Российский автопром
Над атомными авто задумывались не только за рубежом — в СССР разрабатывался проект «Волга-Атом», и к концу 1961 года он уже был достаточно детально проработан. Двигатель А21 представлял собой вполне традиционный четырехцилиндровый агрегат, в котором на торцах поршней и цилиндров были расположены шайбы из обогащенного изотопом 235U. Однако дальше расчетов на бумаге проект не пошел.
Также в нашей стране шла работа над проектом мобильной атомной электростанции для отдаленных районов. Это была АЭС, перевозимая на четырех самоходных гусеничных шасси, созданных на базе тяжелого танка Т‑10. ТЭС‑3 была разработана в Лаборатории «В» (Физико-энергетическом институте в Обнинске). Шасси (объект 27) занимались в ОКБ Кировского завода. На первом шасси размещался реактор с биозащитой и воздушным радиатором, на втором — парогенераторы и циркуляционные насосы, на третьем — турбогенератор, на четвертом — пульт управления и резервное оборудование. Развертывание станции занимало несколько часов. На ходу она функционировать не могла. Биозащиту на ТЭС‑3 обеспечивать было несложно, так как требующий изоляции реактор располагался на отдельном энергосамоходе — его просто поместили в замкнутую свинцовую емкость.
В 1960 году передвижная АЭС была готова к эксплуатации. 13 октября 1961 года состоялся ее первый опытный пуск. Она неплохо себя показала, испытания продолжались до 1965 года. Первоначально ее проектировали для работы на Крайнем Севере, но традиционные энергоустановки на жидком топливе тогда оказались проще и экономичнее. Экономическая нецелесообразность вынудила закрыть проект, и в 1969 году так нигде и не использованную ТЭС‑3 законсервировали.
Позднее в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР (сейчас — Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны») началась разработка более современной системы «Памир‑630Д», значительно отличавшейся от ТЭС‑3 как принципиальными решениями, так и «носителем». «Груз ответственности» взвалили на «плечи» тягача МАЗ‑7960, созданного на основе модели 537.
Интересно, что если Обнинский ФЭИ оснастил установку водо-водяным реактором с воздушным радиатором, в котором в качестве охладителя использовалась циркулирующая вода, то белорусские атомщики поступили иначе: на роль теплоносителя и рабочего тела они выбрали тетраокись азота, отличающуюся высокой теплоемкостью, теплопроводностью и плотностью при низкой вязкости. Применение тетраокиси азота позволило сделать 630‑киловаттный реактор одноконтурным и более компактным. Всеми процессами в АЭС заведовали бортовые ЭВМ, в случае аварии в дело вступала пассивная система аварийного охлаждения реактора.
«Памир‑630Д» состояла из четырех машин. Первый МАЗ вез в полуприцепе грузоподъемностью 65 тонн реактор, сопутствующее оснащение и два автономных дизель-генератора. Во второй машине находился турбогенератор, вырабатывающий электричество. Была еще пара вспомогательных КрАЗов с системой управления и резервными дизель-генераторами.
Считается, что проект «Памир‑630Д» законсервировали, в числе прочего, из-за аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 года, — как раз в это время мобильный комплекс проходил испытания и дважды выводился на проектную мощность. Одним из официальных объяснений закрытия проекта в феврале 1988 года стала «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя».
Разработки атомного двигателя вдохновляли многих. Если вы помните фильм «Назад в будущее», там тоже была машина с ядерным реактором — она работала на плутонии и могла путешествовать во времени. Концепция живет в произведениях искусства, в мыслях фантастов и инженеров. Возможно, мы когда-нибудь доживем до атомобилей.