Наука в цифрах

НАУКА / #1_2023
Беседовала Надежда ФЕТИСОВА / Фото: Unsplash.com
В какой парадигме развивается российская наука, какими достижениями можно гордиться, а где существенно отставание от других стран? На эти и другие вопросы отвечает директор Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Екатерина Стрельцова, комментируя выпуск ежегодного статистического сборника «Индикаторы науки».
Екатерина Александровна, расскажите, пожалуйста, коротко о сборнике. Какой период он охватывает? Какие разделы включает?

В названии статистического сборника указан 2023 год — ​это значит, что в нем представлены последние данные, доступные в начале этого года. По большей части это информация за 2021 год, так как статистические данные всегда публикуются с некоторым временным лагом. Большинство показателей приводится в динамике с 2010 года, что дает возможность проследить изменения на длительном временном горизонте.

Общая структура статистического сборника на протяжении 20 лет, в течение которых его выпускает ИСИЭЗ НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России и Росстатом, почти не изменилась. Сборник традиционно делится на две большие части. Первая — ​ресурсы науки: финансирование, кадровый потенциал, материально-­техническая база. Вторая — ​результативность науки: данные о публикационной и патентной активности, лицензионной деятельности, разработке и использовании передовых производственных технологий. В отдельном разделе собраны индикаторы, характеризующие общественное мнение о науке и технологиях.

Время от времени в сборнике появляются новые разделы, что обусловлено как развитием самой статистики, так и изменением политической и общественной повестки. Например, сейчас отдельный раздел сборника посвящен развитию науки в Арктической зоне России.

Как ведется работа по составлению сборника? Какие источники данных вы используете?

Основной источник информации — ​Росстат. Также мы используем данные Роспатента, Минобрнауки России. Для межстрановых сопоставлений берем информацию из международных источников: базы данных ОЭСР, Всемирного банка, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Евростата и т. д.

Над сборником на протяжении всего года работает большой коллектив. Уже во II квартале мы начинаем обсуждать структуру сборника, думаем над тем, какие показатели добавить, какие — ​убрать как потерявшие актуальность. Далее, по мере публикации данных в открытых источниках, заполняем различные разделы.

Основная работа приходится на сентябрь, когда Росстат публикует результаты обследования по форме № 2‑наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», охватывающей значительную часть интересующих нас показателей. Информацию из источников, обновляемых в режиме реального времени (например, библиометрических и патентных баз), мы добавляем на последнем этапе, чтобы предоставить читателям наиболее полные сведения.

Теперь перейдем к содержанию. Один из важных показателей — ​количество занятого в науке персонала. Как менялась эта цифра на протяжении последних лет?

В 2021 году численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила в России почти 663 тыс. человек. К сожалению, на протяжении последнего десятилетия этот показатель стабильно снижается: уменьшение по сравнению с 2010 годом — ​10 %.

В 2019 и 2020 годах мы отмечали небольшое замедление темпов снижения численности занятых в науке. Отчасти это было связано с пандемией ковида: многие боялись увольняться в связи с неопределенностью на рынке труда. Но эта позитивная тенденция не закрепилась: в 2021 году численность персонала, занятого исследованиями и разработками, снизилась почти на 2,5 % по сравнению с 2020 годом. Сегодня Россия — ​единственная среди стран — ​лидеров в сфере науки, демонстрирующая такую негативную динамику.
Возрастная структура персонала, занятого исследованиями и разработками, %
Что можно сказать о возрастной структуре в научной сфере?

А вот здесь есть хорошие новости. Российская наука постепенно молодеет: если в 2000 году средний возраст исследователя в нашей стране составлял 49 лет, то в 2021 году — ​46. Наблюдается некоторое выравнивание возрастной структуры исследователей: сегодня около 30 % из них моложе 35 лет.

По этому показателю мы можем сравнить себя лишь с ограниченным кругом стран, предоставляющих сопоставимые данные. Среди них по доле молодых исследователей лидирует Польша (36,5 %), а вот в Словакии, напротив, молодежи в науке довольно мало — ​лишь 18 % от общего количества исследователей.
Источники финансирования, %
Одна из ключевых тем — ​финансирование науки. Согласно данным сборника, в 2021 году в России на науку было выделено 0,99 % от ВВП. Можно ли сравнить этот показатель с другими странами?

В России на протяжении длительного времени величина этого показателя остается неизменной, пока мы не можем преодолеть «психологический барьер» в 1 % ВВП. Сопоставление с другими странами в данном случае будет не в нашу пользу. По этому показателю Россия занимает 41‑е место в мире, заметно отставая от лидеров. Китай, например, тратит на науку около 2,5 % ВВП, США — ​почти 4,5 %, а первое место по этому показателю занимает Израиль — ​почти 5,5 % ВВП.

Основной источник финансирования науки в России — ​бюджет государства. Но значительную долю составляют и деньги предпринимательского сектора — ​29 %. Это много или мало? Можно ли назвать рост интереса бизнеса к науке общемировым трендом?

Действительно, во многих развитых и развивающихся странах ключевой инвестор науки — ​бизнес, предпринимательский сектор. На его долю в США приходится около 66 % затрат на науку, в Республике Корея — ​76,6 %, в Китае — ​77,5 %. Причем вклад этого сектора, и без того существенный, продолжает расти. Например, в Китае этот показатель за 16 лет вырос на более чем 10 %. В США и Японии наблюдается тот же тренд.

В России же сложилась совершенно иная, бюджетно-­ориентированная модель финансирования науки. В 2021 году 67,5 % затрат на исследования и разработки осуществило государство, в первую очередь из федерального бюджета. Вклад предпринимательского сектора относительно невелик — ​уже названные вами 29 %. Такая структура финансирования пока остается неизменной, хотя в абсолютном выражении (в том числе в постоянных ценах) затраты предпринимательского сектора на науку растут. Пока предпосылок для радикальной перестройки этой модели мы не видим.

В сборнике есть еще один любопытный показатель — ​разработка новых технологий. В 2021 году было разработано 2186 технологий, из них 88,1 % — ​новые для России, 11,9 % — ​принципиально новые. Можно ли этими цифрами гордиться? Можно ли назвать их индикаторами такой тенденции, как конвертация научных знаний в прикладные технологические разработки?

«Разработка и использование передовых производственных технологий» — ​традиционный раздел статистического сборника «Индикаторы науки» с 2006 года. Причина этого — ​значимость прикладных технических решений для развития производства, экономического роста. Отмечу, что передовые производственные технологии разрабатывают и используют не только научные организации — ​статистическое обследование, по результатам которого формируется этот раздел, охватывает организации и иных отраслей. Ввиду этого напрямую сопоставлять показатели, представленные в этом разделе, с другими было бы некорректно. Но они и сами по себе имеют значительную ценность.

Три года назад методология статистического обследования процессов разработки и использования передовых производственных технологий была перестроена, поэтому сопоставимые данные доступны только за довольно короткий период. Но даже на этом горизонте мы видим небольшой рост числа созданных и используемых в производстве технических решений. Могу предположить, что в ближайшие годы, с учетом курса на обеспечение технологического суверенитета России, этот тренд продолжится.
Результативность исследований и разработок
Хотелось бы затронуть также тему публикаций в научных изданиях, индексируемых Scopus. Как в этой области выглядят позиции России?

В 2021 году Россия занимала восьмое место в рейтинге по числу публикаций в научных изданиях, индексируемых Scopus. При этом отставание от стран-­лидеров существенное: от Китая — ​в семь раз, от США — ​почти в пять с половиной. Эту разницу будет сложно скомпенсировать, даже несмотря на стабильный рост публикационной активности российских авторов.

Теоретически продвинуться вперед внутри рейтинга вполне реально: разница с ближайшим соседом — ​Японией — ​относительно невелика, 13 тыс. публикаций по результатам 2021 года. Однако оптимистичных прогнозов я бы пока давать не стала. 2022 год был непростым: зафиксированы случаи, когда российских авторов отказывались публиковать в зарубежных изданиях. Изменились повестка и задачи в целом.

Сборник также содержит результаты исследований общественного мнения. Как меняется отношение общества к науке?

На протяжении всего периода, в течение которого ведутся такие обследования, — ​с 1995 года — ​в российском обществе наблюдается доминирование пронаучных настроений. Среди населения преобладают позитивные оценки вклада науки и технологий в различные аспекты жизни. Например, опрос на рубеже 2020−2021 годов показал, что 65 % респондентов видят в развитии науки больше плюсов, чем минусов. Среди основных положительных эффектов опрошенные отмечают повышение качества жизни и эффективности различных повседневных процессов. Конечно, россияне видят и некоторые минусы развития науки и технологий: например, почти 64 % опрошенных отметили, что люди стали слишком зависимы от новых технологий.

Вместе с ростом доверия к науке растет и престиж профессии ученого. Почти 90 % опрошенных в 2021 году были уверены, что ученые помогают решать социально значимые задачи. 59 % взрослого населения нашей страны были бы рады, если бы их дети пошли в науку. В 2010 году таких было гораздо меньше — ​42 %.

Какие тенденции развития науки в целом вы можете отметить?

Среди позитивных трендов отмечу рост привлекательности научной карьеры. К показателям социальной поддержки добавлю и тот факт, что в 2021 году более 2 % выпускников вузов пошли работать в организации, осуществляющие исследования и разработки. На мой взгляд, это хорошее достижение. Мы наконец вернулись к показателю 2001 года, после которого наблюдался настоящий провал: в начале 2010‑х годов в науку шло менее 1 % выпускников. Кроме того, в последние годы постепенно повышается привлекательность аспирантуры — этой «точки входа» в науку. В 2021 году в аспирантуру поступили почти 28 тыс. человек, это почти на 12,5 % больше, чем в 2019‑м. Надеюсь, эти тренды закрепятся и наука станет привлекательным жизненным шансом для многих талантливых молодых ребят.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ #1_2023