Огосударствление
Законодателем мод в части государственного венчура традиционно выступает Китай: в 2005 году Национальная комиссия по развитию и реформам КНР приняла решение о создании механизма «государственных фондов по управлению развитием» (government guidance funds), которым предстоит финансировать технологические компании на разных стадиях жизненного цикла по направлениям, приоритетным для развития китайской промышленности.
Развитие фондов, конечно же, шло постепенно (основной прирост пришелся на 2016 год, когда в стране было создано 474 новых фонда по управлению развитием общим объемом $ 240 млрд); в 2024 году их стало уже порядка 2,1 тыс., а заявленные объемы капитала — $ 1,3 тлрн; при этом частных венчурных фондов (объемом больше $ 1 млрд) в стране около 140.
Тут можно было бы что-то сказать о госкапитализме, централизации и ежовых рукавицах, но у фондов по управлению развитием есть несколько особенностей, которые не натягиваются на этот глобус.
Во-первых, государственными эти фонды являются постольку поскольку: объемы государственных денег в них сильно варьируются в зависимости от целевой индустрии, географии работы, активности менеджмента и пр. Например, в Национальный фонд трансформации и развития промышленности (National Manufacturing Industry Transformation and Upgrading Fund), предусмотрительно созданный в 2019 году для реализации Плана на 14‑ю пятилетку, проинвестировали министерство финансов КНР, крупные компании с государственным участием (China Tobacco Corporation, China Pacific Life Insurance и др.), администрации городов и провинций, а также несколько венчурных и иных фондов.
Во-вторых, абсолютное их большинство создается на локальном уровне; крупные общегосударственные фонды выступают как фонды фондов (что, в целом, логично и резонно, поскольку местную/отраслевую специфику понимают только те, кто работает в нужной провинции или индустрии), и в чистом виде на них приходится меньше 10 % всего аккумулированного в госфондах капитала.
В-третьих, практически все они очень специализированны: как правило, для каждой индустрии и каждого технологического направления создаются собственные фонды, причем как на национальном уровне (Национальный инвестиционный фонд развития индустрии печатных плат, Инвестиционный фонд развития передовой промышленности и пр.), так и на уровнях провинций/городов/муниципалитетов (например, Шанхайский фонд развития индустрий будущего [Shanghai Future Industry Fund] — фонд фондов, планирующий инвестировать в субфонды, работающие с микроэлектроникой, новой энергетикой и пр.); Фонд промышленного развития провинции Гуаньдун [Guangdong Industrial Development Fund] специализируется на новом промышленном оборудовании, энергетике и ИКТ и пр.)
В-четвертых, фонды и форматы их работы не статичны — они меняются в зависимости от целей и задач национальной технологической политики.
Самый свежий пример такого рода — новый Национальный венчурный фонд, создание которого было анонсировано в марте 2025 года. В отличие от остальных фондов, он а) аккумулирует заметный (даже по меркам Китая) объем денег — без малого $ 140 млрд (1 трлн юаней), б) ориентирован на глубокие (в том числе чисто физические и крайне сложные) технологии — и, соответственно, будет инвестировать вдолгую, в) намерен работать с "повышенной толерантностью" к ошибкам.
При этом Национальный венчурный фонд создается и будет работать не в вакууме.
Во-первых, он станет одним из механизмов реализации новой национальной концепции технологического развития — "Индустрии будущего" (Future Industries), принятой в 2024 году.
И во‑вторых, фонд — часть новой финансовой инфраструктуры научно-технологического развития: в мае 2025 года министерство науки и технологий КНР (совместно с семью другими ведомствами) объявило о начале реформы финансового обеспечения НТР в Китае, предполагающей, помимо всего прочего, создание и развитие специальных страховых продуктов для страхования чисто технологических рынков, развитие льготного кредитования технологических компаний, введение налоговых льгот для S&T и пр.; и Национальный венчурный фонд будет работать в связке с новыми инструментами и механизмами финансирования.