— Слова «учитель», «наставник», «педагог» для каждого имеют свой смысл, потому что они связаны с жизненным опытом конкретного человека. Мои учителя — это в первую очередь мама и бабушка. В Лицее при МИФИ № 1511, где я учился, тоже было несколько выдающихся учителей, с которыми я до сих пор поддерживаю отношения.
После окончания лицея я имел возможность поступить в любой университет страны без экзаменов как победитель олимпиад первого уровня по физике и математике. Я выбрал МИФИ, связав свою жизнь с лицеем. Практически сразу после поступления работал вожатым в летнем лагере для одаренных детей, потом стал вести несколько кружков. В университете я начал преподавать программирование и машинное обучение, в лицее ввел предмет «Проектная деятельность». Мне нравится работать с детьми, и я этим занимаюсь уже около 14 лет.
Учителя мечтают о том, чтобы дисциплина во время учебного процесса поддерживалась сама собой; но зачастую мы сами не в состоянии соблюдать правила, тогда какое право мы имеем требовать этого от учащихся?
Обязанность ученика — учиться, а учителя — учить, так что поддержание дисциплины входит в обязанности преподавателя. Конечно, это не должно превращаться в философию ученика «без пинка я ничего не делаю», и дисциплина не должна быть избыточной. Но где проходит граница? Полагаю, каждый преподаватель чувствует это интуитивно. Нет никаких особых секретов преподавания, замечу только: важно периодически напоминать детям, зачем мы тут собрались, какие ставим задачи, чему хотим научиться. Это занимает время, но без таких обсуждений процесс обучения станет механическим, и мы не получим желаемых результатов.
Одна из проблем современной образовательной системы в том, что школьники и студенты не несут ответственности за свои действия перед самими собой. В идеале каждый должен делать выбор осознанно — понимать, почему он решил изучать тот или иной предмет, работать над тем или иным проектом. Научиться такой рефлексии непросто.
Обычно понятия «дисциплина» и «свобода выбора» воспринимаются как противоречащие друг другу. Но это не так, если противопоставление не доводить до крайности — как, к сожалению, часто бывает у нас в школах.
Сегодня системе образования не хватает целостности. Некоторые предметы даются в избыточном объеме, при этом, например, детей совсем не учат работать руками. Базовые навыки каждого человека, живущего в обществе, — когнитивные: умение общаться, правильно интерпретировать свои чувства и так далее. Эти навыки прививаются ребенку в начале жизненного пути, их должна давать школа — но не дает. Знания по математике, русскому языку, физике есть, а таких важных навыков нет. С этим нужно что-то делать.
У каждого ребенка — свой талант; для того чтобы его развить, от учителей и родителей требуется немало сил и внимания. К сожалению, у взрослых часто не хватает сил и времени на детей.
Своим ученикам я рекомендую пользоваться нейросетями вроде ChatGPT для поиска идей при разработке проектов — почему нет? Чем нейросети хуже любого другого поисковика? Современные GPT системы способны решать простые задачи по информатике. Дети этим пользуются, списывают, конечно. Но ведь школьники и студенты списывали всегда — просто сейчас они пользуются более высокотехнологичными способами. Адресуем вопрос педагогу: зачем ребенок списывает? Потому что не знает материал? Или из озорства?
Нейросети стали новой реальностью, мир изменился. Я считаю, что развитие технологий ведет к деградации когнитивных навыков человечества. Чем больше ты пользуешься калькулятором, тем хуже считаешь в уме. Чем чаще «гуглишь», тем меньше знаний остается в памяти. Если искусственный интеллект решает задачки за тебя, нет необходимости учиться их решать самому. Это формат образования «для бедных»: онлайн-курсы, записанные заранее, GPT системы, решающие за тебя задания, и тому подобное.
Как от всего этого защитится? Уж точно не запретом на использование новых технологий. Нужно перестраивать систему образования. А роль учителя в эпоху нейросетей не изменится или даже возрастет.