Страны Африки, в первую очередь в макрорегионе южнее Сахары, — крупнейший неосвоенный энергетический рынок в мире. В отличие от других территорий, ключевые задачи «энергоперехода» региона — первичная электрификация и обеспечение доступа к современной и доступной 24/7 энергетике для бизнеса и населения. Применение технологий атомной генерации, и прежде всего российских малых модульных реакторов (АСММ), может стать ключом к развитию устойчивой энергетики и экономики региона.
Сегодня более 600 млн человек в странах Африки южнее Сахары не имеют доступа к электроэнергии и экологически чистым технологиям приготовления пищи (clean cooking). Отсутствие доступа к современным источникам энергии серьезно ограничивает потенциал развития континента и, что не менее важно, наносит существенный урон экологии и климату за счет уничтожения лесов и низкой эффективности использования традиционной биомассы в быту и производстве.
Регион имеет очень низкую базу развития энергетики: среднее производство электроэнергии на человека — менее 100 кВт·ч в год. Этот показатель снижается за последние 10 лет с учетом роста населения. Для сравнения: уровень электропотребления в Египте и ЮАР — 1500 и 3600 кВт·ч/чел в год, в странах ЕС — порядка 5000–10 000 кВт·ч/чел в год. Для роста уровня жизни и экономики энергетика должна не просто вырасти, а пройти этапы масштабирования сначала в 10, потом в 100 раз, чтобы обеспечить уровень жизни, соизмеримый с современными стандартами среднего класса. Иными словами, развитие региона хотя бы до уровня ЮАР и Египта потребует создания энергосистемы в размере от одной до двух ЕЭС России с потреблением порядка 1–2 ТВт·ч в год.
Усилия по созданию автономной и минисетевой генерации на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) технологически могут решить задачи освещения и электроснабжения мобильной электроники домохозяйств, но не решают задачи обеспечения энергией «производственной нагрузки», что приводит к нарастанию отставания стран в развитии промышленного производства.
Опыт эксплуатации и развития энергосистем в мире показывает: такой масштаб технологически возможен только за счет развития базы «традиционной» энергии (газ, уголь или атом), учитывая, что для масштабирования ГЭС и развития магистральных сетей потенциал ограничен. И только атомная энергетика обладает преимуществом выработки электроэнергии с нулевыми выбросами парниковых газов.
Развитие каждого из базовых ресурсов — комплексный инфраструктурный проект с учетом потребности в развитии сектора строительства, железнодорожного и трубопроводного транспорта, портовой инфраструктуры. Использование местных гидроресурсов и ВИЭ при этом может и должно играть роль интегрального компонента, но этого недостаточно для потребностей экономик.
Выбор вектора развития энергетики предполагает принятие стратегического решения. При этом важны такие факторы, как сроки и стоимость, надежность, безопасность поставок, а также масштабируемость решения, которое позволит устойчиво наращивать энергомощности страны в течение 20–30 лет.
В этом контексте технологии АЭС, и в первую очередь атомных станций малой мощности (АСММ) — станции могут быть интегрированы в малые энергосистемы, — представляются разумным стратегическим решением для правительств стран региона. Это может обеспечить необходимые объем, стоимость, а главное — масштабируемость энергосистемы, ее экономическую независимость. Общая потребность региона может достигать 100 ГВт АЭС на горизонте до 2060 года.
Развитие атомной энергетики в другом макрорегионе Африки — Северной, или арабской — имеет не меньшие перспективы, но там иной контекст и иные экономические драйверы. Страны, расположенные в этом регионе, — производители и экспортеры газа, например Египет, где Росатом строит четыре ВВЭР‑1200. Развитие атомной энергетики для этих стран —способ обеспечить предсказуемый топливный баланс и поток экспортной выручки. Строительство АЭС обеспечивает покрытие растущего спроса на электроэнергию, высвобождая газ для развития промышленности и нефтехимии в связке «внутренний рынок — экспорт — промышленность».
Технологии Росатома в части АЭС большой мощности и АСММ обладают неоспоримым преимуществом: они существуют физически, в качестве работавших серий или, как минимум, образцов, и можно на основе практики эксплуатации оценить их стоимость, сроки и окупаемость, тогда как у других производителей пока можно говорить только о R&D и проектных параметрах. При этом нужно учитывать длинный цикл возведения АЭС.
Возможные ограничения
Тем не менее на пути к этому рынку существует ряд прежде всего институциональных барьеров.
Парадоксально, но в рамках современной климатической и ESG-политики, а также инструментов «зеленого финансирования» возможности для обеспечения первичной электрификации и преодоления «энергетической бедности» для стран с неразвитой или отсутствующей энергетической инфраструктурой весьма ограниченны или даже недоступны. Так, добровольный отказ от финансирования угольной генерации (в том числе технологий «чистого» и «маневренного угля», активно используемых странами ЕС, Китаем и США в качестве источников контролируемой генерации и интеграции ВИЭ), волатильность рынка газа и неопределенность политики в области развития атомной генерации большой и малой мощности делают построение энергосистем Африки технически невозможным или неприемлемо дорогим. Инвестиции доступны только для развития проектов ВИЭ, что не позволяет решить проблему первичной электрификации региона.
Понимание барьера «климатической ловушки» развития энергетики стран Африки и Азии, а также наличие позитивных примеров преодоления энергетической бедности и взрывного экономического развития Юго-Восточной Азии последних 20–30 лет на базе «традиционных технологий» стали драйвером создания концепции «справедливого энергоперехода» — сбалансированного и инклюзивного развития энергетики, общества и экономики с учетом климатических целей, целей ЦУР ООН, а также практической реализуемости и доступности финансовых и материальных ресурсов в регионе.
В этом контексте три институциональных аспекта «справедливого энергоперехода» принципиально важны для проектов «атомной альтернативы» российского дизайна в Африке.
Во-первых, это прозрачное энергопланирование: включение атомной энергетики как интегральной части в энергопланирование и разработку планов перехода Net Zero, как на национальном уровне, так и на уровне донорской помощи (technical assistance).
Во-вторых, технологическая открытость: беспрепятственное предоставление информации — в первую очередь из англоязычных источников — и формирование прозрачного информированного мнения о сильных и слабых сторонах атомных решений всех вендоров, включая Росатом.
В-третьих, расширение мандата международных институтов развития: включение АЭС в «чистую» таксономию наравне с ВИЭ, снятие барьеров с финансирования проектов, а также формирование целевых программ МФО (WB/IFC, AfDB, NDB, ADB и других) в области поддержи институционального и технологического развития атомной энергетики как безуглеродной.
Разработка концепций «справедливого энергоперехода» стран Африки, а также работа над институциональными вопросами взаимодействия с МФО и донорами — важнейшие задачи на пути решения глобальных проблем энергетики и климата. Интеграция атомной энергетики как одного из столпов концепции может стать прорывом в развитии региона.