Отдельное направление технологической суверенизации — это, конечно, всё, что связано с развитием искусственного интеллекта.
В частности, заметные государственные инициативы по созданию национальных LLM (больших языковых моделей) в 2023 году заявили Сингапур (буквально только что обнародованы планы создания собственной LLM, работающей с языками Юго-Восточной Азии; финансирование проект получит от национального Агентства по науке, технологиям и исследованиям) и Индия (анонсирована специальная программа развития «национального ИИ», включая создание профильной инфраструктуры, в формате государственно-частного партнерства министерства электроники и IT и индийской IT-индустрии). Большинство государств так или иначе работают с регулированием, кадрами, инфраструктурой — словом, если не с самим ИИ/МО, то с условиями для его появления и использования.
Что касается мировых ИИ-лидеров — США и Китая, — то специальные госпрограммы для создания ИИ-моделей им не слишком нужны. В Китае и без того уже около 130 LLM (30 % от общемирового их количества), включая как модели от IT-гигантов (ERNIE от Baidu, Hunyuan от Tencent, Tongyi Qianwen от Alibaba, Pangu от Huawei, MiLM‑6B от Xiaomi), так и предложения стартапов (Baichuan Intelligence, MiniMax и пр.); а США и вовсе располагают половиной всех мировых LLM.
Кстати, ИИ вполне может стать лебединой песней глобального венчура, который в 2023 году не умер только благодаря массовым инвестициям в искусственный интеллект и машинное обучение.
Венчурный суверенитет
В венчуре «великое возвращение государства» в повестку инновационного развития почти так же заметно, как в условных высоких технологиях, в первую очередь потому, что венчурный капитал исторически имеет (или имел) дело с высокими рисками, короткими сроками возврата инвестиций, высокой автономией стартапов как объектов инвестиций и, конечно же, глобальными рынками.
2022 и 2023 годы с суверенизацией развития и технологий фактически поставили крест на этой системе: мировая экосистема накачки стартапов деньгами, в рамках которой привилегированное положение естественным образом занимали глобальные финансовые центры (США и Великобритания, точнее, Нью-Йорк и Лондон), постепенно размонтируется.
Причин тому множество, но есть подозрение, что ни санкционные войны, ни инфляция, ни смутные макроэкономические перспективы развитых стран [с чисто политической точки зрения] не нанесли глобальному венчуру такого ущерба, как неравновесность результатов работы этого самого венчура — в плане непосредственной пользы для национальных государств.
В этом смысле вечная российская история о «разомкнутой инновационной системе», в рамках которой государство финансирует исследования и разработки, вместе с учеными/предпринимателями «утекающие» на более хлебные рынки, а потом возвращающиеся в страну в виде очень высокотехнологичного и очень дорогого импорта, — боль не только российская. Разница лишь в том, что утекание происходит не на стадии идеи/интеллектуальной собственности, а на стадии перехода стартапа к масштабированию: если ранние стадии финансирования (допосевные и посевные, где-то до $ 15 млн) могут потянуть многие страны, то что-то более серьезное позволяют себе только США, на которые приходится больше половины всего финансирования компаний, морально готовых перестать быть стартапами, — и абсолютное большинство венчурных фондов, способных на такие инвестиции.
Особенно сильно неравновесной венчурной ситуацией обеспокоены европейские научно-технологические и инновационные лидеры. В 2023 году это беспокойство вылилось в запуск инициативы под названием «Европейские технологические чемпионы» (European Tech Champions Initiative, ETCI) — создание специального фонда фондов на € 3,75 млрд для поддержки скейлапов. В фонд, созданный под эгидой Европейского инвестиционного фонда, внесли деньги Германия, Франция, Испания, Италия и Бельгия. ETCI планирует инвестировать в сторонние венчурные фонды, но, кажется, весь 2023 год у них ушел на роуд-шоу — и, с шансами, на это же уйдет часть года 2024‑го.
На фоне довольно вялой динамики ETCI становится понятным, почему та же Германия запускает собственные инициативы по поддержке масштабирующихся стартапов — кстати, несопоставимые с «общеевропейской» инициативой по уровню финансирования. Германия уже переориентировала на скейлапы фонд фондов Future Fund с его € 7 млрд и возможностью вкладывать до € 50 млн в одну компанию; кроме того, планируется создавать специализированные линейки финансирования в посевных фондах с государственным участием — и в новом «фонде полного цикла» (специализированной программе финансирования компаний от идеи до масштабирования).
Неравновесность глобального венчура хорошо заметна не только в случае со скейлапами — точно так же обстоит дело с венчурными инвестициями в областях, связанных с критическими технологиями (ИИ, кванты, биотех и пр.). Большинство мало-мальски перспективных компаний/стартапов, работающих в этих сферах, имеют дело с науко- и капиталоемкими глубокими технологиями. 80 % частного финансирования компаний из сферы deep tech приходится на США и Китай.
Как и в случае с масштабированием деятельности стартапов, по поводу deep tech’а, похоже, больше всех волнуются страны ЕС — опять же, на фоне не очень высокой эффективности общеевропейских инициатив.
Так, в начале 2023 года Германия создала новый венчурный фонд DeepTech & Climate Fonds, ориентированный на инвестиции в глубокие технологии, в первую очередь — необходимые для достижения технологического суверенитета (новые производственные, квантовые технологии, Интернет вещей, робототехника, ИИ и пр.). Франция, в свою очередь, включила глубокие технологии в свою новую стартап-стратегию, а также в инициативу FrenchTech 2030 (развитие инфраструктуры поддержки стартапов и скейлапов).
Наконец, отдельные инициативы, связанные с оживлением национального венчура, реализуют Республика Корея, Япония, Сингапур (у которого и так всё хорошо) и ряд других стран. Миру нездоровится, а жить-то надо.
Последствия глобальные и локальные
Судя по тому, что геоэкономическую фрагментацию с грустью признали даже рептилоиды (в лице МВФ), можно смело ожидать, что ни суверенизация развития, ни суверенизация технологий/стартапов никуда не денутся, как минимум, в ближайшие лет 10.
С точки зрения вечности, у трех суверенизаций будет несколько заметных последствий.
Во-первых, усложнятся экспорт и импорт форматов развития — во всех смыслах, начиная с покупки (или даже копирования) чужих высокотехнологичных продуктов (в том числе с точки зрения их адаптации к имеющейся национальной компонентной базе, производственным мощностям, стандартам и потребительским рынкам) и заканчивая трансфером форматов развития, которым так любят заниматься институты вроде Международного валютного фонда или Всемирного банка. Вплоть до того, что консалтинговые агентства [наконец-то] не смогут продавать одно и то же в США, Китае, России, Нигере и Индии.
С другой стороны, конечно же, сложатся новые экономические блоки и — за неимением лучшего термина — системы разделения труда, ориентированные на относительно проверенных партнеров и их производства/продукты/компоненты.
Во-вторых, всё это касается и технологического развития, и технологического суверенитета: как показывает опыт уже упомянутого «военного» акселератора НАТО, старым и новым блокам придется опираться на технологических партнеров — и делать это в чисто сетевой логике (ср.: акселерационные программы DIANA проходят в 10 локациях и опираются на 90+ тест-бедов и тестовых полигонов, расположенных в США и странах ЕС).
В-третьих, венчуру придется себя переизобрести — или с помощью государств, или без оной, как это, например, сейчас происходит с корпоративными венчурными фондами: идет повышение планки отбора стартапов (в 2023 году 45 корпоративных фондов заметно повысили требования к компаниям, в которые инвестируют), обсуждаются переход от финансовой логики к стратегической (как правило, фонды, ориентированные на реализацию корпоративной стратегии, гораздо устойчивее «профессиональных финансовых»), более глубокое погружение в управление стартапами и прочее в том же духе. Потому что эпоха свободных рынков, низких ставок рефинансирования и вообще быстрых денег закончилась; впереди, к сожалению, только рост науко- и капиталоемкости технологических продуктов, удлинение сроков возврата инвестиций и необходимость договариваться с соседями по венчурному рынку.
А если смотреть на происходящее из российской форточки, то важными представляются несколько моментов.
Первый момент — то, что ставка на технологический суверенитет [по меньшей мере в какой-то части] обеспечена финансированием и уже получила необходимую «программную» обвязку: утверждена концепция технологического развития; утвержден перечень проектов и направлений техсуверенитета; последовательно разрабатываются и утверждаются профильные национальные проекты/программы (БПЛА; «Экономика данных» вместе с обновленной национальной стратегией по ИИ; мегапроекты технологического суверенитета и пр.) — и заодно к эти же задачам адаптируются или переформатируются старые проекты и программы (как, скажем, госпрограмма «Научно-технологическое развитие», в рамках которой для решения задач экономики, если верить данным министерства науки и высшего образования, были переприоритезированы порядка 465 млрд руб.).
Второй момент — то, что российская суверенизация, за отдельными исключениями (вроде инженерного ПО, цифровых двойников и пр.), ориентирована на технологии предыдущего цикла. А вот откуда возьмется задел под технологии цикла нового — биотех, кванты, новые сенсорные технологии и пр. — вопрос открытый. Если верить анализу ASPI’s Critical Technology Tracker, то, например, в 2023 году Россия не вошла в топ‑5 «задельных лидеров» ни по одной из условных 30 глобальных критических технологий. Понятно, что можно придраться к методологии анализа и посетовать на ангажированность выводов (как же без этого), но звоночек все равно нехороший.
Проблемы с развитием технологий нового цикла/глубоких технологий, скорее всего, возникнут не только в части задела, но и в части финансирования; отдельно печалит то, что на российских просторах со сверхсложным deep tech’ом, не имеющим отношения ни к цифровым технологиям, ни к ИИ, профессионально работают, кажется, только два венчурных фонда: Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО и фонд «Восход» (не считая крупных технологических компаний/госкорпораций, конечно).