Равнение на «Атом»

В МИРЕ / ДЕКАБРЬ #9_2023
Текст: Максим ГРЕВЦЕВ / Фото: Фонд «Атом», Nuclearmuseum.org, Flickr.com, Edf.fr, Paks.hu, Tecnopolis.gob.ar
На фото: Инсталляция «Атомная симфония» в павильоне «Атом», ВДНХ, Москва

4 ноября, после 30‑летнего перерыва, на ВДНХ — ​главной выставке страны — ​у атомной промышленности снова появился собственный павильон, красивый, интерактивный, огромный, как и сама отрасль. В СМИ «Атом» уже назвали уникальным, не имеющим аналогов. «НАЭ» выяснил, как об атомных технологиях рассказывают в разных странах мира.

Неатомный «Атомиум»
«Атомиум». Брюссель, Бельгия
Брюссельский «Атомиум» — ​гигантское сооружение, не имеющее никакого отношения к атомной отрасли. Проект Андре Ватеркейна — ​это увеличенная в 165 млрд раз кристаллическая решетка… железа, а не урана.

«Атомиум» был построен для Всемирной выставки в 1958 году как флагманский павильон, символизирующий научно-­технический прогресс. Однако ни тогда, ни позднее в постоянной экспозиции не были представлены атомные технологии. Так что «Атомиум» не может считаться «атомным» пространством, но не вспомнить о нем невозможно.
Вдали от Манхэттена
Альбукерке, штат Нью-­Мексико — ​где еще может находиться Национальный музей ядерной науки и истории США? Он открылся в 1969 году и предназначен «для изучения истории атомного века, от ранних исследований и разработок до сегодняшнего мирного использования ядерных технологий» (так говорится на сайте музея). Кстати, это единственный национальный музей США, расположенный не в Вашингтоне.

Комплекс включает закрытое музейное пространство и Парк наследия площадью 36 тыс. м2. В парке можно увидеть военные самолеты (среди них есть и советский МиГ‑21), рубку (или, как ее называют в США, парус) атомной подводной лодки USS James K. Polk SSN 645, макеты ракет, копию башни, на которой была взорвана первая атомная бомба в ходе операции «Тринити», — ​эта часть музея посвящена исключительно военному применению атомных технологий, что вполне ожидаемо. Зато под крышей эта тема не ­превалирует.

Одноэтажное здание музея не поражает ни размерами, ни архитектурой, однако внутри размещаются и постоянная экспозиция, и временные выставки. Посетители могут узнать, что такое радиация, как добывают и обогащают уран, каким образом атомные технологии применяются в медицине, как происходят транспортировка и захоронение радиоактивных отходов (показаны ТУКи и макет WIPP, первого и единственного в США комплекса по изоляции РАО). Не забыли и об ученых, которые подарили жизнь атомным технологиям, «пионерах атома» В. Рентгене, П. Кюри, Э. Резерфорде, А. Эйнштейне, М. Планке, Н. Боре, Э. Ферми и др. И все же самая интересная часть экспозиции — ​выставка «Решение о бомбардировке»: она переносит нас на закрытую базу, где создавались первые в мире атомные бомбы под руководством Роберта Оппенгеймера (представлены документы, макеты бомб и даже два автомобиля, «участвовавших» в тех событиях). Не забыли и о Хиросиме и Нагасаки: подборка фото- и видеоматериалов показывает города до, во время и после применения «Толстяка» и «Малыша».
Фрагмент инсталляции Д. Сэнборна «Критическая сборка, секреты Лос-Аламоса». Национальный музей ядерной науки и истории США
Мемориальную тему продолжает инсталляция скульптора Джима Сэнборна со сложным названием «Критическая сборка, секреты Лос-­Аламоса 1944 года». Она включает оригинальные электронные приборы, оборудование, мебель, инструменты ученых, работавших в рамках Манхэттенского проекта. Д. Сэнборн в течение шести лет собирал материалы и предметы, составившие его произведение. Автор хотел рассказать не только о грандиозном коллективном разуме ученых, но и о потенциальной разрушительной силе их изобретений. Фокус на этических дилеммах — ​отличительная черта творчества автора, чья главная работа — ​Kryptos — ​находится в штаб-квартире ЦРУ. Инсталляция уже побывала в Вашингтоне, Южной Корее и Ирландии, возможно, она станет частью постоянной экспозиции музея.

Еще одна инсталляция — ​"Темный куб: гонка Гейзенберга за бомбой"; посетителям представлен один из 664 урановых кубиков, находившихся в распоряжении немецких атомщиков в годы Второй мировой вой­ны. Тем, кто побывал в музее ПО «Маяк», германский куб сразу напомнит плутониевый шар — ​экспонат, имитирующий деталь заряда советской атомной бомбы.

Для тех, кто не интересуется ни историей американского атомного проекта, ни инженерно-­техническими деталями, в музее есть большой культурологический раздел: от товаров, продававшихся как «атомные» или радиоактивные (пластыри, мази, зубные пасты и пр), до «атомного» автомобиля из фильма «Назад в будущее».

Пожалуй, в этом музее нет только одного важного раздела — ​посвященного энергетике. И это странно для страны, получающей самое большое в мире количество атомных киловатт. Нет раздела, посвященного АЭС, и в другом мемориальном месте — ​Атомном музее в Лас-­Вегасе, рассказывающем о программе испытаний ядерного оружия в Неваде. Возможно, все дело в том, что американские АЭС — ​частные, поэтому государство и не считает нужным вкладывать средства в их популяризацию.
Атомный музей EBR-I. Зимой он не работает, но на сайте есть виртуальные туры на английском, французском и испанском языках
Дважды первый
Однако в США ­все-таки есть музей, где именно энергетика — ​главная тема. Это Экспериментальный реактор-­размножитель № 1, или EBR-I в штате Айдахо. 20 декабря 1951 года он выдал электроэнергию и доказал, что управляемая цепная реакция деления может стать источником энергии (правда, тогда энергии хватило лишь для того, чтобы загорелись четыре лампочки по 200 Вт). И там же в 1953 году стало понятно, что реакторы-­бридеры — ​не фантастическая гипотеза, а реальность: лучшим показателем EBR-I стала наработка 1,27 атомов 239Pu на один атом 235U в топливе.

EBR-I имел жидкометаллический теплоноситель (смесь натрия и калия) и был трехконтурным. В музее посетителям наглядно объясняют, что такое контуры, зачем они нужны и как устроена АЭС. Сам реактор гости не видят, но им есть на что посмотреть и чем заняться. Например, открыта контрольная комната (БЩУ), где можно крутить ручки и нажимать на кнопки, включая аналог нашей АЗ‑5 — ​кнопку SCRAM (Safety Control Rod Axe Man, или «человек с топором для экстренного управления контрольными стержнями безопасности» — ​так назывался элемент защиты на чикагской «поленнице», и название закрепилось как дань уважения первому в мире реактору). В реакторном зале сквозь плексигласовую крышку гости могут увидеть головку корпуса реактора, однако самое интересное находится внизу.

Обычно посетители подолгу стоят у горячей камеры. Сквозь 34 слоя свинцового стекла (их общая толщина 39 дюймов, или 99 см) они могут увидеть манипуляторы, с помощью которых операторы работали с радиоактивными материалами. Любимый туристический аттракцион: если на стекло направить свет (например, включить фонарик на телефоне), то можно увидеть 34 отражения огонька, поскольку между стеклами не воздух, а минеральное масло. Там же находится пятитонный контейнер, который использовался для безопасной транспортировки отработавших топливных стержней в «прачечную» в подвале. «Прачечной» называли зал, где с помощью спирта и ацетона смывали остатки теплоносителя перед отправкой на «ферму стержней» (the rod farm) — ​так называют бассейн выдержки. Кстати, оба объекта можно увидеть в музее, как и часть специального устройства, которое использовалось для перемещения размножающего слоя (в русской терминологии — ​зоны воспроизводства. — ​Прим. ред.) в реакторе.

Судьба EBR-I была яркой, но короткой. Уже в 1964 году он был дезактивирован и заменен EBR-II, а в 1966 году получил статус национального исторического памятника.

Кстати, в музее выставлены два экспериментальных реактора, которые в 1950‑х планировалось использовать на бомбардировщиках. Реакторы на стенде проработали больше 100 часов, но на самолет (специально для этого подготовленный) их так и не поставили.
Первый французский коммерческий энергоблок на АЭС «Шинон», сейчас музей
«Голова Шинона»
Есть на северо-­востоке Парижа место с поэтичным названием «Город наук и индустрий». На площади 150 тыс. м2 размещаются постоянные и временные выставки, огромная научно-­техническая библиотека, цифровая лаборатория, центр профориентации, планетарий, кинотеатр, аквариум и даже настоящая подводная лодка (правда, дизельная). Одна из постоянных экспозиций — ​зал энергетики, где сторителлинг строится на экологичности, поэтому ТВС висит между солнечной панелью и макетом ветроустановки; о том, как устроены АЭС, вы там не узнаете. Согласитесь, от страны, в которой 70 % электроэнергии дают АЭС, ожидаешь ­чего-то большего!

За бо́льшим нужно ехать на юго-запад от столицы, в долину Луары (да, как и в США, во Франции по-настоящему интересные атомные музеи находятся в провинции). Именно там в 1963 году начал выдавать мегаватты первый в стране промышленный энергоблок. Там и сейчас функционирует АЭС «Шинон», но из семи реакторов работают только четыре блока типа PWR, а первые три — ​UNGG (графитово-­газовые реакторы) — ​выведены из эксплуатации; самый первый — ​Chinon A‑1 — ​с 1986 года открыт для посещения как музей.

Этот мемориальный блок сразу бросается в глаза: он находится внутри огромной сферы высотой 47 метров. В 1960‑х это было радикальным архитектурным решением: футуристический дизайн контрастировал с окружающим пейзажем; блок сразу стал символом научно-­технических инноваций. Перед пуском энергоблока на станции снимались эпизоды фильма «Фантомас разбушевался». Из-за формы контейнмента блок называют La Boule de Chinon (Шар, или голова, Шинона), а не А‑1.
Вечерами по средам и субботам сфера превращается в экран для светового шоу. Внутри можно посетить диспетчерскую с пультом управления. Также туристам рассказывают об атомной энергетике в целом и ее роли в экономике Франции, можно посмотреть 3D-фильм, позволяющий увидеть АЭС изнутри и даже заглянуть в работающий реактор. Но главное — ​можно прогуляться по техническим залам, где реальное оборудование сочетается с граффити — ​синтез машиностроения и искусства получился очень интересным.

Поскольку АЭС «Шинон» — ​действующая и на ее территории находится хранилище ядерного топлива, а также базируется INTRA (группа экстренного реагирования на ядерные происшествия, оснащенная дистанционно управляемым радиационно-­стойким оборудованием), посетить музей можно только в последнюю среду каждого месяца, по предварительной регистрации, зато бесплатно. Кстати, если вам посчастливится туда попасть, обратите внимание на градирни: поскольку станция стоит на берегу Луары, известной своими замками, то градирни имеют нетипичную низкопрофильную конструкцию, чтобы не нарушать пейзаж (видимо, дизайнеры решили, что шара достаточно).
Вход на территорию «Технополиса», аргентинского аналога ВДНХ
Аргентинская NASA
«Технополис» — ​так называется самая большая в Латинской Америке выставка, посвященная науке, технологиям, промышленности и искусству. Эта выставка открылась в 2011 году и расположена в Аргентине, в пригороде Буэнос-­Айреса (городские власти отказались выделить под нее 55 га земли, сославшись на неготовность транспортной системы города к пиковым нагрузкам во время школьных каникул). Как и ВДНХ, «Технополис» включает несколько десятков павильонов, некоторые из которых представляют крупные государственные компании. Об атомных технологиях рассказывают сразу две организации: оператор аргентинских АЭС компания Núcleoeléctrica Argentina SA (часто ее называют просто NASA) и Национальная комиссия по атомной энергии (CNEA).

Перед входом в павильон NASA посетители могут заглянуть в 4D-кинотеатр, где они «превращаются» в молекулу воздуха, проносясь над и внутри АЭС «Атуча». Экспозиция не перегружена информацией и скорее имеет цель вызвать эмоции: лаконичные стенды показывают урановую таблетку, ТВС и макеты трех аргентинских энергоблоков; видеоинсталляция на трех стенах рассказывает о низкоуглеродной природе атомной энергии и объясняет, как важно охранять природу. Далее посетители оказываются в диспетчерской (БЩУ), где в форме видеоигры-­арканоида игроки с помощью небольшой платформы должны отбивать нейтроны, направляя их к молекуле 235U и тем самым поддерживая цепную реакцию. Затем посетители покидают пределы энергоблока и в темном лабиринте проделывают путь от АЭС до потребителя электроэнергии (при этом текстовой информации нет, нужно подносить руку к специальным колонкам и слушать аудиозаписи).

Павильон CNEA, как и NASA, — ​ровесник «Технополиса». При входе — ​лозунг: «Ядерная технология — ​национальный суверенитет». Внутри — ​иммерсивная постановка, повествующая о цепной реакции деления урана и знакомящая с многообразием применений ядерных технологий (от изучения окаменелостей и динозавров до создания космических спутников); также там есть информация о строящихся реакторах аргентинского дизайна: ММР CAREM и многоцелевом исследовательском RA‑10. Павильон рассчитан на посетителей разных возрастов: детям есть где поиграть и порисовать, взрослые могут узнать о стажировках и вакансиях на объектах атомной отрасли Аргентины.

Однако в основном «Технополис» ориентирован на детей школьного возраста: бо́льшая часть павильонов работает всего четыре месяца в году — ​в дни летних и зимних каникул, а в остальное время здесь проводятся специальные культурные и образовательные мероприятия.
Музей атомной энергетики в Пакше, Венгрия
По-настоящему открытый
Идея создания национального специализированного Музея атомной энергетики в венгерском городе Пакш родилась у директора атомной станции в 1992 году. Сегодня музей располагает уникальной коллекцией оборудования, использовавшегося на станции: это не только дозиметры и радиационный контрольный шлюз, но и гайковерт для крепления крышки к реактору. В музее хранится симулятор, на котором обучали сотрудников в 1990‑х. На площадке перед зданием можно увидеть электроподстанции и тягач FAUN, перевозивший массивное оборудование. Музей принимает посетителей всех возрастов — ​от дошкольников до взрослых — ​и ведет активную просветительскую работу.

Посетить можно не только музей, но и работающий энергоблок: организованные по предварительной записи группы знакомятся с диспетчерской, через стекло видят реакторный зал, а затем отправляются в машинный зал, где наблюдают за работой турбогенератора. При желании можно попасть и в учебный центр технического обслуживания, где для обучения будущих сотрудников используются настоящий реактор, парогенератор и другое крупное оборудование. Для записи на экскурсию следует обращаться в информационно-­туристический центр АЭС.

Музей и ИТЦ работают в течение всего года, вход бесплатный.
Музей Кавендишской лаборатории в Кембридже, Великобритания
Британский подход
В Великобритании, запустившей первую на Западе АЭС, специализированных музеев, посвященных мирному атому, нет (о немирном атоме рассказывают Имперские военные музеи, объединяющие экспозиции в Лондоне, Манчестере и Даксфоре). Однако стоит отметить группу музеев науки, в коллекциях которых есть 418 предметов, имеющих отношение к атомной отрасли: от дозиметров и твэлов до катушки токамака TOSCA (1974) и генератора 99mТс. Все эти девайсы не объединены в единую экспозицию, скорее они выступают приметами своего времени и свидетельствами развития науки и техники.

И раз уж мы на Британских островах, стоит на­помнить, что в Кембридже есть музей Кавендишской лаборатории. Экспозиция не поразит вас концептуальностью, но любители техники увидят здесь множество приборов, с которыми работали Д. Максвелл, Д. Томсон, Э. Резерфорд, Ф. Астон, Д. Кокрофт и Э. Уолтон, а также устройства, которыми лаборатория была оснащена в послевоенные годы, когда там были сделаны важные открытия в астрофизике (пульсары) и генетике (структура молекулы ДНК). На сайте музея доступна виртуальная экскурсия.
Музей науки и технологий ядерной энергетики Хайяня, Китай
Стартовый камень
В июле 1954 года в Китае, в провинции Гуанси, был обнаружен странный минерал. Через шесть месяцев на заседании секретариата Ц К Коммунистической партии Китая министр геологии Ли Сигуан заверил Мао Дзэдуна, что Китай обладает достаточными запасами урана, тогда же было принято решение развивать атомную энергетику. Такова официальная версия развития событий, которая излагается в Музее науки и технологий ядерной энергетики Хайяня. Там же находится и кусок той самой руды, который сегодня называется Стартовым камнем. Это самый крупный и современный в Китае музей атомных технологий, созданный усилиями Китайской национальной ядерной корпорации CNNC. Сама компания считает регион колыбелью атомной энергетики страны: именно там в 1991 году заработала первая в Китае АЭС «Циньшань‑1». Общая площадь музея — ​25,7 тыс. м2. Особая гордость — ​самый большой в Азии сферический экран диаметром восемь метров и самая большая в мире модель реакторной установки (18 метров). В музее 13 залов, рассказывающих о пяти этапах жизни АЭС: от поиска и выбора площадки до вывода из эксплуатации.

Совсем рядом с музеем расположены две АЭС с девятью работающими энергоблоками разного дизайна (включая CANDU), но попасть туда туристы не могут. Поэтому в музее создана имитация действующей станции: гостям предлагают надеть защитные костюмы, каждому выдают индивидуальный дозиметр и отправляют в диспетчерскую (БЩУ), реакторный и машинный залы и т. д. Есть даже бассейн выдержки, перегрузочная машина и мостовой кран.
Словом, об атомной энергетике тут можно узнать почти все, но о других применениях атомных технологий — ​ни слова. Музей узкоспециальный, хотя и высокотехнологичный.

Получается, что «Атом» на ВДНХ — ​это действительно уникальное выставочное пространство, в котором богатая история и современность атомной отрасли России сосуществуют в гармонии смысла и формы. Он не обладает мемориальной ценностью, как Ф‑1, расположенный всего в нескольких километрах от «Атома», но лучшего места для знакомства с атомной промышленностью не найти.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ