Как устроен ледокол
Перечислю основные технические службы ледокола: это атомно-механическая служба (АМС), электромеханическая служба, служба КИП (контрольно-измерительные приборы и автоматика), группа радиационной безопасности.
Лучше всего я знаю оборудование атомно-механической службы, потому что начинал работать в рядовом составе этой службы, мастером ППУ, и прошел весь профессиональный путь здесь. Но как главный инженер-механик я должен разбираться в работе всех служб, и, если возникнет необходимость, с помощью специалистов других служб я смогу решить проблемы в любом узле. Смогу заменить каждого работника АМС — хотя, конечно, потребуется некоторое время, чтобы разобраться в деталях.
Атомно-механическая служба имеет два подразделения. Первое отвечает за реакторный отсек; в него входят шесть инженеров управления реактором, машинисты, обслуживающие реакторную установку и ее системы. Второе подразделение отвечает за паротурбинную установку и все системы, обслуживающие ледокол: системы смазки главных упорных подшипников, охлаждения оборудования и пр.
Небольшое подразделение в составе атомно-механической службы — трюмное. Это то, что на обычном языке называется сантехникой: водоснабжение ледокола и экологическое оборудование. У нас имеются шесть цистерн пресной воды разной емкости и назначения: питьевая идет на приготовление продуктов, используется в кулерах. Такую воду мы везем из Мурманска, а когда она заканчивается — опресняем морскую воду с помощью специальных установок (их на судне две, производительность каждой — 105 тонн в сутки) и затем минерализуем. Минерализованная вода идет на приготовление пищи. А из кранов течет дистиллированная вода, без минерализации, пить ее нельзя.
Экологическое оборудование вынесено в отдельный отсек. В специальных цистернах накапливаются сточные, нефтьсодержащие воды, происходит их очистка; только очищенную воду, в соответствии с международными и российскими стандартами, можно сбрасывать за борт. В том же отсеке находятся установка для сжигания горючих отходов и специальное помещение со стеллажами для накопления несжигаемых твердых отходов (металл, керамика, стекло, пепел, оставшийся после сжигания) — их мы передаем на берегу специальным службам. Кстати, «50 лет Победы» — единственный ледокол в своей серии, имеющий экологический отсек.
Наибольшая нагрузка всегда ложится на атомно-механическую службу: именно она следит за источником выработки первичной энергии, и именно в ней работает больше всего специалистов — 32 человека. Любопытно, что рядовой состав этой службы — машинисты-мотористы, они могут обслуживать как паротурбинные, так и дизельные установки.
У электромехаников тоже хватает работы, ведь на ледоколе три главных электродвигателя, шесть главных и пять вспомогательных генераторов, около 400 электроприводов (насосы, вентиляторы различного назначения), системы коммуникации и распределения электроэнергии.
Служба контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) обеспечивает эксплуатацию и ремонт средств автоматизации технического оборудования. Наиболее сложная и ответственная часть заведования этой небольшой службы — автоматика реакторной установки: она очень сложна и призвана прежде всего обеспечивать ядерную безопасность реакторных установок.
Группа радиационной безопасности — совсем маленькая составляющая технических служб: два инженера-дозиметриста и инженер химик-радиометрист. Но ее значение трудно переоценить — сотрудники группы контролируют радиационную безопасность на всем ледоколе, состояние технологических контуров. На основе их рекомендаций главный инженер-механик принимает решения о состоянии активных зон реакторов, пределов их безопасной эксплуатации, возможности использования оборудования реакторной установки.
Вообще в штате экипажа есть самые разные специалисты. Например, плотник — он ремонтирует деревянные конструкции.
Различия между женщинами и мужчинами на судах не делают: все они — равноправные члены экипажа. Лично я отрицательно отношусь к женщинам в составе своих служб, потому что часто это физически тяжелая работа. По правилам техники безопасности на морском флоте женщина не должна поднимать тяжести весом свыше 10 кг. Предположим, она служит у меня четвертым механиком, ей нужно поменять клапан на системе охлаждения. Его минимальный вес — 15−20 кг. Вряд ли поднятие таких тяжестей хорошо скажется на женском организме. Женщин нужно беречь.