От рудника до переработки

БИЗНЕС / #6_2025
Фото: ТВЭЛ
На фото: Универсальный литий-­ионный аккумуляторный модуль — ​основа всех тяговых аккумуляторных батарей и решений для энергетики
В области систем накопления энергии «Росатом» — ​один из лидеров рынка. Генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Анастасия Михайлова рассказывает о том, каковы компетенции интегратора в каждом звене производственной цепочки.
«Росатом» формирует кооперацию полного цикла: от литиевого рудника до переработки. Это необходимо для того, чтобы создавать конкурентоспособный продукт, ведь сегодня технологические переделы меняются очень быстро. В активе «Росатома» появилось Колмозерское месторождение — ​источник лития, основы для батарей. Литий — ​это около 70 % себестоимости конечной продукции, аккумуляторной ячейки.

Мы активно вкладываемся и в разработку других компонентов ячейки: катодов, анодов, фольги, электролитов. Работаем только с российскими мейджорами. Конечно, поступают привлекательные предложения от восточных партнеров. Но впасть в сырьевую зависимость от них было бы большой ошибкой.

Следующий элемент создания экосистемы — ​производство накопителей. Готовятся к открытию две гигафабрики общей мощностью 8 ГВт·ч: в Калининграде открытие состоится в 2025 году (площадь — ​23,6 га) в Москве — ​в 2026 году (20,4 га). Фабрики будут ежегодно производить 100 тыс. тяговых аккумуляторных батарей (ТАБ). Москва дала нам опорный заказ на закупку более 150 тыс. ТАБ — ​отсюда проект московского завода. При нем появится R&D центр.
Ячейка — ​базовая единица хранения энергии; группы ячеек объединяются в модули. Каждый модуль включает корпус, системы охлаждения, контроля и управления батареей (BMS). Количество модулей «под капотом» зависит от вида электротранспорта.
От литиевых — к постлитиевым
Понимая, насколько быстро меняется рынок, мы постоянно совершенствуем технологии: проектируем новые типы ячеек и модулей, разрабатываем новые материалы, отрабатываем новые технологические режимы. Также развиваем альтернативные химические источники тока: модифицированные литий-­железо-фосфатные аккумуляторы, полутвердые литийионные без жидкого элеткролита, твердотельные литийионные, натрийионные. Уже сейчас в нашем активе больше 100 патентов и ноу-хау.

Непрерывно работаем над повышением удельной энергии ячеек: в 2022 году заряда батареи для транспорта хватало на 200 км, сейчас — ​уже на 500 км. В планах — ​к 2028 году перейти на новые химические системы, где вместо жидкого электролита будет использоваться твердотельный, в качестве анода — ​металлический литий или кремний, катод — ​высокоемкие композиты. На таких батареях авто сможет ехать без подзарядки больше 1 тыс. км, они будут более дешевыми и пожаробезопасными.
Поехали!
Наша гордость — ​универсальная аккумуляторная батарея с гибким набором блоков, применимая на различных видах электротранспорта. Она сочетает низкую себестоимость и высокие технологические характеристики. Такими батареями оборудованы электробусы, троллейбусы с автономным ходом (больше 340 единиц такой техники уже работает в Петербурге), коммерческий транспорт, грузовики, коммунальная техника. В этом году начнется производство электромобилей «Москвич» с нашими батареями, до 2030 года планируется выпуск 150 тыс. таких авто. Мы изготовили батарею для первого российского электромобиля «Атом», который будет запущен в серийное производство в следующем году.

Мы разработали также накопитель для речных электрических трамваев и готовы имплементировать его в сеть маршрутов.
Часть инфраструктуры
Развитие электротранспорта невозможно без инфраструктуры, и это направление мы тоже активно развиваем: «Росатом» владеет долей производителя электрозарядных станций (ЭЗС) «Парус-­Электро», мы строим ЭЗС в нескольких российских регионах.

Мы анализируем лучшие мировые практики и разрабатываем на их основе собственные решения для имплементации в инфраструктуру города.

Расскажу, как это происходит, на примере Москвы: мы предлагаем источники питания для уличной иллюминации на крупнейших парковых и фестивальных площадках; «умные» остановки общественного транспорта с автономным освещением, которые не будут подключаться к городской электросети (в планах — ​поставить 10 тыс. таких остановок до 2030 года); мобильные накопители, передвигающиеся на роботизированной платформе и самостоятельно уезжающие на станции зарядки (в следующем году стартует пилот на 5 тыс. таких накопителей в парках); накопители для загородных домов, умеющие при отключении электроэнергии держать заряд от 8 до 48 часов (они синхронизируются с системой «Умный дом»). С последним предложением планируем выйти на рынок B2C, застройщики уже готовы использовать такое решение как элемент «умного» коттеджного поселка.

Важная реперная точка взаимодействия с Москвой — ​запуск единого сервисного центра сквозной телеметрии. Все столичные электротранспортные средства будут оборудованы такими системами, это позволит отслеживать степень деградации батарей, сделать их эксплуатацию более безопасной, а еще — ​выработать стратегию утилизации.

Это заключительный этап экосистемы. Изучаются различные стратегии обращения с отработавшими батареями: их повторное использование, утилизация, переработка черной массы, из которой можно извлечь ценные компоненты.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ