Спасти утопающих
Ситуация с development finance и венчуром настолько нехороша, что в последние два года государства вынуждены искать новые форматы поддержки развития.
Самые заметные (и относительно простые) инициативы, конечно, связаны с созданием новых венчурных фондов при поддержке государства.
Новое поколение инвестиционных фондов, ориентированных на скейлапы и инвестиции поздних стадий, планирует создать ЕС (под эгидой Европейского инвестиционного фонда); Франция и Германия уже запустили новые линейки стартап-финансирования с государственным участием (спецпрограмма в рамках стратегии France 2030 и фонд DeepTech & Climate соответственно); Япония вводит стартап-визы и планирует поддерживать технологические компании в рамках новой стартап-стратегии; новый венчурный фонд (опять же, с государственным участием) создала Республика Корея.
Интерес государств к венчуру и стартапам связан, в первую очередь, с тем, что частный капитал не готов вкладываться ни в скейлапы (масштабирование компаний, требующее значительных средств), ни в так называемые глубокие технологии. Ожидается, что именно они будут определять научно-технологический ландшафт в ближайшие 10−15 лет; при этом окупаются они гораздо дольше, чем маркетплейсы и искусственные интеллекты. Собственно, проблемы с deep tech’ом и скейлапами нет только у Китая и США; все остальные вынуждены закрывать рыночные провалы как могут.
Однако в части государственных программ и проектов происходят и менее очевидные — и при этом более сложные — изменения, нежели линейное создание новых фондов: наши зарубежные коллеги и конкуренты активно тестируют новые форматы управления развитием, причем отчасти в той же логике, в которой движутся DFI.
Во-первых, США и Китай заметно повышают гибкость государственных программ и проектов развития, как технологического, так и промышленного.
Например, управление программой финансирования региональных промышленно-технологических кластеров (Build Back Better Regional Challenge, BBBRC) в США выстроено буквально в логике университетских «кредитов» — кластеры, создаваемые в формате проектных коалиций или консорциумов, могут выбрать и заявить любые показатели из предложенных типов: повышение национальной конкурентоспособности, трансформация региональной экономики, технологическое развитие, поддержка и развитие локальных сообществ и пр. От каждого по способностям, каждому по потребностям.
В Китае вообще налицо разрушение скреп и попрание устоев: на сессии 14‑го созыва Собрания народных представителей в марте этого года была объявлена реформа управления научно-технологическим развитием, один из основных компонентов которой — радикальное повышение автономии исследовательских и разработческих команд, то есть фактически лишение министерства по науке и технологиям полномочий оперативного контроля отдельных научных проектов. Кроме того, китайские товарищи передали финансирование прикладной науки в прикладные же министерства — они будут перенаправлять соответствующие бюджеты туда, куда указывает текущий момент.
Проще говоря, как Китай, так и США пытаются реализовать в государственной политике то, что у DFI называется гибким мандатом — flexible gap financing.
Во-вторых, западные страны активно тестируют новые и небанальные форматы развития, в том числе в логике high risk, high reward, применяемой в традиционно «не венчурных» индустриях и направлениях.
Самый известный пример такого подхода — Китай с его экспериментами в области поддержки развития и обкатки государственных политик «на кошках», начавшихся еще в 1980‑х. В промышленных масштабах экспериментировать с форматами развития Китай начал в кризисные 2007−2008 годы: примерно с этого времени он запускает 35−40 экспериментов в год — и это только на общестрановом уровне; чуть меньше половины экспериментов признаются успешными и масштабируются на уровне страны.