Ученик Я. Б. Зельдовича И. Нургалиев так вспоминает об этом: «Общее впечатление от спецкурса в сжатом виде можно сформулировать так. Учитель с недосягаемой высоты понимания проблемы благодаря богатейшей интуиции, выработанной опытом из разных областей, которого у слушателя еще нет, сбрасывает ученику веревочную лестницу, верно и быстро ведущую к решению. Таким образом экономится время подрастающего теоретика для решения еще не решенных задач. Имея дело с особо красивыми решениями, Яков Борисович делился заразительным удовольствием со слушателями, и это он делал специально, педагогически осознанно. Перед каждой новой задачей он сначала просил „генерировать соображения“ о том, как к задаче подступиться, даже к таким, над решением которых ему самому в свое время пришлось изрядно поломать голову. Он считал также весьма поучительным разбирать „хорошие ошибки“ известных физиков, в том числе свои собственные».
Кстати, со становлением Я. Б. Зельдовича как ученого связан интересный факт. После окончания школы он начал работать в химико-физической лаборатории, но диплома о высшем образовании у него не было, так как он не окончил университет. При этом он в 22 года блестяще защитил кандидатскую диссертацию, а в 25 лет — докторскую. Это служило поводом для шуток. Когда Якова Борисовича избрали в Академию наук СССР, коллеги называли его «академиком без диплома». А однажды на банкете во время спора о том, в каком институте больше докторов наук, один из спорщиков воскликнул: «Конечно, у нас! Сколько человек у вас защитилось в этом году? Одна женщина, и — он ткнул пальцем в Зельдовича — один ребенок!»
Юмор ситуации может придавать и нарушение правил поведения. Один из случаев с Яковом Борисовичем демонстрирует, что́ бывает, когда лекция переходит в дискуссию, объяснения лектора подвергаются сомнению и критике, а слушатели становятся полноценными участниками коммуникации.
«Яков Борисович Зельдович, стоя у доски, решил объяснить коллегам, что такое псевдодифференциальный оператор. Здесь же присутствовал академик Келдыш.
— Все как обычно, — рассказывал Зельдович. — Подставляем, интегрируем и так далее.
— Нет, не подставляем, — возразил Келдыш.
— Ну как же, подставляем!
— Нет!
Разгорался спор. Но тут кто-то из слушателей подсказал:
— Псевдоподставляем!
Последовал взрыв хохота. Что такое псевдодифференциальный оператор, осталось неизвестным".
А Ефима Павловича Славского помнят не только как легендарного «атомного главкома», но и как руководителя, вложившего много сил в развитие вуза, где читались лекции для российских и иностранных студентов. Во времена Минсредмаша СССР МИФИ фактически был единственным его отраслевым институтом. Именно в период, когда Е. П. Славский был министром Минсредмаша, были построены корпуса на Каширском шоссе и общежития для студентов, начали открываться филиалы в закрытых атомных городах.
Иногда Е. П. Славскому приходилось спонтанно выступать в роли лектора, просвещать рабочих. И он с этой задачей великолепно справлялся. Об одном из таких случаев рассказывал ветеран атомной энергетики и промышленности Геннадий Михайлович Исаков: «В октябре 1964 года Ефим Павлович приехал на стройплощадку, где в это время усиленно строили морской порт, потому что не было другого транспорта. Приехал в порт, а там грузили в это время „галоши“ с концентратом природного урана. Как уж они там разлили, но все докеры бросили работу: заразимся, детей не будет и т. д. Ну, он объяснил, что это такое — природный уран, что ничего не будет, от него не заражаются, что он лично много лет работал с ним и все нормально. Сказал в шутку, от чего можно реально заразиться. Ситуацию успокоил и в конце сказал: „А теперь разберемся, кто это сделал. Работать надо так, чтобы не проливать каждую гадость“. На всю свою жизнь это запомнил. Урок был хороший. Настоящая научно-популярная лекция!»