В России
В России в последние несколько лет резко активизировалась работа, связанная с развитием электромобильного сегмента и обеспечением надежных поставок металлов, важных для новых технологий генерации и хранения электроэнергии. В 2020 году была утверждена дорожная карта «Технологии новых материалов и веществ», одно из направлений которой — редкие и редкоземельные металлы. В 2022 году она была актуализирована. В 2021 году была принята концепция развития производства и использования электротранспорта до 2030 года.
Росатом — организация, ответственная за исполнение дорожной карты «Технологии новых материалов и веществ» по РМ и РЗМ. Госкорпорация также ключевой игрок на российском рынке накопителей — как в энергетическом, так и в электромобильном сегментах, а также на ветроэнергетическом рынке. Росатом последовательно развивает компетенции для создания полных технологических и производственных цепочек.
Россия вполне самообеспечена многими материалами, необходимыми для новых технологий генерации и хранения электроэнергии. В частности, «Норникель» — один из ключевых производителей никеля в мире. Попутно компания производит кобальт, медь и металлы платиновой группы, также важные для «чистой» энергетики. «Русал» — значимый игрок на мировом рынке алюминия. Несколько компаний в России производят медь, в стране развито производство фосфатов для удобрений. Также их можно использовать в литий-феррофосфатных батареях для электромобилей.
Пока в России нет собственного производства лития, однако эта задача решается. В феврале 2023 года «Полярный литий», совместное предприятие «Норникеля» и Росатома, получило лицензию на освоение Колмозерского литиевого месторождения. По планам, предприятие на базе месторождения должно заработать в 2029 году. К концу 2024 года планируется завершить подсчет запасов. По предварительным оценкам, мощность ГОКа составит 1,96 млн тонн руды в год с выпуском 45 тыс. тонн карбоната и гидроксида лития. Этого с избытком хватит для обеспечения потребностей России, останется и на экспорт.
Росатом налаживает зарубежные партнерства в литиевом сегменте. Летом этого года «Ураниум Уан Груп» подписала с боливийской государственной компанией Yacimientos de Litio Bolivianos рамочное соглашение о создании на саларе Пастос Грандес промышленного комплекса мощностью 25 тыс. тонн карбоната лития в год. Объем инвестиций в проект — $ 600 млн.
Также Росатом наращивает присутствие в сегменте РЗМ. Так, в мае этого года госкорпорации был передан Ловозерский ГОК — единственный в России производитель лопаритового концентрата — сырья для производства титана и его соединений, тантала, ниобия и РЗМ легкой группы. Перерабатывает ловозерский концентрат Соликамский магниевый завод (СМЗ). В соответствии с указом президента РФ, акции СМЗ также будут переданы Росатому.
Росатом развивает и производство комплектующих. Так, ТВЭЛ намерен создать в Глазове (Удмуртия) крупнотоннажное производство постоянных редкоземельных магнитов. Это важный компонент при производстве электродвигателей и генераторов ветроэнергетических установок. Предполагается, что к 2028 году предприятие будет производить более 1 тыс. тонн неодим-железо-борных магнитов. После 2030 года возможно увеличение объемов производства до 3 тыс. тонн. «Мы планируем расширить рынки поставок редкоземельных магнитов, охватывающих активно развивающиеся секторы российской экономики: от автомобилестроения до космической отрасли, от применения в электронике до создания мощных генераторов», — отметил при подписании соглашения с администрацией Удмуртии гендиректор «Русатом МеталлТех» (входит в ТВЭЛ) Андрей Андрианов.
Росатом — один из ключевых игроков на российском рынке строительства ветроэнергетических мощностей. «НоваВинд» ввел в эксплуатацию 940 МВт ВЭС. Всего до 2027 года Росатом сдаст в эксплуатацию порядка 1,7 ГВт ветроэнергетических мощностей. На мощностях компании производятся узлы и агрегаты для ветроустановок. Кроме магнитов, «НоваВинд» намерен начать выпуск лопастей.
Также Росатом работает над созданием мощностей по производству аккумуляторов. РЭНЕРА строит в Калининградской области «гигафабрику» — предприятие по изготовлению ячеек, из которых будут собираться аккумуляторы, мощностью 4 ГВт·ч в год. В июне РЭНЕРА получила положительное заключение на проектную документацию, в ближайшие месяцы начнется активная фаза строительства, подготовительные работы уже завершены. Предполагается, что «гигафабрика» будет введена в эксплуатацию в 2025 году, а затем будут построены аналогичные предприятия.
РЭНЕРА уже запустила сборочное производство в Москве и поставляет накопители для общественного транспорта, например, для троллейбусов с увеличенным автономным ходом, курсирующих в Санкт-Петербурге.
РЭНЕРА также станет поставщиком аккумуляторов для российского электромобиля «Атом». Инженеры Росатома разрабатывают для него не только накопители, но и надежный, относительно недорогой двигатель. В конструкцию сразу были заложены возможности изменений, чтобы сформировать широкую линейку двигателей для других моделей электромобилей. Предполагаемый запас хода «Атома» — 500 км, он будет адаптирован к российскому климату.
Поскольку электромобилизация предполагает развитие зарядной инфраструктуры, Росатом занимается и зарядками. Концерн «Росэнергоатом» намерен развернуть сеть электрозаправочных станций. Начнет с городов-миллионников и крупнейших трасс, таких как Москва — Санкт-Петербург. «К 2024 году в России планируется запуск в эксплуатацию не менее 9,4 тыс. зарядных станций, из которых почти 3 тыс. — быстрые, полностью заряжающие автомобиль за 20 минут. Реализация планов Росатома сделает компанию ведущим игроком на рынке и будет способствовать развитию инфраструктуры для электротранспорта в стране», — отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
По его словам, в целом российский сегмент электротранспорта развивается стабильно: увеличивается число электромобилей, появляются новые бренды, интерес потребителей растет, создается инфраструктура для зарядки и обслуживания электротранспорта. По оптимистичному сценарию Минпромторга РФ, к 2030 году доля электромобилей составит 15 % рынка.
Наконец, Росатом развивает направление утилизации аккумуляторов. Для этого госкорпорация инициировала создание завода по переработке накопителей. Осуществляются проектирование и госэкспертиза инженерных изысканий.
Таким образом, Росатом участвует во многих сегментах создания новых технологий генерации и хранения электроэнергии, а в сегменте электромобилей намерен создать всю технологическую цепочку. Способствуя наработке опыта и технологий, госкорпорация обеспечивает России технологический суверенитет и надежную базу для экспорта высоких технологий.