Атом дальневосточный

ВЗГЛЯД / #8_2025
Текст: Алексей КОМОЛЬЦЕВ / Фото: Фонд «Росконгресс», FESCO

Руководство и представители «Росатома» приняли активное участие в мероприятиях 10‑го Восточного экономического форума. В перечне обсуждавшихся проблем традиционно присутствовали Севморпуть и добыча полезных ископаемых, но не только. Главной стала тема большой атомной энергетики. И это, несомненно, говорит о новом этапе развития экономики Дальнего Востока и географии «Росатома».

В ходе дискуссии на тему «Электроэнергия для развития Дальнего Востока» прозвучал ряд программных заявлений, связанных с перспективами атомной энергетики. Глава Республики Саха (Якутия), председатель комиссии Госсовета «Энергетика» Айсен Николаев подчеркнул, что опережающее развитие энергетики — ​ключевой вопрос развития макрорегиона: рост энергопотребления в последние пять лет стабильно превышает среднероссийский показатель и, согласно прогнозам, будет продолжаться. Установленная мощность всех энергосетей Дальнего Востока — ​порядка 18 ГВт, прогнозируемый к 2030 году дефицит мощности — ​около 3 ГВт. А значит, требуется масштабное обновление дальневосточной энергоинфраструктуры: как объектов генерации, так и сетевого хозяйства.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обозначил причину возрастающей потребности в энергии. За последнее десятилетие инвестиции в основной капитал на Дальнем Востоке удвоились, темпы роста — ​в 2,5 раза выше общероссийских. Добыча полезных ископаемых выросла на 33 % и превысила показатель страны в 3,3 раза. Объем строительных работ вырос на 107 % — ​вдвое больше, чем в среднем по стране. Инвесторы ТОР и других преференциальных режимов начали реализацию почти 2,8 тыс. инвестпроектов общей стоимостью 10,5 трлн руб., и половина средств уже вложена. Все эти инвестиции и планы обусловили опережающий рост энергопотребления.

При этом большая часть территорий Дальнего Востока — ​энергоизолированные районы со сложной логистикой, высокой ценой строительства и подключения. Дефицит мощности к 2030 году — ​3,3 ГВт по заявленным инвесторами планам — ​еще не самый пессимистичный прогноз. С учетом перспективных проектов, верифицированных с Минэнерго и Минэкономразвития, эта цифра может вырасти до 5 ГВт. И если она вырастет, недополученные доходы бюджета составят до 500 млрд руб. налогов на горизонте пяти лет (при том, что налоги для резидентов ТОР льготные).
Нужен отраслевой заказ
Министр энергетики Сергей Цивилев уточнил: Дальний Восток не обойдет мировая тенденция — ​формирование нового технологического уклада с огромным спросом на энергию. Это связано с развитием облачных вычислений (ИИ, криптовалюты, интернет вещей, тотальная цифровизация). Энергии требуют роботизация и автоматизация предприятий, электротранспорт. Государства-­лидеры, в первую очередь Китай, отвечают на этот вызов опережающим развитием электроэнергетики, в том числе атомной. Китай строит 30 блоков АЭС, недавно принято решение о строительстве еще 11. При сегодняшней мощности китайской атомной генерации (60 ГВт) к 2030 году планируется нарастить этот показатель до 100 ГВт. С учетом других планов (уголь, ГЭС, ВИЭ) Китай, вероятно, обеспечит себя энергией в полном объеме.

В целях ускорения энергетического развития Минэнерго предлагает создать отраслевой финансовый институт, который позволит опереться на "дешевые деньги" (уполномоченный государственный банк с государственным участием и компетенциями в области электроэнергетики). Предстоит создать новую мощную проектную организацию на сохранившейся базе (не все компании ТЭК смогли сохранить проектную школу). Необходимо вернуть типовые проектные решения, подобные тем, какие были найдены в СССР. Сейчас энергомашиностроители перегружены, но это заказы на 2025, 2026 годы. А на 2027−2028 годы заказов мало, предприятиям сложнее спланировать работу, закупить оборудование, подготовить людей, чтобы работать системно.

Поэтому, подчеркнул С. Цивилев, необходимо сформировать отраслевой заказ на долгосрочную перспективу: на первые шесть лет очень подробно, на вторую и третью шестилетки — ​с меньшей детализацией, но с пониманием отраслевого заказа до 2042 года. Также необходимы единые стандарты отраслевого оборудования. Если в нефтегазовом комплексе адаптация к мировым стандартам уже завершена, то в электроэнергетике она пока только планируется.

Наконец, отметил министр, вся работа, от формирования стратегических планов до эксплуатации объектов генерации, должна строиться на "управлении стоимостью" конечного кВт. Задача Минэнерго как «продуктового офиса" — ​обеспечить приемлемую цену электроэнергии на всем жизненном цикле каждого объекта. Модель управления стоимостью на основе «сквозного потока электрогенерации» создана (министр выразил благодарность «Росатому», уже много лет успешно применяющему Производственную систему «Росатома» (ПСР): на базе этой методологии совместно с госкорпорацией и был создан «сквозной поток» для электроэнергетики).

С. Цивилев привел интересный факт: когда схему демонстрировали в распечатанном виде, это пришлось делать в цеху Уфимского электротехнического завода: распечатка физически не помещалась ни в один бизнес-­центр. Линейка «сквозного потока» была собрана на листах ватмана длиной 62 метра в прямой части; от нее отходили «притоки»: изготовление оборудования, проектирование, строительство, эксплуатация. Сейчас схема оцифровывается и совместно со Сбербанком идет построение финансовой модели. С ее помощью на всей цепочке формирования киловатт-часа появится возможность оценить, как любое изменение повлияет на стоимость; если положительно, то предложение принимается; если нет — ​то нет.
Поддержка со всех сторон
Еще недавно предшественник С. Цивилева на посту министра, а ныне председатель комитета Госдумы по энергетике Николай Шульгинов поднял вопрос о поиске инвестиций для новых строек объектов генерации. Он выступил за продление действия «дальневосточной надбавки» (механизм выравнивания тарифов на Дальнем Востоке) и предложил половину суммы направлять на строительство новой генерации. Также актуальна тема свободных двусторонних договоров покупки энергии для крупных инвестиционных проектов (таких, как освоение Баимской рудной зоны). В целях ускорения строительства объектов генерации Н. Шульгинов поддержал разработку уточнений текстов земельного и градостроительного кодексов.

Также, отметил Н. Шульгинов, важно отменить запрет на применение прямоточных систем технического водоснабжения на ТЭС и АЭС (это предложение поддержано Думой в первом чтении, но работы еще немало). До второго чтения еще предстоит работать, но без «прямотока» развитие тепловой и атомной энергетики затруднено. В ряде случаев, например для Сахалинской ГРЭС‑2, оно невозможно — ​техническая вода есть только в скважинах, и ее недостаточно.

Учитывая популярность ВИЭ и их эффект для «раскачивания» энергосистемы, необходим правовой статус систем накопления энергии (протокольное поручение Госдумы об этом направлено в правительство). Существенным условием конкурсного отбора ВИЭ, считает Н. Шульгинов, должно быть обязательство инвесторов строить системы накопления энергии: такова мировая практика, и ее нужно придерживаться. Отказ от этой практики приводит к печальным последствиям, например, блэкауту в Испании, причина которого — ​разрыв между объемом мощностей ВИЭ и накопителей.
Наши атомные возможности
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев поблагодарил модератора А. Николаева за совместную работу в Якутии и поддержку в рамках работы Энергетической комиссии Госсовета. По его словам, Генеральная схема размещения объектов электрогенерации до 2042 года по-новому обрисовала перспективы развития атомной энергетики в стране. «Росатом» должен построить в обозначенный срок как можно больше мощностей атомной генерации, и заметную часть этой работы предстоит выполнить на Дальнем Востоке. Если раньше тема присутствия «Росатома» в макрорегионе касалась в основном экологических проектов, СМП и судостроения на "Звезде", то в этом году в повестке ВЭФ — ​участие госкорпорации в развитии энергетики. «Росатом» не просто приходит на эту территорию, он фактически начинает формировать большой атомный кластер, то есть форум впервые за всю историю площадки стал «атомно-­энергетическим».

Один из пунктов Генсхемы — ​строительство в Приморье двух блоков мощностью по 1 ГВт каждый к 2033 и 2035 годам. Задача поставлена лично президентом. Сроки создания АЭС в Хабаровском крае в Генсхеме сдвинуты чуть правее (речь идет о двух блоках мощностью 600 МВт каждый). При этом губернатор края делает все для сокращения сроков реализации и увеличения мощности этой АЭС. Алексей Лихачев заявил: если такое решение будет принято на уровне правительства, то выполнить его для «Росатома» будет большой честью.

Одна из важнейших задач на ближайшее десятилетие, отметил Алексей Лихачев, — ​подготовка кадров. На этапе строительства АЭС в Приморье и Хабаровском крае потребуются 8−9 тыс. человек, на этапе эксплуатации — ​от 1,5 до 2 тыс. Специалисты нужны и в смежных производствах.

АЭС на Дальнем Востоке не только позволят восполнить энергодефицит, но и увеличат долю низкоуглеродной генерации в регионе. Сейчас вклад «зеленых» источников — ​около 1 %, после ввода атомных мощностей он достигнет 25 %.

Поскольку первые атомные блоки заработают только в середине 2030‑х, а энергодефицит нарастает в регионе уже сегодня, «Росатом» участвует в конкурсах, связанных с ветровой генерацией. По планам, 370 МВт ветровых мощностей будут реализованы в Амурской и Хабаровской областях в 2027−2028 годах. «Росатом» осуществляет глубокую локализацию производства оборудования для ВИЭ.

Также глава «Росатома» коснулся темы электродвижения, отметив, что дальневосточные регионы — ​лидеры по электромобильности. Это также одно из направлений бизнеса «Росатома». Пилотным регионом для развития этого направления стала Калининградская область, крайняя западная точка страны. Госкорпорация готова реализовать подобные проекты, с акцентом на опережающее развитие электрогенерации, и в крайней восточной точке.

Алексей Лихачев затронул также тему создания малой АЭС в поселке Депутатском (для проекта «Кючус»), отметив, что изначально речь шла об одном 55-МВт (э) блоке «Ритм‑200», но сегодня проект переформатируется в двухблочную станцию. Примеры плавучей АЭС в Певеке и готовящихся ПЭБ для Баимского месторождения показывают: на Чукотке малые мощности эффективно развиваются именно в таком варианте.
Атом большой и малый
Тему развития атомной энергетики и других видов генерации прокомментировал губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.

По словам главы региона, несмотря на санкционные ограничения, даже в последний год инвестиции в край выросли на треть, а за десятилетие — ​на 625 %. Энергетическая инфраструктура развивается, но с учетом перспективной потребности инвесторов дефицит уже превышает 3 %. Дополнительной мощности требуют Малмыжский ГОК, Восточный полигон БАМа, остров Большой Уссурийский, Мильканский железнорудный блок, ряд других проектов горнодобывающего, обогатительного, металлургического профиля. В энергии нуждаются и резиденты ТОР.

Утверждена генсхема ключевого и самого ожидаемого в регионе объекта — ​Хабаровской АЭС, пуск которой запланирован на далекий 2037‑й год, напомнил Д. Демешин. Однако двух блоков по 600 МВт мало, нужны «тысячники», считает глава региона. Возможность ускорения работ губернатор видит в параллельном развертывании строительства АЭС в Приморье и Хабаровске.

Дискуссию завершило выступление генерального директора ООО "Управляющая компания Баимская" Георгия Фотина. Он напомнил: освоение Баимского месторождения -один из крупнейших инвестиционных проектов в стране, объем инвестиций — ​около 1 трлн руб. На Чукотке, за Полярным кругом строится один из крупнейших и самых современных в мире комбинатов по переработке меди. Будут использованы беспилотные карьерные самосвалы, ряд других уникальных технических решений. Суммарно в проекте 40 производственных вспомогательных объектов, ряд крупных объектов внешней инфраструктуры. Строится «с нуля» Новый порт; создаются ЛЭП на 330 кВ и круглогодичная автодорога, протяженность каждого из этих объектов — ​400 км.

Для внешнего энергоснабжения рассматривались строительство ЛЭП от Магаданской энергосистемы (каскада Среднеканских ГЭС) и СПГ-генерация. Однако в итоге решено было построить четыре плавучих атомных энергоблока. Это уникальный опыт для страны. Для начала строительства потребовалось внести изменения в 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в 442‑е постановление правительства и ряд подзаконных актов. Все эти этапы были пройдены, и они открыли дорогу не только «Баимскому». По мере отработки богатых месторождений и удаления от доступной инфраструктуры будет появляться все больше похожих проектов, с малой генерацией и в удаленных энергосистемах, заключением двусторонних договоров «бери или плати» между генератором и потребителем электроэнергии, уверен Г. Фотин.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ