН ездили по городам и выбирали, как правило, одного-двух из предложенных кандидатов. Набор был небольшой — ​до 35 человек в год.

3. Фундаментальная подготовка. Обучение в Школе начиналось с шестого семестра. Первый год (шестой и седьмой семестры) уходил на выравнивание уровня подготовки отобранных студентов. Статистика показывает, что на этом этапе средняя успеваемость на сессиях снижалась на 1−1,5 балла. Это объяснялось как разным уровнем подготовки в родных вузах, так и высокими требованиями преподавателей МИФИ, и стрессом от переезда в столицу. «Главные задачи данного этапа — ​это усвоение фундаментальных дисциплин на новом уровне, выработка у студентов навыков углубленной самостоятельной работы, культуры мышления, овладение методами получения и трансформации знаний, т. е. всё, что в совокупности подготавливает к творческой деятельности. Это самый жесткий и самый контролируемый со стороны преподавателей этап обучения», — ​писали декан спецфака профессор Юрий Быковский с соавторами в статье «Целевая подготовка и развитие исследовательского творчества».

Учебные программы восьмого и девятого семестров строились с учетом специализации, они включали индивидуальные планы и исследовательские проекты на базе кафедр и лабораторий МИФИ и ФИАН; на этом этапе один-два дня в неделю студенты проводили не в учебных аудиториях, а в лабораториях. Десятый и 11‑й семестры целиком проходили в лабораториях — ​это было время производственной практики и дипломного исследования.

Цели Школы были достигнуты: из примерно 1200 выпускников около 40 % защитили кандидатские диссертации, более 10 % — ​докторские, восемь человек стали членами-­корреспондентами и действительными членами зарубежных и Российской академий наук, в их числе академик Юрий Кульчин, вице-президент РАН, председатель ее Дальневосточного отделения.

«Неизменно, до своих последних дней, государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) по защите дипломных работ возглавлял Николай Геннадьевич Басов. Со стороны могло показаться, что ему совсем не интересны студенческие работы. Но когда приходило время вопросов, он всегда спрашивал про самое важное, но скрытое — ​смотрел в суть и хотел понять, насколько хорошо сами студенты видят проблему и ее решение. И еще один любопытный факт: долгое время членом ГЭК был только один кандидат наук — ​по экономической части, остальные — ​доктора наук, члены-­корреспонденты или академики. Далеко не каждый диссертационный совет по присуждению ученых степеней кандидата и доктора наук мог похвастаться таким составом! Вот такой был уровень научно-­педагогических кадров в Школе!" — ​с гордостью добавляет А. Шеляков.
Профессор кафедры электрофизических установок МИФИ Павел Черенков
Спецфакультет на паузе
Одна из проблем была частью модели — ​целевой заказ: как обеспечить возвращение студентов в родные вузы? Проучившись там 2,5 года, после этого они три года проводили в Москве (а если за дипломом следовала аспирантура, то и шесть-семь лет). За это время молодой специалист, начинающий исследователь успевал найти работу в столице, иногда обзаводился семьей, поэтому не стремился возвращаться в провинцию. Однако это обстоятельство не было критическим, в конце концов, наука получала молодых ученых.

Настоящим ударом по образовательной модели стало присоединение России к Болонскому соглашению: введение четырехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры не позволяло обеспечить должный уровень подготовки. В 2015 году прошел последний набор в бакалавриат.

Теперь Спецфакультет реализует только магистерские программы, но планирует вернуться к старому формату. «Сейчас в России обсуждается переход на собственную образовательную модель — ​базовое и специальное высшее образование. В зависимости от специальности базовое высшее образование будет занимать четыре-шесть лет, а магистратура станет специальным высшим образованием. Пока пилотный проект реализуется в шести вузах, но мы играем на опережение и понимаем, что спецфакультет соответствует новой модели и теперь ничто не мешает его возрождению», — ​объясняет Мария Алхимова, выпускница ВШФ и член координационного совета по возобновлению ее работы.
Физики-­теоретики Нильс Бор (в центре) и Лев Ландау (справа) на празднике студентов Московского государственного университета в честь дня рождения Архимеда, 1961 г.
О том, что для формирования настоящего исследователя нужны не два, а три и более года серьезной подготовки, на Петербургском международном экономическом форуме‑2025 говорил и ректор Московского физико-­технического института (национального исследовательского университета, МФТИ) Дмитрий Ливанов. В рамках панельной дискуссии он так обрисовал модель вуза: «Мы делаем ровно то, что и составляет суть системы физтеха, которую придумали еще 70 лет назад и которая до сих пор в базовых компонентах не меняется. Первое — ​это сбор лучших школьников со всей страны. Также это интенсивная подготовка в течение трех лет. „Интенсивная“ означает, что она в два раза выше, чем в других вузах. Первый учебный план МФТИ был получен сложением программ мехмата МГУ и физфака МГУ (конечно, какая-то часть была пересекающейся, но в общем получилась в два раза более интенсивная программа). Начиная с шестого семестра студенты приходят в базовые организации и работают уже на месте своего будущего трудоустройства. Их учат не профессора-­теоретики, а практики — ​это либо ученые в лаборатории, либо инженеры в КБ, либо лиды в IT-компании. Этим людям не требуется доучивание-­переучивание после окончания учебы, поэтому работодатели сразу их высоко оценивают».

МИФИ намерен сохранить тесное сотрудничество с ФИАН и другими институтами РАН, но возрождаемый спецфакультет теперь мыслится более широко: «Студенты будут проходить практику не только институтах Академии наук, но и на различных предприятиях, возможно, участвовать в работе национальных образовательных центров и других структур. Обновленный факультет будет взаимодействовать со всеми новыми подразделениями, которым необходимы высококвалифицированные кадры, в том числе новыми наукоемкими предприятиями, которые организуются в нашей стране», — ​уверена М. Алхимова. Первый набор запланирован на февраль 2026 года.
Студент Московского инженерно-­физического института (сейчас НИЯУ МИФИ) Сергей Гончуков (в центре) в лаборатории института
Пути возрождения
По сути, модель Школы предполагала, что институты принимают стратегические решения о развитии кафедр или лабораторий и составляют план работы на 10−20 лет. Далеко не все региональные вузы сегодня в состоянии планировать работу на такой срок. Кроме того, не все выпускники престижного столичного вуза готовы возвращаться в родные регионы.

Кто может стать заказчиками подготовки ученых? Возможный ответ — ​Научно-­образовательные центры мирового уровня (НОЦ). Они создаются на основании указа президента № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

«Сама идея НОЦ — ​это построение современной модели исследований и разработок, основанной на кооперации „наука — ​университеты — ​бизнес“. Такие центры должны стать точками роста не внутри вузов, а для территорий. Поэтому в их развитии, а значит — ​в кадрах, заинтересованы не только ректоры, но и губернаторы, и руководители технологических компаний. В нашей стране есть несколько программ поддержки молодых ученых, и НОЦ находятся на пересечении федеральных и региональных программ. Если все сложится, то студенты спецфака смогут рассчитывать и на достойную зарплату, и на решение жилищного вопроса — ​все то, что по-настоящему волнует молодых специалистов», — ​объясняет А. Шеляков.

В настоящее время созданы и находятся в процессе формирования 15 НОЦ, охватывающих 36 регионов России. У каждого центра своя тематика, но уже понятно, что 11 из 15 НОЦ так или иначе связаны с энергетикой, материаловедением, электроникой, машино- и приборостроением, инжинирингом. Эти центры будут развивать прикладные, а не фундаментальные научные направления. Однако ученые-­фундаменталисты будут востребованы в работе над новыми установками уровня мегасайенс, например, Сибирским кольцевым источником фотонов (СКИФ, строящийся синхротрон под Новосибирском) или Русским источником фотонов (РИФ, должен появиться на острове Русском во Владивостоке). Сейчас по инициативе академика Юрия Кульчина обсуждается возможность подготовки на спецфакультете НИЯУ МИФИ высококвалифицированных специалистов для синхротрона РИФ совместно с НИЦ «Курчатовский институт».
Что у других?
Модель Высшей школы физиков МИФИ-ФИАН оказалась уникальной не только в масштабах страны, но и в мире. Отчасти дело в том, что целевое обучение существует далеко не везде: оно практикуется в Китае, Индии, Южной Корее, отчасти — ​в Германии и США. Однако гораздо важнее различия между системами образования в России и других странах. Например, в университетах большинства стран позиции научных сотрудников и/или преподавателей временные (срочные контракты на один-три года, редко дольше) и заполняются на основе конкурсов. Это означает, что вуз в принципе не может делать заказ на обучение конкретного человека, просто потому, что бессрочные контракты составляют малую долю от общего количества и рассчитаны на профессоров, доказавших свою научную ­состоятельность.

Тем не менее системы элитной подготовки физиков в других странах представляют интерес. Вот некоторые примеры.
Политехническая школа (École Polytechnique) во Франции — ​знаменитое высшее учебное заведение, специализирующееся на подготовке инженеров
Франция
В этой стране высшие учебные заведения делятся на две большие группы: университеты (поступить в них можно после окончания школы на основании оценок из аттестата, собственные вступительные экзамены — ​редкость, но очень высок процент отчислений в течение первых двух семестров) и Большие школы (Grandes Écoles, обычно требуют двухгодичных профильных подготовительных курсов CPGE [Classes Préparatoires aux Grandes Écoles], таким образом фактически получение престижного образования может занимать шесть-семь лет). Среди Grandes Écoles в плане подготовки физиков интересны École Normale Supérieure (PSL) и École Polytechnique.

École Normale Supérieure готовит физиков-­исследователей. Особенность ее учебной программы в том, что в самом учебном заведении имеются лишь последний курс бакалавриата, магистратура, аспирантура, докторантура. Поэтому поступить в нее могут либо выпускники бакалавриатов других вузов, либо окончившие специальные курсы CPGE, либо победители международного конкурса-­отбора. Студенты-­французы могут стать fonctionnaires-­stagiaires (стажерами госслужбы): они получают государственную стипендию в размере МРОТ (примерно € 1300 в месяц) и обязаны отработать 10 лет на госслужбе (в государственных исследовательских центрах и вузах; время обучения входит в эти 10 лет). Среди выпускников PSL — ​14 лауреатов Нобелевской премии (из них восемь — ​по физике) и 11 лауреатов Медали Филдса. По подсчетам журнала Nature, это самый высокий показатель в мире.

École Polytechnique имеет инженерную специализацию и с 1804 года указом Наполеона подчинена министерству вооруженных сил. Поэтому студенты с гражданством Франции считаются élève officier (курсантами) и обучаются по программе с блоком военной подготовки. Они также получают стипендию и обязаны отработать 10 лет на госслужбе (включая государственные предприятия ВПК). Среди выпускников Анри Беккерель, Анри Пуанкаре и еще два нобелевских лауреата по экономике.

Китай
В июне 2025 года вышел рейтинг Nature Index 2025 Research Leaders: проанализировав все публикации в 145 самых авторитетных научных журналах по медицинским и естественным наукам за 2024 год, эксперты констатируют, что разрыв между Китаем и США «очень скоро может превратиться в пропасть»: у Китая доля (основной показатель индекса Nature, отслеживающий вклад авторов в научные статьи в базе данных) — ​32 122, у США — ​22 083. Китай доминирует в химии, физике, инженерии и (пока?) уступает США в медицине и ­биологии.

Как и в соседней Южной Корее, в Китае технологические корпорации реализуют программы поддержки талантливых студентов, в результате реальный сектор получает необходимое количество инженеров и исследователей.

В плане подготовки ученых интересен Университет науки и технологий Китая (USTC). Созданный Академией наук в 1958 году, этот вуз до сих пор тесно связан с Академией и входящими в ее состав НИИ (их более 100). Университет реализует государственную программу стажировок: не только магистранты или аспиранты, но и студенты третьего и четвертого курсов могут подать заявку и получить возможность провести в Университете собственное исследование. Причем в конкурсе могут участвовать студенты всех университетов Китая и даже иностранцы. Более того, авторы наиболее интересных проектов могут рассчитывать не только на бесплатное обучение, проживание и медстраховку, но и на стипендию. Продолжительность стажировки — ​до года.

Также в Китае реализуется государственная стипендиальная программа China Scholarship Council Overseas Program, предоставляющая полные стипендии (оплату обучения, проживание, страховку и ежемесячную денежную выплату) китайским студентам и исследователям для учебы в зарубежных вузах по бакалаврским, магистерским и аспирантским программам. Китай не боится отпускать своих талантливых школьников и студентов учиться за рубеж, потому что реализует и другую программу — ​по привлечению высококвалифицированных кадров (преимущественно граждан Китая) из-за рубежа в китайские университеты и исследовательские центры.
Кандидат фотоники в Max Planck School of Photonics
Германия
В отличие от Китая, в Германии Национальная академия наук «Леопольдина» не управляет сетью НИИ, эту функцию выполняет Общество Макса Планка. Оно объединяет 84 исследовательских центра, в которых есть аспирантура и докторантура, но нет бакалавриатов и магистратур. Однако Общество реализует программу International Max Planck Research Schools (IMPRS). Это 68 аспирантур, каждая из которых создана несколькими исследовательскими центрами и университетами. В большинстве случаев для поступления требуется наличие магистерской степени, но есть программы обучения, где совмещены магистратура и аспирантура (то есть PhD через пять-семь лет). Также функционируют Max Planck Schools по трем направлениям: фотоника, когнитивистика (Cognition) и "От материи к жизни" (Matter to Life). Эти программы включают больше партнерских организаций и по сути являются сетевыми аспирантурами (по одинаковым программам можно учиться в разных университетах). Так, Школа фотоники (School of Photonics) объединяет 10 университетов и пять исследовательских центров, включая синхротрон DESY. Идея этих школ выражается просто: «Целое больше суммы своих частей».

Такая модель подготовки базируется, во‑первых, на высокой селективности (доступ к программам имеют не только немецкие студенты, но и иностранцы [примерно в равных пропорциях], таким образом формируются высококонкурентная среда и привычка работать по высоким стандартам); во‑вторых, на академической мобильности: в абсолютном большинстве случаев студенты получают PhD не в родном университете, а значит, знакомятся с разными научными школами (снижаются негативные аспекты академического инбридинга).

США
Самые известные и престижные университеты США — ​частные, образование в них платное. Один из способов учиться бесплатно — ​корпус подготовки офицеров запаса (ROTC). Это некий аналог военно-­учебного центра в российских вузах (раньше — ​военная кафедра): студент проходит отбор и учится бесплатно (за счет министерства обороны США), а после окончания вуза должен три года отслужить в армии на офицерской позиции или уйти в запас (то есть в случае мобилизации будет обязан стать военным). Сегодня сеть ROTC охватывает порядка 1700 университетов и колледжей, включая престижную «Лигу плюща». Конечно, армия готова оплатить обучение не по любой специальности, но среди оплачиваемыхx— инженерное дело и ИТ.

Также стоит отметить большое количество грантовых программ, частично или полностью финансирующих как обучение, так и исследовательские проекты. В частности, Национальный научный фонд реализует проект Research Experiences for Undergraduates (REU), финансирующий групповые проекты продолжительностью до трех лет (в исключительных случаях — ​до пяти). Обязательные условия — ​активное участие студентов бакалавриата и наличие опытного наставника-­лидера. Таким образом поддержку получают долгосрочные учебные исследовательские проекты, требующие комплексных экспериментов, в том числе на установках в других университетах и научных центрах. Ежегодно финансирование получают 175 новых проектов (еще 1150 ранее одобренных заявок получают дополнительную поддержку), общий бюджет — ​более $ 84 млн.
Тонкости перевода
Среди физиков бытует исторический анекдот, иллюстрирующий разные подходы к управлению талантами. В 1961 году ФИАН посетил великий физик Нильс Бор. Во время встречи с коллективом кто-то спросил, как ученому удалось создать первоклассную школу физиков. Н. Бор ответил: «Я никогда не стеснялся говорить ученикам, что я глупее их». Переводчиком был советский физик Евгений Лифшиц, и он перевел слова ученого так: «Я никогда не стеснялся заявить своим ученикам, что они дураки». Многие в зале знали английский язык, они уловили принципиальную ошибку и засмеялись. Е. Лифшиц попросил Н. Бора повторить фразу, признал ошибку и извинился. Но неожиданно вмешался Петр Капица, заявив: «Это не случайная оговорка. Она выражает принципиальное различие между школой Бора и школой Ландау, к которой принадлежит Лифшиц». Смех в зале стоял оглушительный, но больше всех шутку оценили Н. Бор и Лев Ландау.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ