Национальные стратегии: добавить синего
Вопросы о «перекрашивании» экономики в синий — на повестке дня разных государств.
«Во многих странах разработаны национальные стратегии для внедрения принципов „синей экономики“, включающих вопросы пространственного развития, функционирование цепочек добавленной стоимости и выделение целевых секторов, связанных с „синей экономикой“. Также стимулирируются инвестиции в эти сектора. Кроме того, отдельный большой блок — научные исследования, связанные с океаном», — подчеркнула, выступая на форуме «Атомэкспо‑2022», директор департамента многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития России Наталья Стапран.
Так, «синяя» повестка занимает центральное место в национальной стратегии Индии. В 2019 году правительство представило «Видение Новой Индии 2030», в котором «синяя экономика» вошла в 10 ключевых направлений развития страны. В 2020 году Экономический консультативный совет премьер-министра Индии представил на общественное обсуждение документ «„Синяя экономика“ Индии» (India's Blue Economy).
«На береговой линии Индии протяженностью 7517 км расположены девять штатов и 1382 острова. В стране 12 крупных и 187 менее крупных портов, ежегодно обрабатывающих около 1400 млн тонн грузов, 95 % объема торговли Индии осуществляется с помощью морского транзита. (…) Развитие „синей экономики“ имеет жизненно важное значение для экономического роста страны», — говорится в документе.
Авторы называют семь приоритетных областей для внедрения принципов «синей экономики»: национальная система учета и управление экономикой океана; территориальное планирование прибрежных морских районов и туризм; морское рыболовство, аквакультура и переработка рыбы; обрабатывающая промышленность, торговля, развитие человеческого капитала; логистика, инфраструктура и морские перевозки; прибрежная и глубоководная добыча полезных ископаемых, морская энергетика; безопасность и международное сотрудничество.
«Индийский океан, омывающий границы 40 стран, занимает площадь более 70 млн км2. Это основная транспортная артерия для перевозки разных видов товаров, в том числе нефтепродуктов. На языке хинди слово „океан“ звучит: SAGAR, что премьер-министр Индии Нарендра Моди предложил расшифровать: Security And Growth for All — "безопасность и рост для всех»". «Индия, расположенная в сердце Индийского океана, рассматривает его как важнейший водный ресурс, открывающий возможности для развития и всеобщего экономического роста», — говорит доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Института технологий и науки Бирлы (Индия) доктор Рудра Прасад Прадхан.
Активно добавляют в свои экономики синий цвет и другие страны.
В Индонезии Морская доктрина реализуется с 2014 года, в 2017 году в стране вышел указ президента «Национальная морская политика». Это зонтичный документ, распределяющий реализацию 76 программ между различными ведомствами и управлениями. Более 400 шагов, описанных в документе, касаются защиты окружающей среды, управления морскими ресурсами, развития человеческого капитала, совершенствования безопасности.
Канада еще в 1997 году приняла Закон об океанах (Oceans Act). Этот документ стал первым в мире детально проработанным законодательством по управлению сферами экономики, связанными с океаном. «Береговая линия Канады — самая протяженная в мире, а ее морское дно занимает площадь, равную двум третям площади суши. Океаны — источники коммерческого и рекреационного рыболовства, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, морского туризма, аквакультуры, судоходства, а также множества других видов экономической деятельности, которые ежегодно вносят более $ 20 млрд в экономику Канады», — отмечается в правительственной «Стратегии Канады в области океанов» (Canada's Оcean Strategy). Министерство рыболовства Канады предложило «Стратегию развития „синей экономики“» до 2040 года (Canada's Blue Economy Strategy 2040), в которой говорится о возможности глобального лидерства Канады в области «синей экономики», а также планируется изучать и защищать морскую среду, поддерживать устойчивые и «синие» инициативы. Среди целей — экономические (создание новых рабочих мест и пр.), социальные (поддержание здоровья граждан), экологические (развитие науки, регулярный мониторинг).
Собственная стратегия в отношении океана имеется и у Норвегии (выпущена в 2017 году, актуализирована в 2019 году). Три главных приоритета: цифровизация «синей экономики», развитие «зеленого» судоходства и береговой инфраструктуры, борьба с изменением климата. Именно тема развития «синей экономики» и сохранения экосистемы океана стала основной для Норвегии на международном форуме «ЭКСПО 2020». Площадь океанических территорий Норвегии в шесть раз больше, чем территория страны. Норвегия развивает множество технологий, связанных с океаном: добывает нефть и газ в море, получает электроэнергию с помощью плавучих ветряных электростанций, активно пользуется морскими перевозками. Последние, кстати, остаются одним из самых «грязных» видов транспорта: по данным S&P Global Platts Analytics, на долю морского судоходства приходится от 2 % до 3 % от общих выбросов CO2, и некоторые ученые прогнозируют, что к 2050 году эта цифра может вырасти до 17 %. На стендах павильона Норвегии на «ЭКСПО 2020» демонстрировались различные подходы к реализации принципов «синей экономики». Например, кейсы развития «зеленого» судоходства: переход на беспилотные электрические контейнеровозы (такое судно — Yara Birkeland — выполнило первый пробный рейс еще в 2021 году; оно способно одновременно перевезти 103 контейнера), гибридные танкеры, умеющие перерабатывать собственные выбросы в электроэнергию, и даже грузовые суда, работающие на водородном топливе. Также обсуждались способы перехода от ископаемых видов топлива к более экологичным: например, адаптация «грязных» технологий к «зеленым» проектам вроде морского ветра, аквакультуры и других. И, конечно, предлагались варианты борьбы с пластиком в океане. Три норвежские компании: Inframar, Empower и DNV — предложили ввести «пластиковые» сертификаты, а сбор пластика и его отслеживание проводить в системах на основе блокчейна.
США тоже не обходят стороной «синюю» повестку: в 2021 году Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) опубликовало «Стратегию в сфере „синей экономики“ на 2021−2025 годы», в которой содержится дорожная карта. Она предлагает широкий спектр мер, от развития береговой инфраструктуры, восстановления коралловых рифов и продвижения продуктов рыболовства до расширения сети всемирных исследований в области океана.
Китай, как всегда, действует поступательно. В 2010 году были запущены три пилотных проекта развития морской экономики, самый любопытный — создание «Синей экономической зоны» на полуострове Шаньдун. Уже через два года власти Китая одобрили планы создания восьми прибрежных районов, где морская экономика станет приоритетной. Позже был выпущен ряд документов по морскому управлению.
«Даже с учетом различных подходов к оценке „синей экономики“, к „синей“ таксономии, к механизмам координации, в целом у большинства крупнейших стран мира совпадает видение принципиальных моментов, касающихся „синей экономики“: это целеполагание и устойчивое развитие», — отметила, выступая на форуме «Атомэкспо‑2022», Н. Стапран.