Миры не пересекаются
На этом, пожалуй, сходство между российской и мировой цифровой трансформацией заканчивается. Начинаются различия.
И главное из них — тот факт, что цифровая трансформация в России — это не совсем трансформация (или даже совсем не трансформация): по данным опроса, проведенного компанией T1, с вендорами — как отечественными, так и зарубежными — взаимодействуют 87 % российских компаний; но при этом меньше трети из них реализуют стратегии/ программы цифровой трансформации или хотя бы развития IT-инфраструктуры.
Если заострить формулировку, для российского бизнеса в целом цифровые решения — это про операционную деятельность, а не про стратегию, не про конкурентные преимущества и уж тем более не про новые продукты/бизнес-модели.
Ситуационно такая логика понятна и обоснованна: цифровая трансформация — производная от рыночной и бизнес-стратегий компании, а с этим у российских компаний сейчас не очень хорошо, в силу объективных причин (санкции, рухнувшая логистика, непонятки с новыми целевыми рынками, глобальная паранойя по поводу «русского всего» и пр.). В этих условиях реальную трансформацию могут позволить себе только сверхкрупные и сверхустойчивые бизнесы: в их распоряжении — весь российский рынок, у них есть запас прочности, поддержка государства и пр.
Но уже в ближайшее время и компаниям, и российскому государству придется отвечать на сложные и неприятные вопросы.
Например: зачем вообще козе этот цифровой баян? Или, детальнее: на какие рынки и с какими продуктами может выйти российский бизнес; с кем нашим продуктам придется конкурировать; как российские компании будут обеспечивать продуктам конкурентоспособные ТТХ — с точки зрения цены и качества/соответствия потребительским требованиям?
Или: откуда в России возьмутся сложные цифровые решения, нужные для разработки этих самых продуктов? Например, «тяжелое» промышленное ПО, ПО для автоматизации, решения в области Интернета вещей и пр. У нас нет ни вендоров, соразмерных цифровым продуктам/системам такого масштаба и сложности, ни спроса, который мог бы этих вендоров прокормить.
Понятно, что возможны варианты: разработки под гарантию сбыта/рынка или консорциальные варианты создания решений (например, в рамках индустриальных центров компетенций, курируемых крупными заказчиками сложных систем), но продукт, как известно, не равен сумме его компонентов. Риски для разработчиков все равно выглядят запредельными — вот, скажем, разработали CAE, а через два года в страну взял и вернулся SAP. Как жить, что делать?..
Еще интереснее, откуда в России возьмутся цифровые решения следующего поколения, в особенности продукты на основе ИИ. Для ИИ вообще-то нужны не только нормальные массивы данных (они есть у Яндекса, Сбера, VK и еще пары-тройки компаний с масштабными цифровыми экосистемами; и Яндекс со Сбером свои ИИ-решения уже выкатили из гаража), но и аппаратное обеспечение (графические процессоры NVIDIA, Intel, AMD/суперкомпьютеры), с которым, кажется, нам еще предстоит изрядная напряженка. Понятно, что есть параллельный импорт, не говоря уже об особо креативном, но российские компании-разработчики опасаются, что уже в 2023 году стоимость ИИ-разработок в нашей стране вырастет на 50 % — из-за роста цен на аппаратное обеспечение и, отчасти, из-за дефицита кадров.
(Ситуация с внедрением ИИ в России хорошо иллюстрирует вопрос: «Да зачем нам вообще вся эта „цифра“?» По данным Минцифры, в 2021 году средний уровень внедрения ИИ в российской экономике составлял 21 %, среднемировой — 54 %.)
Так что вода в цифровых облаках пока исключительно темна. И прозрачной она станет лишь тогда, когда возникнет реальная угроза выдавливания российских производителей с российского же рынка.
…Ну, или не станет. Особенно если решать эту проблему начнут не новыми продуктовыми стратегиями/ инвестиции, а банальным рыночным огораживанием.