Росатом завершил утилизацию плавучей технической базы «Лепсе», длившуюся больше 10 лет. В хранилище реакторных отсеков в Сайда- Губе (Мурманская область) доставлена последняя, носовая блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна. Всего было вывезено 639 топливных сборок.
«Лепсе» начали строить еще в 1934 году, достроили только в 1961‑м; с 1964 по 1988 год судно использовалось как техбаза для обслуживания атомного флота. «Лепсе» была оборудована хранилищем для ОЯТ, цистернами для сбора и хранения жидких РАО и помещениями для технологических операций. В 1988 году судно вывели из эксплуатации, спустя два года поставили на якорь в Мурманской области.
ОЯТ на судне хранили в так называемом мокром режиме — пеналы заполнялись водой. Результат — коррозионное разрушение топливных сборок. Чтобы создать дополнительный защитный барьер, в 1991 году межбаковое пространство хранилища ОЯТ было заполнено бетонными смесями.
Обследование судна и разработка проекта утилизации начались в 2005 году, в 2012—2017 годах плавбазу постепенно демонтировали. ОЯТ для переработки вывозили на ПО «Маяк».
Наибольшую опасность представлял отсек с топливными сборками. Часть сборок были повреждены, так что изъять их обычными способами не представлялось возможным. Для безопасной утилизации ОЯТ «Лепсе» поместили в специальное наземное укрытие, что позволило исключить влияние погоды — волнения моря и атмосферных осадков. А для того чтобы ТВС не разрушились в процессе выгрузки, их вынимали вместе с оболочками ячеек хранения. Во многих процессах были задействованы роботы.
После завершения проекта радиационная опасность северо- западной части Арктики снизится — суммарная активность сократится на 540 тыс. Ки.
«Лепсе» начали строить еще в 1934 году, достроили только в 1961‑м; с 1964 по 1988 год судно использовалось как техбаза для обслуживания атомного флота. «Лепсе» была оборудована хранилищем для ОЯТ, цистернами для сбора и хранения жидких РАО и помещениями для технологических операций. В 1988 году судно вывели из эксплуатации, спустя два года поставили на якорь в Мурманской области.
ОЯТ на судне хранили в так называемом мокром режиме — пеналы заполнялись водой. Результат — коррозионное разрушение топливных сборок. Чтобы создать дополнительный защитный барьер, в 1991 году межбаковое пространство хранилища ОЯТ было заполнено бетонными смесями.
Обследование судна и разработка проекта утилизации начались в 2005 году, в 2012—2017 годах плавбазу постепенно демонтировали. ОЯТ для переработки вывозили на ПО «Маяк».
Наибольшую опасность представлял отсек с топливными сборками. Часть сборок были повреждены, так что изъять их обычными способами не представлялось возможным. Для безопасной утилизации ОЯТ «Лепсе» поместили в специальное наземное укрытие, что позволило исключить влияние погоды — волнения моря и атмосферных осадков. А для того чтобы ТВС не разрушились в процессе выгрузки, их вынимали вместе с оболочками ячеек хранения. Во многих процессах были задействованы роботы.
После завершения проекта радиационная опасность северо- западной части Арктики снизится — суммарная активность сократится на 540 тыс. Ки.