БИЗНЕС / НОЯБРЬ #8_2023

Институты [без] развития

Текст: Наталия АНДРЕЕВА / Иллюстрация: Кирилл ФИЛОНОВ

Инфляция, развал цепочек поставок, рост ставок рефинансирования и геополитические развлечения привели к тому, что традиционные институты развития — ​международные/национальные институции development finance (DFI) и венчурные фонды — ​в последние годы пересматривают свои стратегии и заодно бизнес-­модели. В этих условиях государства вынуждены занимать проактивную позицию и пробовать новые форматы поддержки технологического, инфраструктурного и любого другого развития.

В последние три года академические институты, think tank’и, НКО и вообще все кому не лень то и дело поднимают тему кризиса нынешней модели капитализма. Посредственные результаты борьбы с пандемией, вылившиеся в инфляцию, обесценивание активов и рост глобальной бедности; неспособность стран — ​предполагаемых мировых лидеров удерживать геополитическую напряженность на приемлемом уровне; глобальный кризис доверия и пр. этому очень способствуют.

Возможно, мы имеем дело просто с очередной волной критики, неизбежной в кризисные времена? Увы, есть одно обстоятельство, мало заметное широкой публике. Почти все институты развития (в самом широком понимании этого термина) — ​национальные банки развития, венчур и пр. — ​испытывают заметные трудности со своими финансовыми и бизнес-­моделями.

И это, возможно, было бы не так плохо, если бы не совпало с множественными кризисами, когда развитие — ​с его новыми технологиями, бизнесами, экономикой и пр. — ​очень, очень нужно, но вот как его обеспечить — ​совершенно не понятно.
«Финансы для развития»: всё плохо
Самые заметные проблемы, пожалуй, испытывают организации класса «финансовые инструменты для развития» (development finance institutions, DFI).

Практически все они создавались во времена особо заметных «провалов рынка»: пики создания новых национальных/международных банков развития и аналогичных институций последовательно приходились на середину 1970‑х (нефтяной кризис 1973 года), начало 1990‑х (распад СССР и создание банков развития в Восточной Европе), конец 1990‑х (кризис 1998‑го), конец нулевых — ​начало 2010‑х (кризис 2007—2008 годов).

В последние годы банков развития появляется не так много, но это компенсируется их размерами и амбициозностью. Китай, стремящийся потеснить западных коллег и партнеров в качестве источника капитала для развивающихся стран, создал международный Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB) и New Development Bank. Амбиции КНР не остались незамеченными: в 2018 году США консолидировали свои международные банки развития — ​в ответ на китайскую инициативу «Один пояс, один путь» — ​и создали U. S. International Development Finance Corporation с портфолио стоимостью $ 33 млрд.

Менее связанные с геополитикой банки развития были созданы в Мексике (Banco del Bienestar), Великобритании (UK Infrastructure Bank, Scottish National Investment Bank) и Индии (National Bank for Financing Infrastructure).

Очередной перелом в деятельности DFI наметился в 2020—2021 годах: по итогам ковидного кризиса 75 % стран с низким и средним доходом (по определению ОЭСР) столкнулись с рецессией; инвестиции в инфраструктуру в этих странах (одно из основных направлений деятельности DFI) упали в два раза, с $ 97 млрд в 2019 году до $ 46 млрд в 2020‑м, инвестиции в поддержку экспорта — ​на 40 %.

В 2022 году к последствиям ковидного кризиса добавились высокая инфляция, перебои в глобальных поставках сельхозпродукции и энергоносителей, а также прочие последствия геополитических потрясений; в 2023‑м ситуация не улучшилась: ставки рефинансирования продолжили расти, государственные долги — ​увеличиваться, цепочки поставок — ​деградировать.

Уровень оптимизма по поводу глобальных экономических перспектив невысок: ожидается, что в 2024 году темпы роста ВВП в развитых странах не превысят 1,5 % в год, сохраняясь на уровне, близком к стагфляции; гипотетически может сохраниться рост Китая, но, с учетом растущей геополитической раздробленности, не всем удастся использовать КНР как локомотив для роста.
Ожидаемые темпы роста ВВП в 2024 году, %
На этом фоне DFI вынуждены иметь дело с последствиями так называемого мультикризиса: закрывать рыночные «провалы» в условиях запредельной нестабильности и рисковать собственной финансовой устойчивостью, поскольку бизнес-­модель «финансирования развития» появилась и устоялась в гораздо более спокойные времена, несмотря на цепочку кризисов (1973, 1991, 1998 и пр.). А частный капитал закрывать эти самые «провалы» как не спешил, так и не спешит.

Хуже всего приходится так называемым многосторонним банкам — ​международным финансовым организациям, специализирующимся на [как бы] доступном финансировании инвестиционных проектов разного типа (Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и пр.). Дошло до того, что в 2023 году раздались призывы к реформированию многосторонних банков как института: в апреле была принята так называемая Бриджтаунская резолюция 2.0, призывающая к пересмотру деятельности таких банков на глобальном Юге, в июле — ​утверждена дорожная карта G20 внедрения новых лучших практик и рекомендаций, призванных помочь деятельности многосторонних банков. Попытался пересмотреть свою модель и стратегию (без особого, впрочем, успеха) даже такой мастодонт международного финансирования, как Всемирный банк.
Пересмотр стратегии Всемирного банка
(World Bank), 2023
Концептуальные проблемы у ВБ начались еще в 2019 году — ​в том числе на фоне очередной волны критики по поводу так называемого каскадного подхода, который должен был помочь вовлечению правительств-­займополучателей в процесс снижения рисков для частных инвесторов и, соответственно, повысить интерес частного капитала к участию в проектах банка.

Во время пандемии 2020−2021 годов всем было не до устойчивого развития, поэтому вопрос наращивания частного софинансирования повис в воздухе; в 2022 году обсуждения бизнес-­модели и мандата ВБ закончились решением о необходимости реформы ВБ.

В мае 2023 года произошла смена президента Всемирного банка: на место Дэвида Малпасса, не сумевшего привлечь частный капитал и, кроме того, неосмотрительно позволившего себе критику климатической повестки и борьбы с глобальным потеплением, был назначен Аджай Банга.

Через месяц в ВБ была создана специализированная «лаборатория по частным инвестициям» (Private Sector Finance Lab) — ​специальное подразделение, призванное разработать инструменты снижения рисков и повышения привлекательности проектов для инвесторов; оно поставило себе цель привлекать $ 5 частных денег на каждый потраченный доллар.

Уже к осени 2023 года была доработана дорожная карта, призванная сделать ВБ больше, лучше и эффективнее. Разработчики предложили:

  • расширить мандат ВБ: включить в него не только «борьбу с бедностью», как это было в предыдущие 70+ лет деятельности банка, но и работу с глобальными вызовами (изменение климата, пандемии, инклюзивность и пр.);
  • разнообразить инструменты, чтобы они соответствовали новым целям;
  • увеличить финансирование со стороны стран-­акционеров, чтобы на все вышеперечисленное хватило денег.

Дорожная карта была представлена странам — ​акционерам МВФ и ВБ на ежегодном заседании G24 в октябре 2023 года; по его итогам внутренний Комитет по развитию (Development Committee) при Совете управляющих ВБ ограничился резолюцией в духе «это все очень хорошо, но никаких дополнительных денег не будет, пока мы не получим [от исполнительных директоров ВБ] более подробную презентацию новой стратегии».

Причин этому много, включая систематическую критику ВБ и его финансовых инструментов со стороны тех, кому эти инструменты должны помогать.

Но ключевые основания для управленческих сомнений — ​это, конечно, слабая проработка финансовой стороны вопроса (помимо разнообразных чисто технических схем, которые позволят ВБ выжать из имеющихся фондов дополнительные $ 50 млрд до 2033 года) и по-прежнему низкая заинтересованность частных инвесторов в сотрудничестве с ВБ при инвестициях в наименее развитые страны, особенно по направлениям вроде «зеленого перехода», ­который ничем не помогает этим странам, зато хорошо смотрится в ­презентациях.
  • 62 страны

    тратили на обслуживание внешнего долга больше денег, чем на здравоохранение в 2019—2021 годах
  • 34 страны

    было в 2012–2014 годах
Если вкратце, то все официальные рекомендации и публично предъявленные ожидания от международных DFI сейчас сводятся к двум с половиной пунктам:

  • DFI должны повысить прозрачность, понятность и подотчетность акционерам, начиная с принятия нормативов достаточности капитала и заканчивая ежегодной публикацией глобального бенчмаркинга — ​сравнения показателей банка с аналогичными институтами; отдельные рекомендации доходят до таких крамольных пожеланий, как замеры реального влияния предоставленного финансирования на экономическое и социальное развитие. Давление по поводу прозрачности понятно: по итогам обследования 30 ведущих мировых DFI выяснилось, что ни один из них не дотягивает до приличного уровня прозрачности (по 40+ индикаторам, от регулярности публикации отчетности до ESG).
  • DFI должны привлечь частный капитал, потому что государства уже не в состоянии увеличивать их финансирование (особенно в нынешнем геополитическом и геоэкономическом контексте, когда свой электорат заметно ближе к телу, чем голодающие в Африке дети); между тем тот же «глобальный Юг» хотел бы получить послабления в части госдолга примерно на $ 100 млрд в год и ежегодно привлекать $ 1,5 трлн частных инвестиций в уже упомянутый «зеленый переход» — ​ну, или в то, что будет продаваться инвесторам под этой вывеской. Как и прочие «цели в области устойчивого развития».
  • (Каким именно образом привлекать частный капитал, науке неизвестно, особенно с учетом того, что государства-­акционеры прямым текстом рекомендуют банкам развития активнее перекладывать финансовые риски на плечи частных соинвесторов. Как будто у них и без этого мало проблем в нашем веселом 2023‑м. А о противоречиях между общественным благом и интересами крупного капитала как об основе проблем с привлечением частных денег в «развитие», кажется, вообще никто не думает.)
  • DFI должны худо-бедно ориентироваться на глобальные вызовы и задачи стран-­акционеров (как это сделала, например, европейская ассоциация DFI, за три года до новой дорожной карты ВБ сориентировавшая свои финансовые инструменты, в числе прочего, на борьбу с глобальным потеплением).
При этом давление на международные и национальные DFI постоянно растет — ​и в части подотчетности, и в части результативности, и в части привлечения инвесторов, — ​и, с точки зрения вечности, реальных вариантов действий у них не так много:

  • Размыть мандат (только, конечно, не так, как это сделал Всемирный банк с его новой миссией «бедность + глобальные вызовы»): выбить из акционеров право перенаправлять финансирование туда, куда нужно, пусть и в логике тушения пожаров. Собственно, ровно треть всех DFI мира уже работает по этой схеме.
  • Эволюционировать в сторону венчура, то есть всерьез заняться бизнес-­моделью «высокий риск — ​высокая прибыль», потому что в условиях растущей неопределенности ни на какую другую модель всерьез рассчитывать невозможно. В эту сторону, например, уже почти 10 лет движется Китайский банк развития, с 2015 года финансирующий крупные технологические проекты (в том числе в рамках большой национальной стратегии Made in China 2025); а в 2022 году несколько новых фондов, ориентированных на стартапы, скейлапы и глубокие технологии, создал KfW — ​банк развития Германии, который уже много лет является эталоном для национальных банков развития всего мира.

Возможно, движение таких крупных инвесторов, как DFI, в сторону венчура — ​не самая плохая идея. Потому что глобальному венчуру уже три года как сильно нездоровится.
Венчур: всё ОЧЕНЬ плохо
Судя по всему, 2023 год для венчура станет даже более провальным, чем 2022‑й, хотя в 2022‑м такое было сложно себе представить.

В III квартале 2023 года, по сравнению со II кварталом, сократились инвестиции ранних стадий. Инвестиции поздних стадий, наоборот, немного подросли, но только за счет вложений в ИИ-компании; если не учитывать инвестиции в хайп, то в этой части тоже все не очень хорошо. ИИ вообще изрядно помог общей венчурной картине: в III квартале 2023‑го на него пришлось порядка $ 10+ млрд (15 % всех венчурных инвестиций; 13 % из них — ​вложения Amazon в Anthropic, конкурента OpenAI), хотя с точки зрения рынка это, конечно, игра с нулевой суммой — ​перекладывание денег из одних направлений в другие.
Объем венчурных инвестиций по миру, $ млрд
Если проследить за динамикой от года к году, то всё окажется еще хуже: судя по текущей ситуации, общий объем венчурных инвестиций в 2023 году не превысит $ 300 млрд — ​худший показатель за последние семь лет, а с учетом инфляции — ​так и вообще лет за 10, если не больше.

(Интересно, что заметно нездоровится так называемым важным стартапам [impact startups], формально соответствующим пресловутым целям ООН в области устойчивого развития. Инвестиции в них сократились в полтора раза, с $ 74,8 млрд в 2022 году до $ 48,1 млрд в 2023‑м; что лишний раз подтверждает: общественное благо и частные интересы — ​вещи слабо совместимые.)

Еще одна плохая новость: в 2023 году заметно замедлились темпы развития корпоративного венчура, который в 2022‑м на фоне общих венчурных неурядиц выглядел последним бастионом здравого смысла и нормальных денег (количество сделок с участием корпоративного капитала в 2022 году сократилось всего на 1,7 %, в отличие от падения на 25 % в среднем по венчурному рынку).

В 2023 году больше половины корпоративных фондов уменьшили объемы инвестиций; количество активных фондов сократилось более чем в два раза — ​примерно до уровня 2017 года; 72 % корпоративных фондов ужесточили требования к компаниям, претендующим на инвестиции. Кроме того, не очень хорошо обстоят дела и у портфельных компаний, уже имеющихся у корпоратов: 27 % корпоративных фондов планируют деинвестировать часть компаний, а у 53 % не было ни одного экзита за последние 12 месяцев. Наконец, каждый третий фонд уже не имеет финансовой возможности инвестировать в следующие раунды своих портфельных компаний.
Темпы инвестиций корпоративных венчурных фондов в 2023 году, % ответивших
Количество активных корпоративных венчурных фондов
Спасти утопающих
Ситуация с development finance и венчуром настолько нехороша, что в последние два года государства вынуждены искать новые форматы поддержки развития.

Самые заметные (и относительно простые) инициативы, конечно, связаны с созданием новых венчурных фондов при поддержке государства.

Новое поколение инвестиционных фондов, ориентированных на скейлапы и инвестиции поздних стадий, планирует создать ЕС (под эгидой Европейского инвестиционного фонда); Франция и Германия уже запустили новые линейки стартап-­финансирования с государственным участием (спецпрограмма в рамках стратегии France 2030 и фонд DeepTech & Climate соответственно); Япония вводит стартап-визы и планирует поддерживать технологические компании в рамках новой стартап-­стратегии; новый венчурный фонд (опять же, с государственным участием) создала Республика Корея.

Интерес государств к венчуру и стартапам связан, в первую очередь, с тем, что частный капитал не готов вкладываться ни в скейлапы (масштабирование компаний, требующее значительных средств), ни в так называемые глубокие технологии. Ожидается, что именно они будут определять научно-­технологический ландшафт в ближайшие 10−15 лет; при этом окупаются они гораздо дольше, чем маркетплейсы и искусственные интеллекты. Собственно, проблемы с deep tech’ом и скейлапами нет только у Китая и США; все остальные вынуждены закрывать рыночные провалы как могут.

Однако в части государственных программ и проектов происходят и менее очевидные — ​и при этом более сложные — ​изменения, нежели линейное создание новых фондов: наши зарубежные коллеги и конкуренты активно тестируют новые форматы управления развитием, причем отчасти в той же логике, в которой движутся DFI.

Во-первых, США и Китай заметно повышают гибкость государственных программ и проектов развития, как технологического, так и промышленного.

Например, управление программой финансирования региональных промышленно-­технологических кластеров (Build Back Better Regional Challenge, BBBRC) в США выстроено буквально в логике университетских «кредитов» — ​кластеры, создаваемые в формате проектных коалиций или консорциумов, могут выбрать и заявить любые показатели из предложенных типов: повышение национальной конкурентоспособности, трансформация региональной экономики, технологическое развитие, поддержка и развитие локальных сообществ и пр. От каждого по способностям, каждому по потребностям.

В Китае вообще налицо разрушение скреп и попрание устоев: на сессии 14‑го созыва Собрания народных представителей в марте этого года была объявлена реформа управления научно-­технологическим развитием, один из основных компонентов которой — ​радикальное повышение автономии исследовательских и разработческих команд, то есть фактически лишение министерства по науке и технологиям полномочий оперативного контроля отдельных научных проектов. Кроме того, китайские товарищи передали финансирование прикладной науки в прикладные же министерства — ​они будут перенаправлять соответствующие бюджеты туда, куда указывает текущий момент.

Проще говоря, как Китай, так и США пытаются реализовать в государственной политике то, что у DFI называется гибким мандатом — ​flexible gap financing.
Во-вторых, западные страны активно тестируют новые и небанальные форматы развития, в том числе в логике high risk, high reward, применяемой в традиционно «не венчурных» индустриях и направлениях.

Самый известный пример такого подхода — ​Китай с его экспериментами в области поддержки развития и обкатки государственных политик «на кошках», начавшихся еще в 1980‑х. В промышленных масштабах экспериментировать с форматами развития Китай начал в кризисные 2007−2008 годы: примерно с этого времени он запускает 35−40 экспериментов в год — ​и это только на общестрановом уровне; чуть меньше половины экспериментов признаются успешными и масштабируются на уровне страны.
Динамика экспериментов Китая в области форматов поддержки развития
Конечно, у этого подхода есть свои ограничения, например, три четверти экспериментов проводится в городах и местностях, и без дополнительных инициатив демонстрирующих неплохие темпы развития и более богатых, чем среднестатистические районы. Но это не делает подход менее адекватным.

Из западных стран самые заметные изменения в этой части происходят в США — ​в управлении наукой. В 2022 году Национальный научный фонд США (NSF) развернул программы финансирования новых типов исследований и разработок, «ориентированных на конечных пользователей», и конвергентных исследований (технологических продуктов, для создания которых необходимы специалисты и знания из разных научных областей).

А в 2023‑м NSF пошел еще дальше и запустил эксперимент по развитию «венчурной науки» — ​специального формата финансирования научных проектов, которые, как и любые венчурные проекты, высоко рискованны, но при этом, если выстрелят, могут дать заметный результат. Более того, фонд планирует эксперимент, который позволит ученым менять тему гранта/исследования до его завершения в случае, если промежуточные результаты покажут, что выбранное направление недостаточно перспективно.

При этом «обычные» грантовые программы, ориентированные на рискованные исследования и не предполагающие специальных механизмов финансирования, уже реализуются в США (US NIH HRHR Programme), Франции (ANR OH Risque Programme), Швейцарии (SNRF Sinergia), Германии (DFG Reinhart Koselleck Projects) и ряде других стран.

В-третьих, государства начинают оценивать реальную результативность инвестиций, особенно в научно-­технологической сфере (да, опять).

Механизмы для этого используются разные; самые распространенные варианты последних лет включают:

  • специальные структурные подразделения, ответственные за мониторинг новых технологий и выработку рекомендаций в части государственной политики по отношению к ним. Типичный пример — ​комитет NExTRAC, созданный при Национальном институте здравоохранения США в конце 2020 года с одной-­единственной целью — искать новые биотехнологии (по методу Horizon Scanning) и оценивать целесообразность государственных R&D-инвестиций в их развитие с точек зрения их потенциального социально-­экономического импакта, влияния на медицинскую отрасль и пр.;
  • разовые проекты (ad hoc), позволяющие оценивать появляющиеся технологии в режиме реального времени и оперативно перестраивать государственную политику в соответствии с произошедшими изменениями. Самая заметная инициатива такого рода — ​программа Национального научного фонда США «Оценка и прогнозирование результатов [развития] технологий» (Assessing and Predicting Technology Outcomes), запущенная в 2023 году и ориентированная на мониторинг и оценку критических технологий в соответствии с CHIPS and Science Act. NSF финансирует проекты, связанные с оценкой инвестиций в науку и технологии, с точки зрения наибольшего влияния на развитие приоритетных для страны технологических направлений и вклада в долгосрочные интересы США, начиная с экономического развития и заканчивая национальной безопасностью;
  • инициативы/проекты в области партисипаторной оценки технологий с включением в обсуждения всех сторон, потенциально заинтересованных (или, наоборот, не заинтересованных) в их развитии. Сам по себе этот подход не нов — ​первые системные проекты такого рода начались еще в конце 1980‑х (так называемые консенсус-­конференции Государственного совета по технологиям Дании) и начале 1990‑х (Великобритания, Нидерланды). Но к началу 2020‑х партисипаторная оценка технологий в ряде западных стран стала ­чем-то вроде обязательной программы, особенно на региональном/локальном уровне, — ​и, помимо прочего, часто используется как инструмент замера и изменения общественного мнения по неоднозначным научным и технологическим вопросам.

(Партисипаторная оценка и выработка решений, конечно же, не ограничены технологиями: например, в Великобритании, США и Австралии периодически используется формат так называемых мини-обществ [mini-publics], в рамках которого в выработку [политических] решений вовлекаются рядовые граждане и проходят весь путь от сбора идей до принятия программ/стратегий вместе с командой разработчиков.)

И, наконец, в‑четвертых, государства пытаются переизобрести политику регионального развития, особенно на фоне размонтирования глобального мира и в контексте экономической и научно-­технологической «опоры на собственные силы». США запустили несколько программ поиска и поддержки потенциальных новых региональных технологических центров и их экосистем (Regional Innovation Engines); Великобритания поддерживает региональные и локальные технологические центры в рамках программы UK Launchpads (инвестиции в экосистемы и кластерные структуры); Китай (уже традиционно) вкладывается в региональные и городские венчурные фонды.
Внезапно в тренде
Несмотря на суверенизацию и прочие попытки поиска уникального, не имеющего аналогов в мире пути развития, в том, что касается проблем с институтами развития (и с развитием как таковым), Россия не уникальна и местами даже отличается от зарубежных коллег в лучшую сторону.

ВЭБ.РФ, под крылом которого были собраны все институты развития, официально переориентировал свою деятельность на достижение «национальных целей развития» и, как и DFI во всем мире, работает над привлечением частного капитала к проектам развития (в том числе в рамках инвестиционной программы создания фондов акционерного капитала, согласованной Наблюдательным советом в мае 2023 года); в Группе постепенно трансформируются подходы к оценке результативности инвестиций, в том числе, например, с использованием «Индекса качества жизни», ориентированного на интересы горожан, для оценки инвестиционных проектов в российских городах.

(Структурная перестройка российской экономики вообще подтолкнула федеральные министерства и ведомства к пересмотру многих инструментов, связанных с развитием: например, Минэкономразвития меняет подход к мониторингу малого и среднего предпринимательства, позволяя государству оценить, какими мерами поддержки предприниматели пользуются охотнее и чаще всего и насколько эти меры эффективны.)

К сожалению, есть и поводы для пессимизма (хотя их меньше, чем могло бы быть). Пожалуй, главный из них — ​то, что, в отличие от ситуации у наших зарубежных партнеров и конкурентов, с новыми государственными венчурными фондами в России пока все плохо.

Теоретически, конечно, ситуацию должно улучшить «право на риск», уже полученное Группой ВЭБ: возможность оценивать результативность инвестиций в инновационные технологии/компании по всему портфелю активов, а не по отдельным проектам может сильно помочь с финансированием технологических компаний. Но в рамках текущей стратегии Группы ВЭБ, принятой в 2021 году, увеличение финансирования инноваций не планируется; а без этого ­сколько-­нибудь внятные венчурные планы строить сложно: российский венчурный рынок по-прежнему выглядит мертвым (за девять месяцев 2023 года объем инвестиций упал на 97 %, количество сделок — ​на 37 % год к году).
Объемы финансирования от Группы ВЭБ, трлн руб., по направлениям
А если рассуждать с точки зрения вечности, то более-­менее понятны только три вещи.

Первая: российские институты развития (в любой их конфигурации) продолжат работать с «провалами» рынка. При этом в ближайшие годы в России, как и во многих других странах мира, появятся новые зоны и типы проблем. Придется решать, где проблем больше всего, и срочно выделять деньги «на ремонт провала, чтобы не слишком проваливался». Все как у классиков. Так что повышение гибкости и расширение мандата институтов развития — ​наше неизбежное будущее.

Вторая: рано или поздно придется обсуждать, страшно сказать, философские вопросы. Вроде того, как институтам развития оценивать сложные инвестиции с нелинейными эффектами — ​скажем, не в строительство трамвайной линии, а в создание нового поколения препаратов для химиотерапии. Или каким образом институты развития должны вкладываться в проекты класса «общественное благо» и при этом оставаться на плаву, т. е. не развалить сложившуюся бизнес-­модель development finance.

Третья: предметно обсуждать цели, задачи и проблемы российских институтов развития (и, если повезет, новые/гибкие форматы поддержки развития) мы будем уже в следующем, 2024 году. После того как в стране появятся новые «майские указы» о национальных целях развития и, предположительно, мерах по его поддержке.

А до тех пор остается держаться и сохранять хорошее настроение.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ