Земля Франца-­Иосифа: terra incognita

ОБЗОР / ОКТЯБРЬ #7_2023
Текст: Максим ГРЕВЦЕВ / Фото: Национальный парк «Русская Арктика», Музей Арктики и Антарктики, Русское географическое общество, РИА Новости

Остров Солсбери, скала Рубини, мыс Франкфурт, залив Де-­Лонга, Австрийский пролив — ​если посмотреть на карту, может сложиться впечатление, что перед нами перекресток торговых путей. Однако речь идет о северном архипелаге, открытом всего 150 лет назад, — ​и добраться сюда до сих пор очень непросто.

«Самый северный» — ​типичное определение для всего, что есть на Земле Франца-­Иосиф (ЗФИ): самое северное отделение почты, самый северный храм, самая северная воинская часть, самый северный музейно-­выставочный центр, самый северный метеорологический пост и т. д. При этом на архипелаге нет и никогда не было постоянного населения (в отличие от соседних архипелагов — Шпицбергена и Новой Земли). Зато сюда мечтают попасть туристы со всего мира.

«Уже 150 лет, как открыта Земля Франца-­Иосифа, но до сих пор мы знаем о ней далеко не всё, — ​говорит директор Национального парка „Русская Арктика“ Александр Кирилов. — ​Например, точно неизвестно, сколько тут островов. Во всех справочниках указано, что 192, но в реальности ледники тают, и полуострова превращаются в острова. Например, остров Нортбрука разделился на два, полуостров Литрова стал островом, а мыс Месяцева растаял: считался островом, а теперь исчез. Так что точное количество островов неизвестно».
Земля предсказанная
Существование островов северо-­западнее Новой Земли и северо-­восточнее Груманта (сегодня — ​архипелаг Шпицберген) предсказал еще Михаил Васильевич Ломоносов. То ли поморы, жившие на Архангелогородчине, рассказывали про эти земли, то ли интуиция ученого подсказала, но в 1763 году вышла его книга «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (вполне традиционное для той эпохи название). В этом труде Михаил Васильевич обращается к девятилетнему цесаревичу Павлу Петровичу: «Между прочими Северный океан есть пространное поле, где под Вашего Императорского Высочества правлением усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение восточно-­северного мореплавания в Индию и Америку». И в качестве аргумента — ​стимула для поисков Северного морского пути уверяет, что «самая полярная часть света наполнена многими островами и занята архипелагом».

Через век, в 1871 году, Петр Кропоткин, более известный как отец русского анархизма, а в то время секретарь Отделения физической географии Русского географического общества, собрал коллективный научный труд «Доклад комиссии по снаряжению экспедиции в северные моря». Кропоткин от лица всей комиссии настоятельно просил снарядить экспедицию на север, чтобы провести научные эксперименты, геологические исследования и найти землю, которая находится между Новой Землей и Шпицбергеном.

Изучив течения, движение льдов, получив свидетельства о том, что на Новую Землю приходят льдины со следами грунта, и проанализировав другие косвенные признаки, Кропоткин обрел уверенность в том, что все эти явления можно объяснить только существованием большого острова или группы островов. Однако возможность открыть новые земли и — ​в теории — ​обнаружить ценные природные ресурсы не убедила министерство финансов выделить на экспедицию необходимые 30−40 тысяч руб­лей. После проигранной Крымской вой­ны и в начале полномасштабного похода в Среднюю Азию России было не до Арктики.

У властей Австро-­Венгрии тоже не было денег, но нашлись частные лица, готовые профинансировать экспедицию Австрийского географического общества. Летом 1872 года на построенной в Германии парусно-­паровой шхуне «Адмирал Тегетгоф» в Арктику отправилась команда под началом Юлиуса фон Пайера, картографа, географа и альпиниста, и Карла Вайпрехта, офицера флота. Целью экспедиции было разведать морской путь в Азию: немецкий географ Август Петтерманн уверял, что в северных широтах есть свободное ото льда море, по которому можно дойти до Китая и Индии; таким образом, австрийцы хотели повторить открытие Васко да Гамы, первым достигшего Индии морем. Но у Новой Земли судно застряло во льдах. «Адмиралу Тегетгофу» ничего не оставалось, как дрейфовать. В результате те самые течения, которые анализировали П. Кропоткин с коллегами, 30 августа 1873 года доставили австрийцев на неизвестные острова. Ю. фон Пайер и К. Вайпрехт дали им название «Земля Франца-­Иосифа» — ​в честь императора Австро-­Венгерской империи.

Еще через год, летом 1874 года, команда «Адмирала Тегетгофа» оставила судно и двинулась к Новой земле. Их спасла российская промысловая шхуна «Святой Николай».
Где-то на дне
За минувшие 150 лет на ЗФИ погибло немало полярников, в окружающих острова водах до сих пор покоятся обломки судов. НАЭ составил список тех, которые особенно интересны историкам.
  1. «Адмирал Тегетгоф», парусно-паровая шхуна экспедиции Юлиуса фон Пайера и Карла Вайпрехта. Судьба судна неизвестна. 20 мая 1874 года команда была вынуждена оставить судно и по льду идти к Новой Земле. Больше парусно-­паровую шхуну никто не видел. В честь судна назван мыс на острове Галля — ​первой суше, уведенной участниками экспедиции на ЗФИ. С этого места и началось освоение архипелага.
  2. «Эйра», пароход экспедиции Бенджамина Ли Смита. Судно погибло в 1881 году в районе мыса Флора. Команде удалось спастись и перезимовать на этом мысу. В 2017 году российские исследователи обнаружили судно, но оно по-прежнему находится на дне.
  3. «Святая Анна», парусно-­паровая баркентина Георгия Брусилова. Затонула в 1914 году. История, связанная с этой экспедицией, легла в основу романа Вениамина Каверина «Два капитана». Местонахождение неизвестно.
  4. «Америка», судно американской экспедиции Энтони Фиала. Судно раздавило льдами 21 декабря 1903 года в бухте Теплиц у острова Рудольфа. Команда спаслась, провела две зимовки на ЗФИ и предприняла несколько попыток дойти до Северного полюса — ​главной цели экспедиции.
  5. «Святой мученик Фока», судно Георгия Седова. «Фока» вернулся в Архангельск, но в таком состоянии, что много лет стоял в бухте, потом его унесло на мель. Уцелели две детали: ахтерштевень, лежащий у здания Северного морского музея в Архангельске, и якорь, который покоится ­где-то в водах канала Маерса у острова Скотт-­Келли на ЗФИ, где «Фока» сел на мель.
Иллюстрация: баркентина «Святая Анна»
«Говорит Земля Франца-­Иосифа!»
Как ни странно, Австро-­Венгрия не объявила Землю Франца-­Иосифа своей территорией. Зато туда устремились путешественники из других стран: голландцы, шотландцы, англичане, норвежцы, американцы и даже итальянцы. Многие из них пытались достичь Северного полюса, и ЗФИ была промежуточной остановкой на пути к нему; почти все эти полярники нанесли на карту острова, проливы, ледники и бухты. Отсюда и многоязычие топонимов.

Лишь в 1901 году на архипелаге появились русские: на ледоколе «Ермак» прибыл вице-адмирал Степан Макаров. В 1913—1914 годах русские вернулись: в бухте Тихая на острове Гукера зазимовала экспедиция Георгия Седова. Как и многие другие, Седов хотел использовать ЗФИ как стартовую площадку для покорения Северного полюса. Но экспедиция закончилась трагически: Седов умер недалеко от острова Рудольфа, самого северного на архипелаге.
В поисках Седова и другой русской экспедиции — ​Георгия Брусилова, племянника знаменитого генерала Брусилова — ​в 1914 году на ЗФИ отправился Исхак Ислямов. 29 августа 1914 года он объявил архипелаг, открытый австрийцами, территорией Российской империи, водрузив на одном из островов флаг, причем не обычный, а из листового железа. Но шла вой­на, никто не спешил признавать российские территориальные претензии, тем более Австро-­Венгрия, воевавшая против Антанты.
Экипаж ледокола «Георгий Седов» поднимает флаг СССР на о. Гукера. 29 июля 1929 г.
Тема государственной принадлежности ЗФИ вернулась в повестку дня 15 апреля 1926 года. Был издан декрет Президиума ЦИК СССР, согласно которому все арктические земли, открытые и еще неизвестные, находящиеся между меридианами северных границ страны, объявлялись советской территорией. Ранее подобное решение вынесло правительство Канады, объявившее арктический сектор у границ Канады ее суверенной ­территорией.

Громче всех несогласие с декретом СССР выражала Норвегия. К тому времени в этой стране появились карты, на которых архипелаг носил имя национального героя-­полярника Фритьофа Нансена. Более того, группа норвежских патриотов во главе с геологом и исследователем Арктики Гуннаром Хорном стала утверждать, что ЗФИ была открыта не Ю. Пайером, а норвежскими китобоями, о чем есть судовые записи. Правда, записи никто, кроме Хорна, не видел, так как они, по утверждению того же Хорна, случайно сгорели. Международная общественность не обращала внимания на эти заявления, но среди норвежцев идея нашла поддержку. Для того чтобы закрепиться на островах, норвежские власти решили разместить там станцию с радиосвязью. С этой целью была подготовлена экспедиция на судне «Фрам».

Однако и в нашей стране не сидели без дела: на ЗФИ было решено создать радиометеостанцию. Экспедицию на ледокольном пароходе «Георгий Седов» возглавил Отто Юльевич Шмидт. Поначалу норвежское судно «Фрам» опережало русских, застрявших во льдах. Но потом ситуация изменилась, и советское судно подошло к берегам ЗФИ первым. 30 августа 1930 года в бухте Тихая, где ­когда-то зимовали Седов с соратниками, открылась первая полярная станция. Советский радист Эрнст Кренкель провел радиоэфир, открыв его словами: «Слушайте все, весь мир! Говорит Земля Франца-­Иосифа! Говорит Земля Франца-­Иосифа!..»

Судно «Фрам» сигнал поймало и развернулось. Норвежцы решили вернуться через год. «Но и через год их опередила советская экспедиция, успевшая поставить на островах, в том числе на острове Алджера, шесть железных советских флагов. Есть известная фотография, на которой норвежцы стоят на фоне одного из них. Сфотографировавшись, норвежцы флаг расстреляли и разломали. Из Осло пришло распоряжение как можно быстрее покинуть острова. Советское правительство предъявило Норвегии ультиматум: если в течение 24 часов экспедиция не покинет суверенную территорию Советского Союза, он объявит Норвегии вой­ну.

Скандинавы понимали, что с СССР тягаться не стоит, и от всех территориальных претензий отказалась", — ​рассказывает А. Кирилов.
Советский флаг, с которым фотографировались норвежцы
Евгений ЕРМОЛОВ, начальник отдела сохранения историко-­культурного наследия Национального парка «Русская Арктика»:


— На острове Алджера мы проводили археологические раскопки на месте базового лагеря экспедиции Болдуина (1991–1902 годы). В лагере был найден ржавый бесформенный кусок железа. Уже в Архангельске я заметил на нем вырез в виде равнобедренного треугольника, слишком ровный для случайной деформации. Рядом разглядел очертания серпа и молота — ​герба СССР. Вспомнил фотографию: остров Алджера, 1 августа 1930 года, установка флага Советского Союза.

Этот флаг был вырезан из листа железа, чтобы он как можно дольше сохранился в суровых условиях Арктики. Значит, мы нашли половинку того флага! Я подумал: ­где-то рядом должна быть и вторая половинка. Ее нашли через год. Фрагменты подошли друг к другу, как кусочки пазла. Так что у нас теперь есть флаг, водружение которого ознаменовало провозглашение Земли Франца-­Иосифа советской территорией.
Бухта Тихая — центр жизни
Научная жизнь забурлила в бухте Тихая на острове Гукера в 1929 году. В первой зимовке участвовали семь человек — ​они доказали, что работать на архипелаге можно круглогодично. В 1931 году к полярникам прилетал дирижабль «Граф Цеппелин». На борту находились радист Эрнст Кренкель и Рудольф Самойлович, участвовавший в спасении команды дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в 1928 году. Кстати, тогда дирижабли считались перспективным транспортным средством: в 1926 году состоялся перелет из Европы на Аляску через Арктику, а в 1930‑м — ​кругосветное путешествие на дирижабле. Немецкий аэронавт Вальтер Брунс даже приехал в Советский Союз с предложением организовать трансарктическую воздушную линию. В итоге в СССР появилось специальное ведомство — ​"Дирижаблестрой", которым в 1932—1936 годах руководил итальянец Умберто Нобиле (тот самый, который построил дирижабли «Норвегия» и «Италия»).

Уже в 1932 году, в преддверии второго Международного полярного года, у СССР появились большие научные амбиции в Арктике: магнитная и топографическая съемка островов, наблюдения за полярным сиянием, исследования в областях метеорологии и аэрологии, а главное — ​создание самой северной в мире обсерватории. Руководителем программы стал Иван Папанин, тогда еще молодой сотрудник Арктического института. Научного оборудования и стройматериалов было так много, что ледокол «Малыгин» совершил два рейса из Архангельска на ЗФИ. В результате к построенным в бухте Тихой жилому дому и научному павильону добавились метео- и радиостанция, слесарная и механическая мастерские, научные лаборатории, электростанция с ветряным двигателем и даже ангар для самолетов ледовой разведки — ​здесь вырос настоящий научный городок! Именно советские ученые впервые исследовали распространение радиоволн в Арктике, а молодой аэролог Исай Гутерман первым определил высоту стратосферы в высоких широтах.
Арктическая экспедиция на ледокольном корабле «Малыгин». О. Гукера, полярная станция в бухте Тихая. 1931 г.
Полярная станция в бухте Тихой проработала до 1960 года, когда научный центр архипелага переместился в обсерваторию на острове Хейса. Зато сейчас Тихая — ​главная точка притяжения для туристов. Там создан самый северный в России визит-­центр. «Сегодня бывшая полярная станция „Бухта Тихая“ — ​объект культурного наследия, — ​рассказывает А. Кирилов. — ​Была проведена масштабная уборка мусора со станции. Мусор собирался вручную, упаковывался в специальные мешки, при этом внимательно изучался. Так было обнаружено множество ценнейших артефактов, пополнивших коллекцию музея Национального парка. Учитывая большую историко-­культурную значимость построек бухты Тихая, мы не использовали технику при уборке мусора, чтобы не повредить сложившийся культурный ландшафт».
Дети Тихой
Полярники селились в бухте Тихая вместе с семьями. За всё время работы станции здесь родились 12 детей. Первый ребенок — ​дочка начальника станции Иосифа Битриха и его жены, бухгалтера Евгении — ​появился на свет в 1935 году. Имя девочке выбирали всей командой, в итоге остановились на Северине. Через год родились еще два малыша (один из них — ​брат Северины): их назвали Родварк (от «родившийся в Арктике») и Зефрида (от «Земля Франца-­Иосифа»).

Фото из архива Северины Битрих
Полярники XXI века
Сегодня эпицентр жизни ЗФИ — ​остров Земля Александры, один из самых крупных в архипелаге и самый западный. Именно здесь находятся военный объект «Арктический трилистник» и круглогодичный стационар сотрудников «Русской Арктики» — ​база «Омега». База появилась в 1974 году, первоначально она принадлежала Акустическому институту. Тогда на передовой холодной вой­ны были атомные подлодки, поэтому потребовались дополнительные гидроакустические исследования.

В 1991 году базу закрыли, а сегодня она переживает ренессанс: «По сути, от старой базы осталось только название, — ​делится Михаил Корельский, государственный инспектор парка „Русская Арктика“. — ​В последние три-четыре года завезли новые строения и оборудование, необходимое для зимовки и работы. На базе постоянно присутствуют люди. Зимой это два-три человека, следящих за объектом, а весной к ним присоединяются географы, гляциологи, историки и биологи, изучающие белых медведей. Дело в том, что Земля Александры очень нравится медведям, у них там „ясли“. И мы, инспекторы, в числе прочего, фиксируем поголовье животных и их ­перемещения».

Любопытный факт: остров Земля Александры еще в годы Второй мировой вой­ны приглянулся военным, но не советским, а немецким. Советские полярники в 1943 году запеленговали неизвестный радиосигнал. Правда открылась лишь в 1951‑м: 12 сентября советский исследовательский ледокол «Семен Дежнев» подошел к Земле Александры, и команда, высадившись, обнаружила остатки немецкой военной базы (метеоплощадку с радиомачтой, склады, хозяйственные и жилые строения). Внутри построек нашли запасы консервов, одежду, документы, в частности, касавшиеся работы радио- и метеостанции.

Выяснилось, что в годы вой­ны на острове действовала секретная нацистская станция. Ходят легенды, что немцы даже успели построить там подземную базу для подлодок. Известно, почему база оказалась брошенной в 1944 году: у девяти из 10 обитателей появились боли в конечностях, лихорадка, а также несварение желудка — ​клиническая картина указывала на тяжелую форму трихинеллеза. Самый вероятный способ заражения гельминтом — ​плохо приготовленное мясо медведя.

«Командование Германии приняло решение отправить на остров врача. Из Норвегии вылетел самолет, доктор должен был спрыгнуть на парашюте, но пилот решил приземлиться. Посадка была неудачной: все выжили, но самолет оказался в болоте, сломав стойку шасси. Теперь в спасении нуждались уже 15 человек. Во второй спасательной операции участвовал гидросамолет: с него сбросили запасное шасси. Сломанный самолет вытащили из болота, отмыли и починили шасси. Все немцы покинули остров и уже не вернулись», — ​рассказал Е. Ермолов.

Не все следы пребывания человека на ЗФИ имеют историческую ценность. Совсем недавно главной проблемой архипелага был мусор. На момент принятия решения о создании Национального парка, в 2009 году, на островах скопилось около миллиона пустых бочек и порядка 250 тыс. бочек с топливом и другими горюче-­смазочными материалами, а еще стройматериалы, техника, испорченное оборудование — ​всего свыше 80 тыс. тонн. Средства на уборку выделило правительство, основная фаза проекта прошла в 2012−1017 годах. Уже вывезено порядка 89 % мусора, осталось около 9 тыс. тонн. «На момент распада СССР „население“ Арктики было довольно значительным. В ­какой-то момент регулярное снабжение этих территорий дало сбой. Обитателям всех полярных станций стало понятно: нужно выбираться на большую землю. Я помню, как мы, сотрудники только что созданного парка „Русская Арктика“, заходили в эти строения. На стенах висели календари с крестиками — ​видимо, люди считали дни до прихода судна. На столах стояли чашки и сахарницы, будто жители домов только что пили чай — ​и внезапно исчезли, — ​делится воспоминаниями А. Кирилов. — ​При этом бочки с горюче-­смазочными материалами, стройматериалы, техника, научное оборудование — ​все это осталось там. В советские годы мусор вывозили регулярно, теперь вот мы очистили территорию».
Остров Хейса, работы по очистке
Сегодня туристы могут увидеть Землю Франца-­Иосифа почти в первозданном виде. Попасть на архипелаг можно как в составе туристической группы, так и индивидуально, на своей яхте, главное — ​подать заявку на сайте Национального парка «Русская Арктика», указав предполагаемые даты пребывания и маршрут следования.

«Мы, государственные инспекторы, сопровождаем каждую группу туристов. Во-первых, необходимо минимизировать воздействие на окружающую среду: на мхи не наступать (они потом долго восстанавливаются), с дикими животными не контактировать, камни в качестве сувениров не брать и т. д. Во-вторых, наша задача — ​обеспечить безопасность туристов: белый медведь — ​это хищник, и присутствие людей может его спровоцировать на агрессию. В-третьих, если ­что-то идет не по плану, мы принимаем оперативные решения: меняем маршрут, вызываем помощь. Когда к нам приезжают туристы и мы — ​сотрудники нацпарка, ученые — ​видим их восторг, то мы понимаем, что всё не зря», — ​говорит М. Корельский.

За предоставленные фотоматериалы и помощь в подготовке статьи редакция благодарит Национальный парк «Русская Арктика» и лично Александра Кирилова, Михаила Корельского и Евгения Ермолова.
Топ-10 достопримечательностей ЗФИ
1. Остров Гукера, станция «Бухта Тихая»
Помимо визит-­центра здесь можно увидеть астрономический пункт Г. Седова, автограф И. ­Папанина, самолеты По‑2, трактор ДТ‑55. Рядом — ​скала Рубини, на которой расположен огромный птичий базар.
2. Остров Чампа
Это место известно каменными шарами — ​конкрециями. Их диаметры — от нескольких миллиметров до двух метров. Мыс Триест иногда называют Заповедником каменных шаров.
3. Остров Хейса
В 1955–1991 годах там располагалась гидрометеообсерватория «Дружная» (позднее ей было присвоено имя полярного исследователя и радиста Эрнста Кренкеля). Одной из основных задач научной команды было исследование верхних слоев атмосферы и ближнего космоса; с острова было запущено 1950 геофизических исследовательских ракет на высоту 85–250 км.

12 февраля 1981 года при заходе на посадку потерпел аварию самолет Ил‑14, везший оборудование и ученых для обсерватории. Остатки разбитого самолета находятся на территории полярной станции.
4. Остров Белл
На севере острова расположена старейшая из сохранившихся на архипелаге построек — ​«Дом Эйры». Это деревянный дом, построенный в 1881 году участниками экспедиции Бенджамина Ли Смита и названный в честь шхуны, раздавленной льдами через несколько дней после их высадки на острове. На внутренних стенах здания сохранились автографы многих полярных экспедиций, начиная с 1881 и заканчивая 1930 годом.
А еще этот остров — ​один из самых узнаваемых за счет силуэта скалы, напоминающей колокол (bell — ​колокол).
5. Остров Земля Вильчека
Стоит увидеть мыс Геллера и невысокий скальный выступ, под которым находятся остатки продовольственного депо американской экспедиции Уолтера Уэлмана (1898−1899 гг.) «Форт Мак-­Кинли». Там же расположена могила Бернта Бентсена, одного из участников экспедиции.
6. Остров Аполлонова
Этот небольшой остров расположен в центре богатого моллюсками мелководья, там находится одно из крупных лежбищ атлантических моржей. А где моржи, там и медведи.
7. Остров Джексона
На мысе Норвегия есть неприметное бревно. Это один из самых известных памятников истории открытия ЗФИ — ​место зимовки норвежских полярников Фритьофа Нансена и Ялмара Йохансена (28 августа 1895−19 мая 1896). Исследователи построили полуземлянку из камней, мха, моржовых и медвежьих шкур и плавникового бревна. Оно и лежит там до сих пор.
8. Остров Алджера
В восточной части острова, у мыса Пологий, расположены остатки базового лагеря американской экспедиции Эвелина Болдуина (1901−1902), целью которой было покорение Северного полюса. В 1903—1905 годах лагерь использовался участниками другой американской экспедиции — ​Энтони Фиалы. Именно на этом острове норвежцы обнаружили советский флаг и поняли, что отныне ЗФИ — ​это Россия.
9. Остров Рудольфа
На острове находилась сезонная полярная станция; в 1937—1938 годах она была базой для поиска пропавшего в Арктике самолета Сигизмунда Леваневского. 17 марта 1938 года один из самолетов, участвовавших в поиске, разбился при посадке. Экипаж во главе с командиром Борисом Чухновским выжил, самолет остался на острове. Г­де-то на острове Рудольфа покоится Георгий Седов, но его могила до сих пор не найдена.
10. Остров Галля
Именно этот остров первым увидела австрийская экспедиция Юлиуса фон Пайера. Мыс Тегетгоф стал первой точкой, с которой началось знакомство человека с архипелагом Земля Франца-­Иосифа.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ