Государственные системы поддержки научно-технологического развития, изначально сформированные под задачи победы в холодной войне, в последние 40 лет немного расшатались: спасибо 1980−1990‑м с их приватизацией (и повсеместными дефицитами госбюджетов), инновационной экономикой и международным сотрудничеством. Но теперь, кажется, колесо завершило очередной оборот — и всё возвращается на круги своя.
На фоне надвигающегося экономического шторма «глобальные рынки», «мировая наука» и пиар-призыв «сделать мир лучше» стремительно потеряли актуальность, а государства ударились в активное экономическое и технологическое огораживание.
То, что нас ждет завершение эпохи открытых инноваций, понятно уже давно. Торговые и санкционные войны (в основном, конечно, между США и Китаем); запреты на сотрудничество с китайскими, российскими и иранскими научными фондами/программами; рухнувшие во время пандемии глобальные цепочки поставок; американский «Акт о микроэлектронике и точных науках» (Science and Chip Act, 2022), призванный, в числе прочего, не допустить утечки критических технологий в Китай; заявления Си Цзиньпина на ХХ съезде КПК, которые большинство западных экспертов проинтерпретировали как ставку на национальную безопасность и увеличение закрытости.
Однако мировое (точнее, уже не мировое) научное сообщество начало реагировать на эти знаки только сейчас.
Первыми спохватились коллеги из США: пару месяцев назад Национальная академия точных наук, инжиниринга и медицины выпустила консенсус-доклад «Защищая технологическое превосходство США» (Protecting U. S. Technological Advantage), в котором прямым текстом требует от федерального Офиса по науке и технологиям определить открытые и закрытые направления исследований и выставить соответствующие требования к исследователям и исследовательским инфраструктурам, вплоть до локализации исследований и разработок по критическим направлениям только и исключительно в защищенных условиях: государственных лабораториях, зонах ограниченного доступа и пр.
Более того, по версии академии, Национальный научный фонд и Совет по национальной безопасности должны изменить сам подход к научно-технологическому развитию, включая направления финансирования и требования к получателям государственных средств: ядром процесса принятия решений должна стать оценка рисков и угроз, с которыми сталкивается США — и в части удержания глобального технологического лидерства, и в части национальных интересов в целом.
Угрозы национальной безопасности, в том числе экономической, которые несут те или иные технологии, должны оцениваться уже на самых ранних этапах их создания, то есть на стадии перехода исследований от фундаментальных к потенциально прикладным (TRL-2). В том числе в тех случаях, когда технологии или технологические платформы появляются в коммерческих компаниях.
Для пущего государственного контроля предлагается расчехлить инструментарий, добрая половина которого активно применялась во времена холодной войны, в том числе:
Обеспечить трансфер
Первая проблема — как выжать все, что можно, из того научно-технологического задела, который уже есть у страны, обеспечив быстрый трансфер научных результатов в экономику.
Самый интересный портфель решений проблемы трансфера сложился в США, причем буквально за последние год-полтора.
В этом портфеле, во‑первых, — новый тип исследований: «фундаментальные исследования, ориентированные на проблемы реального мира» (user-inspired basic research), основные характеристики которых заимствованы из современной корпоративной науки и прямо отсылают к продуктовому подходу:
Для развития именно этого типа исследований в 2022 году в США было создано специальное Управление по технологиям, инновациям и партнерствам (Technology, Innovation and Partnerships; TIP) при Национальном научном фонде, которое должно обеспечить парадигмальный сдвиг в исследованиях и разработках, необходимый для нормального трансфера научных результатов в экономику.
Для решения этих задач в TIP уже развернуты несколько программ: