Зарядная инфраструктура
Также эксперты отмечают необходимость развития инфраструктуры для электромобилей. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что сегодня низкий уровень развития зарядной инфраструктуры значительно ограничивает интерес потребителей к сегменту электромобилей. «У потребителей есть опасения, что негде будет зарядить автомобиль, или же они плохо осведомлены о наличии электрозарядных станций», — поясняет эксперт. Он добавляет: речь идет не только о городской инфраструктуре, но и о магистральных маршрутах.
Зарядная инфраструктура должна развиваться опережающими темпами, говорит руководитель отдела развития электрозарядной инфраструктуры Сибирской генерирующей компании Андрей Витковский. «Сначала появляется зарядная станция, потом возникает потребитель. Человек не купит электромобиль, не решив вопроса о том, где его заправлять», — подчеркивает он. По его оценке, большинство сегодняшних владельцев электромобилей — "это люди, которые купили электрокар, потому что живут на первом этаже, либо в частном доме, либо у них на работе есть розетка — они знают, как получат электричество". Соответственно, нужно создавать инфраструктуру, тогда будут машины, заключает эксперт.
Международное энергетическое агентство в отчетах о рынке электромобилей и ЭЗС подтверждало: развертывание сети станций зарядки может и должно предшествовать росту продаж таких машин. В России в начале 2023 года было 7,5 тыс. зарядных станций. Таким образом, на одну ЭЗС приходилось менее трех электромобилей, что соответствует общемировой практике, например, ситуации в Норвегии в начале 2010‑х годов. В Китае, лидирующем в сегменте зарядной инфраструктуры, соотношение стабильно держится на уровне менее 10 электромобилей на станцию. В региональном разрезе, согласно данным «Автостата», цифры различаются: в Москве на одну станцию приходится девять электромобилей, а в Татарстане — лишь один. Такая разница связана с более объемным парком электромобилей в Москве (3,6 тыс. против 322 штук в Татарстане) при сопоставимом числе зарядных станций (403 и 237 соответственно). Кроме того, российская статистика учитывает и «домашние» станции, поэтому продолжение развития инфраструктуры логично.
Субсидирование создания публичных зарядных станций (ЭЗС), как и поддержка спроса на электромобили, фактически стартовало только в 2022 году. В рамках «пилотного проекта» создания «быстрых» зарядных станций в 12 регионах России было запущено 439 ЭЗС, сообщал глава правительства РФ Михаил Мишустин. Большая часть — в Крыму, Московской, Ленинградской и Нижегородской областях. Также вошедший в программу субсидирования развития ЭЗС на первом этапе юг России — Краснодарский край, Ростовская область — это регионы, где целесообразно между небольшими муниципальными образованиями устанавливать зарядные станции, уверен А. Витковский. «Там высокий автомобильный трафик, который необходимо доукомплектовать зарядной инфраструктурой», — поясняет он.
Максимальная субсидия на создание ЭЗС сейчас составляет 60 % от стоимости станции, но не более 1,86 млн руб. Субсидия на технологическое присоединение (ТП) зарядных станций к электросетям — 30 %, но не более 900 тыс. руб. В 2023 году количество ЭЗС, установленных по программе, планируется увеличить вдвое, до 872 штук, а число регионов-участников выросло уже до 34 субъектов РФ.
К 2030 году число публичных ЭЗС («быстрых» и медленных) в России, согласно концепции развития электротранспорта, должно составить 78,7 тыс. Запланированные на ближайшие два года темпы развития инфраструктуры опережают прирост ЭЗС в США на старте развития рынка. Так, число ЭЗС в РФ в 2022 году сопоставимо с числом станций в США в 2011 году, а план на 2024 год (15,2 ЭЗС) соответствует объемам 2015 года в США.
А. Витковский отмечает, что российские производители ЭЗС сейчас могут воспользоваться моментом: «Раньше на рынке зарядной инфраструктуры присутствовали европейские бренды, которые могли по цене конкурировать с отечественными зарядными станциями, сейчас большинство этих компаний ушли с рынка».