Вы потрясающе фотографируете и работу атомных ледоколов, и природу Арктики. Как появилось это увлечение?
Любовь к фотографированию судов у меня началась давно — еще во времена практики появился пленочный фотоаппарат. Я часто вспоминаю, как ко мне в гости в первый раз пришла моя будущая жена, и я ей несколько часов подряд показывал свои фотографии. Она потом говорила: «Как я это выдержала, до сих пор понять не могу».
Какое-то время назад я заметил, что в Интернете и в СМИ мало достоверной информации о работе ледокольного флота, зато много выдуманных историй. Захотелось рассказать и показать, как всё происходит на самом деле, и я стал писать посты в соцсетях, размещать свои фотографии. Однажды написал пост — в буквальном смысле крик души: предложил провести «большую арктическую уборку». Потому что, к сожалению, на Земле Франца-Иосифа есть места, на которые больно смотреть. Например, остров Хейса, где расположены полярная станция и обсерватория: заброшенные здания, валяющиеся бочки из-под топлива и другой мусор. Этот пост стал искрой, от которой загорелся большой костер. Многие подхватили мой призыв, его поддержали в Росатоме, Общественной палате, и возникло движение «Чистая Арктика». Уже сделано много полезного: например, в прошлом году волонтеры вывезли больше 50 тонн мусора с острова Хейса. Надеюсь, что эта инициатива будет развиваться и дальше.
Сможете вспомнить свои впечатления, когда попали на Северный полюс впервые?
В первый раз я попал на «шапку планеты» на атомном ледоколе «Ямал» летом 1993 года. Ледокол тогда был совсем новеньким, с иголочки — его сдали в эксплуатацию осенью 1992 года. Это был первый рейс нашего экипажа, первый иностранный рейс, и эмоции, конечно, переполняли всех. На полюсе гоняли в футбол и купались в полынье!
Постепенно такие экспедиции стали рутиной. Всего в качестве капитана я был на полюсе 34 раза.
А как насчет «детских» рейсов? Какой была ваша реакция, когда вы узнали, что повезете на Северный полюс детей?
Первый «детский» рейс состоялся в 2017 году. Моя реакция — шок. Весь экипаж очень переживал. Но оказалось, что с детьми на борту даже проще, чем со взрослыми туристами, и уж точно веселее.
Во время туристических рейсов экипаж уступает свои каюты пассажирам. И куда же он переселяется?
Еще на этапе проектирования «50 лет Победы» предполагалось, что судно будет возить туристов, поэтому кают здесь немного больше, чем нужно экипажу. Во время обычной работы экипаж живет в одноместных каютах. Когда на судне появляются пассажиры, экипаж уплотняется — переселяется на нижние палубы, по два человека в каюте.
Есть расхожее мнение, что моряки на берегу мечтают о море, а в море — о береге. Это правда?
Люди разные, но в моем случае это правда. Во время рейса всегда тоскую по дому, по семье. Я женат уже почти 40 лет, и все равно каждый выход в море — это горечь расставания. Но и к концу длинного четырехмесячного отпуска тоже начинаю скучать — по морю, по любимому делу. Самое любимое место на ледоколе у меня — ходовой мостик. Вот по виду с мостика, по работе здесь и скучаю.
Ходят легенды о многочисленных флотских приметах. Вы на флоте очень давно, расскажите, какие точно работают?
На 100 % не работает ни одна примета. Есть те, которые связаны с техникой безопасности. Например, нельзя наступать на комингсы (дверные пороги на судне): во‑первых, можно удариться головой о потолок; во‑вторых, раньше они были медными, и матросам приходилось драить их до блеска.
Еще одна распространенная примета — не выходить в море в понедельник, в пятницу и 13‑го. Мы выходили и в понедельник, и в пятницу, и 13‑го, и даже 13‑го в пятницу — все вернулись. Хотя, когда есть возможность, — стараемся избежать этих дней и чисел. На всякий случай.
Наверняка за время службы на флоте у вас накопилось много интересных историй. Поделитесь самыми яркими, пожалуйста.
Случалось всякое. Например, когда я еще работал на ледоколе «Ямал», в рейсе на Северный полюс участвовал австралиец в возрасте под 90 лет. Есть такая традиция: самые смелые на полюсе купаются в проруби. И вот этот пассажир собрался окунуться. Капитан и лидер экспедиции переживали, как бы с ним чего не случилось, отговаривали его. Но австралиец ни в какую, говорит: «Я сюда ради этого приехал. Мне надо доказать невесте, что я еще крепкий мужик». В общем, искупался, всё хорошо кончилось.
Много было забавных встреч с дикими животными. Чаще всего, конечно, нам встречались белые медведи. Когда ледокол прокладывает канал во льду, особенно зимой, образуется открытая вода. Для медведей она очень привлекательна — в ней легче добывать пищу, поэтому они любят погулять вдоль канала.
Однажды мы шли ночью по Енисею, вели за собой на буксире тяжелое судно, и вдруг я вижу на канале медведицу с медвежатами. Мы срочно начали тормозить. Медведица стала отгонять медвежат подальше, но подумала, что не успеет. И тогда она встала на дыбы и зарычала на гигантский ледокол, чтобы их защитить! Это меня поразило.
Второй случай — курьезный. Однажды мы вели два судна по каналу в Карском море — на двух ледоколах, на буксирах, в тяжелых льдах. Из канала ледоколу с таким прицепом выйти сложно. Впереди — большая полынья, и в ней плещется белый медведь. Мы притормозили, начали гудеть, свистеть — думали, что зверь испугается и уйдет, но мишке было все равно. Он купался минут сорок! Потом как ни в чем не бывало вылез, отряхнулся и пошел по своим делам. Вот так четыре судна стояли и ждали одного медведя.
А что в Арктике для вас самое красивое?
Пейзажи. Пастельные тона завораживают: голубой, розовый, белый и аквамарин в разных соотношениях. Очень радуют глаз и душу первые лучи солнца после полярной ночи, они всегда вызывают море эмоций. Вообще Арктику ни с чем не сравнить, она одна такая. Этот край у меня ассоциируется с мелодией из фильма «Земля Санникова»: когда ее слышу, всегда встает перед глазами арктическое безмолвие.