Страховка от ошибок

ВЗГЛЯД / #7_2025
Беседовала Надежда ФЕТИСОВА / Фото: РМС, НВАЭС
Техническое регулирование в атомной отрасли — сложный механизм; от него зависят безопасность, конкурентоспособность и развитие всей индустрии. О том, как в стране и в отрасли формировались системы технического регулирования и как сегодня выстраивается баланс между жесткими нормативами и гибкостью, рассказывает директор Департамента технического регулирования госкорпорации «Росатом» Денис Павлов.
Расскажите, пожалуйста, о том, как формировалось направление технического регулирования. Каковы были предпосылки его формирования?

Формирование направления технического регулирования было связано с реформированием советского законодательства о стандартизации — ​оно стало одним из основных условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Было необходимо выполнить международные обязательства на внутригосударственном уровне, то есть включить в российскую правовую систему нормы ВТО, а именно принципы в области технического регулирования, установленные в Соглашении о технических барьерах в торговле и Кодексе добросовестных практик.

В результате в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», заложивший двухуровневую систему, подобную европейской и существенно отличающуюся от сложившейся в нашей стране ранее. Появились возможность выбора применяемых стандартов и новый вид правовых документов с техническим содержанием и обязательными требованиями к безопасности — ​технические регламенты. Со дня вступления в силу указанного федерального закона утратили силу законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».

Кроме того, в целях развития и поддержки региональной экономической интеграции было установлено: национальные стандарты каждой страны — ​участницы Таможенного союза и Евразийского экономического союза признаются остальными участниками этих союзов. Это означает, что продукция, сертифицированная в одной стране, не должна заново проходить процедуру сертификации в другой.

Также формирование направления технического регулирования связано с необходимостью установления особенностей технического регулирования в области использования атомной энергии (изначально закон «О техническом регулировании» эти особенности не учитывал).
Как же этот закон определял понятие «техническое регулирование»?

Техническое регулирование определялось как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам, применения требований к добровольному выбору стандартов, а также в области оценки соответствия.

За короткий период планировалось разработать порядка 500 технических регламентов, но отсутствие методической базы не позволило этого сделать. Например, не были разработаны и приняты общий технический регламент «О ядерной и радиационной безопасности» и три специальных: «О ядерной и радиационной безопасности объектов ядерного топливного цикла», «О ядерной и радиационной безопасности объектов, сооружений и комплексов с ядерными реакторами» и «О ядерной и радиационной безопасности при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиационными источниками».

Учитывал ли закон особенности атомной отрасли?

Закон содержал общие нормы технического регулирования. Установленные законом «О техническом регулировании» переходные положения не позволяли сделать признаваемыми обязательные отраслевые нормы (санитарные нормы и правила — ​СанПиНы, строительные нормы и правила — ​СНиПы, федеральные нормы и правила — ​ФНП и так далее).

Возникли острые вопросы: как учесть особенности технического регулирования в атомной отрасли и как применять действующие нормы?

Пришлось вносить изменения в закон?

Да, в закон «О техническом регулировании» 2002 года было внесено более 30 изменений, в том числе касающихся особенностей технического регулирования в области использования атомной энергии. Положения о стандартизации и об аккредитации были выведены в законы «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (2013 года) и «О стандартизации в Российской Федерации» (2015 года).

Насколько сложным был процесс внесения изменений?

Этот процесс был длительным. Изменения вносились трижды: в 2007, 2011 и 2016 годах.

Затем при непосредственном участии «Росатома» и Ростехнадзора были разработаны и приняты нормативные правовые акты: постановление Правительства Р Ф № 669, утверждающее Положение о стандартизации продукции (работ, услуг) на объектах использования атомной энергии (ОИАЭ); постановления Правительства Р Ф: № 362, устанавливающее особенности технического регулирования в ОИАЭ; № 612, устанавливающее правила аккредитации в ОИАЭ; № 544, утверждающее Положение об оценке соответствия в ОИАЭ.

Это позволило вернуть отрасли суверенитет и обеспечить нормативную целостность в части технического регулирования.
Системный подход

Расскажите, пожалуйста, о Департаменте технического регулирования, который вы возглавляете.

Как я уже отметил, реформа технического регулирования не была проработана на отраслевом уровне. Требовалась адекватная современная модель для учета особенностей технического регулирования в области использования атомной энергии. Ее создание — ​это огромная работа по формированию и обеспечению функционирования систем стандартизации, оценки соответствия, аккредитации и аттестации экспертов по аккредитации, обеспечения единства измерений в области мирного использования атомной энергии. Планомерная, целенаправленная работа по формированию системы взаимосвязанных систем.

Департамент технического регулирования как самостоятельное подразделение «Росатома» появился в 2012 году. Это было время разработки и принятия упомянутых постановлений Правительства об особенностях технического регулирования в области использования атомной энергии.

Департамент фактически стал выполнять роль отраслевого органа по техническому регулированию и аккредитации в области использования атомной энергии.

Систему технического регулирования определили как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих систем: стандартизации, оценки соответствия, аккредитации и аттестации экспертов по аккредитации, обеспечения единства измерений, информационно-­методического обеспечения работ по техническому регулированию, направленных на правовое регулирование отношений для установления требований и гарантированного их исполнения в отношении продукции и связанных с ней процессов, объектов стандартизации, работ и услуг, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

Как строится работа с Ростехнадзором?

Мы взаимодействуем по многим направлениям, прежде всего в нормативном правовом регулировании безопасности в области использования атомной энергии, и стремимся проводить единую политику, направленную на совершенствование системы нормативного правового регулирования безопасности и развитие информационно-­методического обеспечения нормотворческой деятельности.

Во взаимодействии с Ростехнадзором решаем задачи как по разработке и принятию обязательных требований безопасности, так и по прохождению в Ростехнадзоре экспертиз безопасности объектов новых проектов и лицензирования видов деятельности, связанных с ними.

Техника усложняется, и это влечет необходимость решения многочисленных проектных, конструкторских, технологических, научных задач и связанных с ними вопросов обоснования и экспертизы безопасности, лицензирования. Например, проект атомной станции малой мощности (АСММ) в Республике Саха (Якутия) создавался не с нуля. Были использованы решения, уже применявшиеся в транспортной морской установке РИТМ‑200 для универсальных атомных ледоколов, в том числе судовая технология обращения с ядерным топливом (перегрузка топлива в контейнерах с использованием крана центрального зала). Так появился проект наземной АСММ с реакторной установкой РИТМ‑200Н с водо-водяным реактором судового типа, требующий нормативного обеспечения. Решение этой задачи включало взаимоувязку технических решений судовой реакторной установки и действующих нормативных документов для наземных АЭС. Ведется работа по устранению выявленных отступлений от российской нормативно-­технической документации или их обоснованию с разработкой компенсирующих мер; разрабатываются предложения по гармонизации российских федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по стандартам МАГАТЭ в части АСММ и инновационных реакторов, а также по разработке новых документов МАГАТЭ и/или внесению изменений в уже существующие с учетом особенностей АСММ.

Таким образом, мы используем опыт эксплуатации прототипов, для того чтобы максимально эффективно развивать нормативную базу, позволяющую строить АЭС быстрее и дешевле.

Насколько гибок механизм технического регулирования сегодня?

Мы должны быть гибкими для сохранения конкурентоспособности. Поэтому постоянно анализируем соотношение установленных норм с результатами эксплуатации объектов использования атомной энергии, то есть наблюдаем за тем, как работает оборудование, созданное в соответствии с принятыми нормами. Если фиксируются нарушения в работе, выявляем, где именно допущена ошибка — ​в проектировании, производстве оборудования или в нормативных требованиях. В последнем случае вносим изменения в нормативную базу.

Система технического регулирования, как и любой механизм, должна нормально функционировать и отвечать новым вызовам, для чего необходимо контролировать ее работу, анализировать результаты мониторинга технического регулирования в «Росатоме» и планировать мероприятия по корректировке системы.

Сегодня система технического регулирования для атомного энергопромышленного комплекса, на мой взгляд, сбалансированна и позволяет формировать нормативные конструкции для решения стоящих перед отраслью задач. Обновленная нормативная база должна позволять производить новые объекты для различных рынков с учетом их экономической целесообразности.

Насколько широк перечень продукции, работ и услуг, подпадающих под обязательные стандарты?

Перечень обширен, по номенклатуре это десятки тысяч, поэлементно — ​до миллиона. Обязательность применения стандартов диктуется положениями Федеральных законов № 184 «О техническом регулировании» и № 162 «О стандартизации в Российской Федерации».

АЭС состоит из общепромышленного и «атомного» оборудования. Применительно к общепромышленному оборудованию мы вправе самостоятельно выбрать стандарт из утвержденных перечней под технические регламенты. После того как мы выбрали стандарт и заявили, что наша продукция ему соответствует, стандарт становится обязательным для применения. Стандарты для «атомного» оборудования включаются в сводный перечень и становятся обязательными, приоритетными по отношению к выбранным.

Стандарт — ​удобный и эффективный инструмент, можно сказать, страховка от ошибок. Чем шире мы используем стандарты, тем выше экономическая эффективность производства и основательнее гарантия, что при проектировании и изготовлении оборудования будет допущено меньше ошибок.
Точки роста

Какие элементы системы технического регулирования, на ваш взгляд, требуют совершенствования?

Прежде всего, оценка соответствия. Это последний рубеж, обеспечивающий безопасность и эффективность сооружения, а также эксплуатацию объектов использования атомной энергии.

Наш департамент сейчас реализует цифровой проект создания единой отраслевой системы «Оценка соответствия» — ​новая система будет автоматизированной и более прозрачной, а также получит новые рычаги контроля.

Также в «Росатоме» ведутся работы по совершенствованию системы техрегулирования посредством механизма обратной связи, о котором я уже говорил. В в основном это работа с проектами документов (изменений) в области технического регулирования. Область использования атомной энергии выведена за пределы Федерального закона № 184 «О техническом регулировании» и Договора о Евразийском экономическом союзе, она регулируется национальным законодательством.

Это дает возможность избежать неоправданных финансовых и временны́х затрат на разработку и согласование документов, устанавливающих особенности технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза, требования к объектам технического регулирования (продукции, работам, услугам), связанным с ними процессам, а также к объектам использования атомной энергии.

Сегодня проект автоматизации механизма обратной связи находится на стадии разработки. Уже скоро данные о работе оборудования на всех стадиях жизненного цикла будут загружаться в единую систему. Каждый работник будет оперативно получать сигнал об ошибке в зоне своей ответственности. В нашем случае речь идет об усовершенствовании нормативной базы атомной энергетики и промышленности.

Каким вы видите развитие системы технического регулирования в ближайшей перспективе?

Мы живем в эпоху технологической трансформации, в основе которой — ​переход от массового выпуска стандартизированных товаров к гибкому высокоэффективному производству индивидуализированной продукции на основе цифровых и смежных сквозных технологий, принципов «зеленой» экономики.

Новые технологии не будут контролироваться обязательными нормативами, они появятся позже, по истечении периода апробационной практики. Таким образом, на начальных стадиях новых разработок будут возникать риски значительного превышения сроков прохождения экспертиз безопасности и лицензирования в связи с недостаточностью нормативной базы.

Для того чтобы оперативно реагировать на такие изменения, в отрасли должна действовать адекватная современная модель технического регулирования, позволяющая своевременно проходить в Ростехнадзоре процедуры экспертиз безопасности новых объектов и лицензирования видов деятельности, связанных с этими объектами.

Одно из направлений совершенствования системы нормативно-­методического обеспечения новых проектов — ​подход на основе логики цифрового моделирования процессов объекта на всех этапах жизненного цикла, включая проектные и запроектные (в том числе и тяжелые) аварии, с целью обоснования параметров безопасности новых объектов при прохождении в Ростехнадзоре процедур экспертизы безопасности.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ