Евгений, расскажите, пожалуйста, о том, как сегодня выглядит цифровизация в Росатоме.
Цифровизация — глобальный термин, он охватывает различные аспекты автоматизации. Цель — ускорить и оптимизировать разнообразные процессы — в госкорпорации, например, процедуры получения справки или оформления отпуска. Раньше требовалось множество бумажных документов и подписей. Мы создали сервис, который значительно все упрощает и ускоряет. Сотрудник может подать электронную заявку на отпуск, она автоматически направляется на подпись руководителю, а затем передается в отдел кадров.
Цифровизация не ограничивается офисной средой, она также активно применяется на производстве. Начало моей профессиональной жизни было связано с физикой — я работал лаборантом в Троицком институте инновационных и термоядерных исследований. Мы проводили эксперименты, работая над первой стенкой реактора ИТЭР, использующего магнитное поле для удержания нагретой плазмы в тороидальной камере. Компьютер выводил статистику, а мы переписывали данные в тетради вручную. Затем шли в соседнюю комнату и вбивали данные в другой компьютер для дальнейших расчетов и построения графиков. Я уже тогда думал, что этот процесс легко автоматизировать, создав сервис для сбора и анализа данных.
Еще один наглядный пример цифровизации, актуальный для каждого, — процесс получения справки 2-НДФЛ. Раньше нужно было лично прийти в отдел кадров, заполнить ряд бумажных форм и ждать несколько дней. Сейчас все гораздо проще: в личном кабинете каждого сотрудника есть функция «заказать справку 2-НДФЛ». Вся необходимая информация уже есть в системе, она автоматически подставляется в запрос — и справка формируется в электронном виде. Таким образом автоматизация экономит время сотрудников.
Искусственный интеллект — один из инструментов цифровизации, активно внедряемых в госкорпорации. Приведу пример — Центр поддержки сотрудников Росатома. Представьте себе департамент со штатом 30 человек, обрабатывающий огромное количество запросов. Персонал должен эффективно решать проблемы, с которыми обращаются в департамент люди, или перенаправлять запросы в соответствующие инстанции. Для ускорения этих процессов сегодня применяются методы машинного обучения. Обученная модель автоматически маршрутизирует типовые запросы, облегчая работу департамента и позволяя сотрудникам сосредоточиться на сложных задачах.
Другая история, связанная с искусственным интеллектом, касается обработки документации. Как и в любой другой организации, у нас есть множество специфических документов: локальные нормативы, акты, запросы на доступ и так далее. Эти документы часто представлены в виде сканов. Когда новый сотрудник устраивается на работу, отдел кадров сканирует его документы: диплом, паспорт, СНИЛС. Затем кому-то приходится вручную переносить информацию из сканов в соответствующие системы, что занимает огромное количество времени.
Мы решаем эту задачу с помощью нейросетей: они распознают текст на отсканированных документах и переносят его в нужные поля системы, значительно ускоряя процесс. К тому же нейросети можно настроить так, чтобы они извлекали только нужную информацию. Человеку остается лишь проверить правильность ввода данных.
Ключевой момент здесь — качество данных. Если скан документа такой нечеткий, что его не может разобрать человек, — нейросеть с этим тоже не справится. То же и в других случаях — если процесс плохо организован и данные не точны, результат автоматизации будет соответствующим.
У нас был интересный кейс с распознаванием документов, связанных с экологией: около 90 тыс. однотипных документов, таких как паспорта химических элементов и т. д. Ручная обработка заняла бы огромное количество времени и ресурсов. Автоматизированный процесс занял неделю.
Каким проектом вы особенно гордитесь?
Проектом «Аврора», связанным с анализом космических снимков.
Предположим, что нам необходимо детектировать 100 сельскохозяйственных полей на спутниковых снимках и постоянно отслеживать все происходящие на них изменения. Мы создали геоплатформу с несколькими бизнес-сервисами, основная цель которых — детектирование различных объектов и явлений на Земле посредством спутниковых снимков. Это позволило повысить эффективность процесса в сотни, а иногда и в тысячи раз.
Подобные сервисы помогают, например, своевременно обнаруживать нефтеразливы и лесные пожары. В перспективе с помощью инструментов предиктивной аналитики можно будет выявлять очаги возникновения пожаров и заблаговременно их предотвращать.