Судоносный вопрос
Обновление арктического флота — одна из центральных задач, стоящих перед Росатомом как оператором СМП и перед грузоперевозчиками. По данным, озвученным на ВЭФ 2023 заместителем министра промышленности и торговли РФ Виктором Евтуховым, сейчас в стадии постройки находится 50 судов, включая ледоколы, аварийно-спасательные суда и контейнеровозы арктического класса. В планах — строительство еще 78 судов до 2035 года.
Для достижения этих амбициозных целей в Большом Камне Приморского края построен крупный судостроительный и судоремонтный комплекс (ССК) «Звезда» (закладка состоялась в 2009 году, запуск первой очереди — в 2016‑м, строительство крупнейшего в России сухого дока завершилось в 2021‑м), на котором строится бо́льшая часть новых арктических судов.
«Сейчас многое зависит от того, сможем ли мы спасти верфи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), многие из которых находятся в сложном финансовом состоянии. Именно поэтому было принято решение о передаче акций ОСК в доверительное управление банку ВТБ. Сейчас проводится аудит верфей, и будет приниматься решение о том, какие из них нуждаются в первоочередной поддержке», — рассказал В. Евтухов.
ОСК — крупнейшая судостроительная компания России, в нее входят около 40 конструкторских бюро, верфей, предприятий, расположенных во всех крупных портово-транспортных узлах страны.
Объем перевозки грузов по Северному морскому пути в 2022 году составил 34 млн тонн. По планам, обозначенным президентом, в 2024 году перевозки по СМП должны достичь 80 млн тонн. Сейчас львиная доля перевозимых грузов — нефть и газ с арктических месторождений, отмечает специальный представитель Росатома по вопросам развития Арктики Владимир Панов. «В эту навигацию мы везем российскую продукцию из портов Северо-Запада по СМП — это в основном нефть и газ. Однако в ближайшем будущем по этому пути пойдут и другие грузы. Идет активная работа по формированию международной контейнерной линии на СМП», — отметил В. Панов.
Уже разработана технико-имитационная модель маршрута «Евроазиатского контейнерного транзита» (ЕАКТ), определен оптимальный тип судна (арктический контейнеровоз), проведены испытания его корпуса в ледовой обстановке и на чистой воде, создан эскизный проект. На пилотном этапе планируется построить до девяти контейнеровозов высокого ледового класса.
Кроме того, совместно с Минприроды Росатом составил карту метеонаблюдений за погодными условиями на СМП за 11 лет. Она показывает, что в контейнерах на судах арктического класса по морям Арктики невозможно без потерь перевозить только минеральные удобрения, продовольственные товары, лекарства, косметику, масла и продукцию из полиэтилена (товары двух последних категорий можно перевозить с весны до осени, но не зимой). Товары еще 16 категорий могут доставляться по СМП беспрепятственно в любое время года.
«Очень важно перейти от инфраструктуры к управлению стоимостью логистики в арктических акваториях. Это важнейший элемент — по дорогой дороге никто не поедет. А вот если она будет экономически эффективной, по ней будут ездить всё больше и больше. И каждому инвестору важно понимать долгосрочные правила управления логистикой. Я очень надеюсь на продуктивный диалог с Советом участников судоходства по СМП, который позволит нам совместно подготовить и предложить правительству свод этих общих правил», — добавил В. Панов.
«В 1970—1980‑х годах вопрос о круглогодичной навигации в западной части СМП вызывал скепсис. Сейчас так же остро стоит вопрос о круглогодичной навигации в восточной части Севморпути, и тоже скептицизма по этому поводу немало. Однако с технической точки зрения этот вопрос, можно сказать, решен. Новое поколение ледоколов, судов арктического класса успешно с этой задачей справляется», — утверждает председатель Совета участников судоходства по Северному морскому пути Сергей Франк. Он напомнил, что на верфи «Звезда» строятся суда нового поколения, еще более мощные и эффективные.