Неочевидное и вероятное
Ну, а если спуститься на землю, становятся заметны ходы и лазейки, используемые компаниями (и иногда регуляторами) для расширения возможностей дронодоставки.
Во-первых, «настоящие» логистические компании, специализирующиеся на перевозке грузов, вкладываются в дроны для доставки «средней мили» — 300−500 км; профильные стратегические партнерства с компаниями — производителями дронов создали, например, FedEx и DHL: регуляторных и потенциальных юридических проблем в этой сфере меньше, а эффект понятнее. «Последнюю милю» никто бросать не собирается, но, судя по всему, с точки зрения логистического бизнеса, счастье не только в доставке «до двери».
Во-вторых, все, кто посообразительнее (в том числе уже упоминавшаяся Zipline), вкладываются в автоматизацию, чтобы исключить человека и чисто человеческие ошибки из управления полетом дронов. Это, с одной стороны, позволяет компаниям обходить жесткие «человеческие» требования регуляторов (например, той же FAA в США), а с другой, предлагать заказчикам более эффективные с точки зрения экономики и экономии решения, не предполагающие затрат на оплату труда, социальные программы и прочие блага, которые когда-то добыли рабочим профсоюзы.
Отсюда, кстати, пристальное внимание дроноводов к технологиям 5G и периферийным вычислениям: в Штатах многие уже тестируют автономные дроны совместно с телеком-компаниями; например, производитель дронов EVA еще в 2021 году начал совместный проект по 5G для автоматизированных дронов и дронопортов с AT&T (5G) и Microsoft Azure Edge Zone (периферийные вычисления).
Кроме того, на мельницу полной автоматизации льет воду и концепция роев дронов, в том числе на базе продвинутых систем Detect and Avoid и V2V (коммуникация «машина-машина»). Сложные рои дронов, конечно, пока прерогатива военных, но есть шанс, что нужные технологии рано или поздно просочатся в гражданский сектор.
В-третьих, не США едиными живы рынки и технологии: компании из стран, где отродясь не было пригородов, активно тестируют и местами масштабируют дронодоставку «последней мили», адаптированную к сложным городским условиям. Например, доставку до ближайшего к человеку постамата, а не из рук в руки (в смысле, не из дрона на задний двор) — по модели китайской компании Meituan. Это, конечно, требует очень высокой плотности постоматов/пунктов выдачи, зато снимает все риски, связанные с доставкой не туда.
(Очень похоже, что лидером в дронодоставке «последней мили», как и во многих других областях, спорных с точки зрения этичности, приватности и прочих привычных западным потребителям ценностей, станет Китай: в стране уже и без того самый большой в мире флот гражданских дронов — 958 тыс. в 2022 году — и самое большое количество компаний, сертифицированных для коммерческого использования дронов, — 61 тыс.)
Или комбинацию из аэро- и наземных дронов, как у корейской Pablo Air: посылку доставляют в нужный район по воздуху, она автоматически закладывается в наземного дрона (который больше всего похож на сейф — и, соответственно, хотя бы отчасти гарантирует, что посылка не попадет в чужие руки); наземный дрон доезжает до места назначения, где адресат забирает из него посылку.
И, наконец, в‑четвертых — самое эффективное, простое и циничное: компании дронодоставки из стран первого мира просто начинают работать там, где юридические риски минимальны (регулирование совершенно не развито и дроны «проваливаются» в законодательные дыры), а потребители не избалованы качеством сервисов.
Скажем, американская Zipline уже несколько лет продает свои дроны и услуги африканским странам.
Например, правительству Руанды — для развоза медикаментов (крови, фармпрепаратов), сельскохозяйственных вакцин, доставки грузов экологическим туристам (видимо, заплутавшим в джунглях) и пр.; в конце 2022 года страна заключила с Zipline контракт на целых семь лет. Или правительству Ганы, на которое Zipline вышла совместно с Pfizer — и в 2021 году компании совместно продали стране услуги по доставке вакцин от ковида. Похожие схемы компания использует в Нигерии, Кении и Кот-д'Ивуаре.
В своем внимании к Африке Zipline не одинока: там активно работают Wingcopter (Германия совместно с Siemens Healthineers), Avy (Нидерланды), Gadfin (Израиль), Swoop Aero (Австралия) и еще ряд компаний дронодоставки, крупных и не очень. Хороший полигон для обкатки технологий и прибыльный, особенно выгодны разнообразные гуманитарные программы ООН.