Как устроена проектная логистика
— Вы курируете в FESCO, в числе прочего, проектные перевозки. Что это такое и чем они отличаются от "обычных"?
— Это отдельное направление логистических услуг — перевозка крупного оборудования и других негабаритных тяжеловесных грузов для строящихся и модернизируемых предприятий. Мы в этой сфере работаем больше 10 лет. В какой-то момент мы увидели в ней большой потенциал как в России, так и за рубежом. Изучили рынок, вступили в переговоры с клиентами и начали перевозки. Такие услуги требуют дополнительных навыков, серьезной технической подготовки сотрудников, поэтому мы сформировали для них специальную команду.
— Почему персоналу, осуществляющему проектные перевозки, нужна особая техническая подготовка?
— Для того чтобы перевезти тяжеловесный груз, необходимо разработать большой объем технической документации; в ней описывается, как его загружать, на какие транспортные средства, у каких портов достаточная для перевалки крановая оснащенность. Как правило, для негабаритных грузов нужен специализированный флот — у судов должна быть выше грузоподъемность кранов. Люди, осуществляющие их перевозку, должны быть специально подготовлены. Необходимо заранее проработать маршрут — строящиеся предприятия, как правило, находятся в местах с плохо развитой инфраструктурой. Надо продумывать, как доставлять грузы не только по морю, но и по рекам или автотранспортом, как выгрузить его на плохо подготовленный или вовсе не оборудованный берег. Иногда приходится перегружать тяжеловесные негабаритные грузы с морских судов на речные на рейде — такое часто случается на Дальнем Востоке, где инфраструктура для приема негабаритных грузов не очень развита.
— Получается, проектные перевозки — это перевозки для крупных проектов или перевозки, которые настолько сложны, что сами превращаются в проект?
— Для нас совершенно точно каждая такая перевозка — это проект с уникальными местом доставки, маршрутом, грузом и средствами перевозки.
— Как это происходит? Приведите, пожалуйста, пример.
— В прошлом году мы осуществляли доставку для одной нефтехимической компании. Везли в Сибирь большую партию груза — 181 единицу. Масса самой габаритной единицы составила 1275 тонн, следующей по величине — 750 тонн, остальные поменьше. Стартовали из Китая, для перевозки морем использовали четыре судна, из них три — с кранами повышенной мощности, одно — судно-площадку, куда груз закатывался и откуда, соответственно, выкатывался. Суда шли двумя разными маршрутами в северные порты России. В Архангельске команда проекта (на плаву и накатным способом) перегрузила крупногабаритные грузы с судна-площадки на две баржи класса «река — море» и отправила их до промплощадки. Остальные суда перегружались на рейде, прямо в море. Для доставки по реке потребовались 22 речные баржи. К этой операции мы готовили стивидорные команды, осуществлявшие погрузочно-разгрузочные работы, специалистов снабжения, заблаговременно закупали материалы. С учетом подготовки проект занял больше четырех месяцев.
— Как загружали и перегружали самый тяжелый агрегат весом 1275 тонн?
— Нашли уникальное решение: в порту загрузки закатили его на судно на специальных телегах, в Архангельске с их же помощью перекатили на баржу без выгрузки на причал. Наш опыт переняли коллеги.
— Уникальность проектной логистики — благодатная почва для форс-мажоров. Как вы с ними справляетесь?
— Ох, да, непредвиденные обстоятельства при осуществлении уникальных проектов — почти обычная практика. Справляться с ними помогают профессионализм и слаженность команды. Например, два года назад мы осуществляли доставку на необорудованный берег Камчатки. Коллеги приехали, судно встало на рейде, дождались маленьких специализированных судов, сделали первую выгрузку — а по берегу медведи ходят. Что делать? Из подручных материалов сделали колотушки и начали ими зверей отпугивать, а там и персонал с фабрики заказчика подоспел, обеспечил охрану.
Осуществлению зарубежных поставок может мешать языковой барьер, часто приходится включать административный ресурс, чтобы обеспечить быстрые судозаходы, замену флота. Была у нас история: надо было доставить негабаритный груз на строящееся горнодобывающее предприятие на северо-востоке России. Дорог там тогда не было, пришлось на несколько месяцев арендовать вертолет, чтобы обеспечить доставку. Перевозили, например, 60‑тонный трансформатор. Это пока единственный такой опыт в нашей практике.
…Знаете, все это для постороннего человека удивительно, а если в этом варишься повседневно, то ничему уже не удивляешься.